Человек как объект естественнонаучного познания

Современные науки о человеке

Тема 10

Еще в античной философии много внимания уделялось выяснению природы человека. Киники видели ее в естественном обра­зе жизни и ограничении желаний и материальных потребностей; Эпикур – в чувствах, общих у человека и животных; Сенека и стои­ки – в разуме. Согласно религиозным представлениям основное отличие человека от животных заключается в существовании у него Души. Преп. Серафим Саровский говорил: «Господь не одну плоть Адамову создал от земли, но вместе с ней и душу, и дух человеческий: но до этого мгновения, когда Бог вдунул в него дыхание жизни, Адам был подобен прочим животным». Свт. Феофан (Говоров) высказал подобную же мысль: «Бы­ло животное в образе человека, с душою животного. Потом Бог вдунул в него Дух Свой – и из животного стал человек».

Другим важнейшим отличием человека от тварного мира, с точки зрения христианской апологетики, заключается в существовании у него по словам С.Н. Булгакова «религиозной одаренности, … религиозного органа, воспринимающего Божество и его воздействие». Благодаря религиозной одухотворенности человеческое общество породило большое количество религиозных воззрений, а каждый Человек посвящает себя искреннему исканию истины, смысла жизни. Другой отличительной чертой человека от животных с позиций христианства является наличие у человека нравственности.

В западной философии, особенно в марксизме, на передний план выдвинулось представление о социальной (общественной) сущ­ности человека. Естествознание рассматривает человека как биосоциальное существо, соединяющее в себе био­логическую предопределенность (сближающую его с животными) и его гуманистическую сущность (присущую только людям). Поисками границ между биологическим и специфически человеческим занимается наука, получившая название социобиологии. Эта наука находится на стыке естественнонауч­ного и гуманитарного знания.

Человек как предмет естественнонаучного познания может рассматриваться в трех аспектах: 1) происхождение; 2) соотношение в нем естественного и гуманитарного; 3) изучение специфики человека (строение мозга, организация психических процессов и др.) методами естественнонаучного познания. Первое направление, традиционно называемое антропологией – изучает когда, от кого и как произошел человек и чем он отличается от животных. Второе направление – объект изучения социобиологии. Третье направление изучается комплексом наук (физиологией, психологией и др.).