Методология использования информационной технологии

Централизованная обработка информации на ЭВМ вычис­лительных центров была первой исторически сложившейся технологией. Создавались крупные вычислительные центры (ВЦ) коллективного пользования, оснащенные большими ЭВМ (в нашей стране — ЭВМ ЕС). Применение таких ЭВМ позволяло обрабатывать большие массивы входной информа­ции и получать на этой основе различные виды информаци­онной продукции, которая затем передавалась пользователям. Такой технологический процесс был обусловлен недостаточ­ным оснащением вычислительной техникой предприятий и организаций в 60—70-е гг.

Достоинства методологии централизованной технологии:

• возможность обращения пользователя к большим масси­вам информации в виде баз данных и к информационной про­дукции широкой номенклатуры;

•сравнительная легкость внедрения методологических ре­шений по развитию и совершенствованию информационной технологии благодаря централизованному их принятию. Недо­статки такой методологии очевидны:

•ограниченная ответственность низшего персонала, который не способствует оперативному получению информации пользователем, тем самым предшествуя правильности выработ­ки управленческих решений;

•ограничение возможностей пользователя в процессе полу­чения и использования информации.

Децентрализованная обработка информации связана с появле­нием в 80-х гг. персональных компьютеров и развитием средств телекоммуникаций. Она весьма существенно потеснила преды­дущую технологию, поскольку дает пользователю широкие возможности в работе с информацией и не ограничивает его инициатив.

Достоинствами такой методологии являются:

•гибкость структуры, обеспечивающая простор инициативам пользователя;

•усиление ответственности низшего звена сотрудников;

•уменьшение потребности в пользовании центральным компьютером и, соответственно, контроле со стороны вычис­лительного центра;

•более полная реализация творческого потенциала пользо­вателя благодаря использованию средств компьютерной связи.

Однако эта методология имеет свои недостатки:

•сложность стандартизации вследствие большого числа уникальных разработок и т.д.

Новая информационная технология должна быть такой, чтобы уровни информации и подсистемы, ее обрабатывающие, связывались между собой единым массивом информации. При этом предъявляются два требования. Во-первых, структура системы переработки информации должна соответствовать рас­пределению полномочий пользователей. Во-вторых, информа­ция внутри системы должна функционировать так, чтобы дос­таточно полно отражать уровни управления.