Тесты в процессе контроля, их общая характеристика.

Формы контроля.

Под формами контроля понимают, во-первых, внутреннюю организацию процесса проверки – организационные формы; во-вторых, внешнее выражение процесса проверки – внешние формы. Рассмотрим организационные формы:

· индивидуальная проверка – всесторонняя проверка знаний умений и навыков конкретного ученика;

· групповая проверка – контроль за учебной деятельностью целой группы (при групповой работе), оценивание вклада каждого в результат работы;

· фронтальная проверка – опрос всего класса с использованием вопросов, требующих краткого ответа. Во время фронтальной проверки работает весь класс в быстром темпе. Цель – повторение изученного материала, проверка степени усвоения классом изученного материала. Достоинства данного вида проверки – мобильность контроля, экономия времени, охват опросом большинства класса. Недостатки – фрагментарность ответов, невозможность основательно выяснить уровень знаний каждого отдельного ученика;

· комбинированный (уплотненный) опрос. Во время такого опроса 2-3 ученика выполняют задания на доске, 4-5 учеников работают письменно, выполняя задания по карточкам в тетради, один учащийся отвечает устно, давая индивидуальный развернутый ответ. Класс слушает и анализирует ответ ученика. После этого отвечают ученики, выполняющие задания на доске, работавшие письменно, сдают тетради учителю;

· взаимоконтроль. Учащиеся проверяют друг у друга тренировочные письменные работы после выполнения, обсуждают правильность результатов, консультируются с учителем, справочной литературой, учебником;

· самоконтроль – проверка учеником результатов собственной работы. Осуществляется на основе самоанализа, консультации с учителем, учебником, справочной литературой;

· поурочный балл – общая оценка познавательной активности ученика на уроке и ее результатов. Выставляется в конце урока и комментируется учителем.

 

Тесты (от англ. test – проба, испытание) – это стандартизированные опросники или краткое задание, одновариантная контрольная работа, охватывающая вопросы, подлежащие проверке в связи с изученным материалом. Цель – дать точные и достоверные сведения о количестве и качестве усвоения учащимися изученного материала.

Тесты классифицируются по форме (индивидуальные и групповые, устные и письменные, бланковые и предметные, вербальные и невербальные, аппаратурные и компьютерные) и по содержанию (тесты интеллекта, способностей, достижений и личностные).

Самые распространенные в процессе контроля – тесты достижений. Их формула: Т (тест)= З (задание) + Э (эталон). Сравнивая результат выполнения задания с эталоном, объективно оценивается качество усвоения знаний. Тест достижений должен обладать следующими характеристиками:

а) валидность (адекватность) – содержание пробы должно соответствовать содержанию измеряемого признака;

б) определенность (общепонятность) – четкая и понятная формулировка задания;

в) простота – краткая формулировка;

г) однозначность – оценивание в соответствии с эталоном;

д) надежность – объективное тестирование одного учащегося обеспечивает устойчивость последующих результатов.

Тесты достижений рассчитаны на четыре уровня усвоения знаний учащимися.

Первый уровень.

Тест опознания. Например: является ли ртуть металлом? (Эталон – да.)

Тест на различение. Например: Какие условия необходимы для жизни растений: а) тепло, б) продолжительное лето, в) свет, г) влага, д) солнечная радиация (Эталон – а) да, б) нет, в) да, г) да, д) нет).

Тест на классификацию. Например: Укажите столицы приведенных государств Европы.

Государства: Столицы:

1. Швейцария а) Рига

2. Турция б) Лиссабон

3. Латвия в) Гаага

4. Швеция г) Стамбул

5. Бельгия д) Берн

6. Португалия е) Брюссель

7. Нидерланды ж) Стокгольм

(Эталон: 1 – д , 2 – г, 3 – а, 4 – ж, 5 – е, 6 – б , 7 – в )

Тесты на соотношение. Нахождение общности или различия в изучаемых объектах. Например: найдите лишнее понятие в ряду представленных:

а) корень, приставка, суффикс, окончание, ударение;

б) железо, медь, серебро, золото, пропан

Второй уровень.

Тесты – подстановки. Воспроизведение в тексте специально пропущенного элемента (слова, фразы, формулы и т.д.). Например: для нахождения неизвестного слагаемого необходимо …

Конструктивные тесты. Самостоятельное, по памяти воспроизведение учеником описания объекта, решения задачи и т.д. Например: доказательство теоремы и т.д.

Тест – типовая задача. Решение задач с применением известных формул, правил, алгоритмов и т.д. Например: какую приставку «пре» или «при» нужно писать в следующих словах: а) … езжий, б) … знак, в) … града, г) … лестный и т.д.

Третий уровень.

Тесты – нетиповые задачи на применение знаний и умений в практической деятельности. Основа – преобразование типовых задач второго уровня. При выполнении тестов этого уровня учащийся не только опирается на ранее известную ему информацию, но и получает новый результат, ранее ему не известный. Например: сделайте описание любого города в Белоруссии по следующему плану – 1) время создания, 2) экономико-географическое положение, 3) главные промышленные предприятия и их продукция, 4) учреждения образования и культуры, 5) состояние окружающей среды, 6) основные проблемы и направления развития. На основании материала, изученного на уроках истории и географии, дайте характеристику динамике количества жителей города с1959 по 1999 г.г. (задание на уроке географии для учащихся девятого класса).

Четвертый уровень.

Самые сложные тесты, контролирующие знания и умения учащихся решать проблемные ситуации и новые нетиповые задачи (творческая и исследовательская работа учащихся). Определенного эталона здесь может не быть, а разрабатывается гипотеза или методика решения проблемы. Тесты этого уровня используются в школе только в старших классах ввиду их сложности. В основном они применяются в классах повышенного уровня обучения (в лицеях, гимназиях, колледжах ) и в вузе. Например, задание учащимся девятого класса на уроке истории: составьте план сравнительной характеристики гражданской войны в России и Китае, сделайте сравнение на основе составленного вами плана (примерный эталон плана: причины войны, основные противоборствующие стороны и их цели, основные события войны, результаты войны). Задание студентам педагогического вуза – разработать методику оценки качества личности «гуманность».