Информационные системы муниципальных органов

Назначение ИС управления областью, является информационное управление механизма управления, основанное на рациональном использовании ресурсов региона и создание оптимальных условий жизни людей, проживающих на территории области. Такая постановка задачи управления приводит к необходимости одновременного манипулирования географическими данными по территории и статистическими данными, как о населении проживающем на территории, так и об объекте деятельности человека и последствиях этих данных – таким требованиям удовлетворяют современные ГИС. Эти системы представляют собой комплексный инструмент рационального природоиспользования управления и исследования явлений на местности с помощью средств вычислительной техники.

3. Современные ГИС являются эффективным средством организации взаимодействия трёх основных звеньев и обеспечения решения задач рационального природоиспользования, управления и исследования явлений на местности. Практически для пользователя это реализуется в виде карты: тематической либо ситуационной на экране дисплея к которой пользователь может обратиться с запросом и получить ответ как о характеристиках территории (рельеф, гидрография, дорожная сеть, населённые пункты), так и статическую информацию в виде территориально привязанных данных (численность населения, площади лесов и водоёмов и т. д.), а также данные дистанционного зондирования (описание геофизических полей, уровни загрязнённости и др). Объектом автоматизации является система управления областью, её можно разбить на 2 части: управляющая система и управляемая система.

Управляющая система построена по иерархическому принципу и содержит следующие уровни управления

1. Областное управление

2. Городское и районное управление

3. Районы города

4. Управление районов города и поселковых советов.

 

 
 

В соответствии с законом РФ субъектом на каждом уровне являються представители органов власти, советы и исполнительные органы (областные и местные администрации).

 

Областной совет и областная администрация руководствуются уставом области и осуществляют свои полномочия в рамках закона РФ “О краевом, областном совете народных депутатов и краевой областной администрации”. Обеспечивая осуществление общих для области задач социально-экономического развития, исполнение на местах законов РФ, актов, принятых президентом и правительством РФ, связь между органами государственной власти и управление РФ и органами местного самоуправления.
Структура управления областью.

В процессе выполнения своих основных задач совет и администрация области, а также советы и администрации территорий самоуправления взаимодействуют в тесном контакте, это взаимодействие можно представить моделью информационного взаимодействия систем управления областной администрации.

 

 

Рисунок - Информационная модель взаимодействия.

В соответствии с основными положениями законов РФ «О местном самоуправлении» и «о краевом и областном совете народных депутатов и краевой и областной администрации» основным объектом внимания как совета так и администрации является человек, территория как среда обитания, а также объекты хозяйственной деятельности расположенные на данной территории. С человеком связаны следующие основные вопросы обеспечения его прав, закрепленных за ним законодательно и удовлетворяющие его потребности:

- обеспечение занятости;

- удовлетворение жилищных потребностей;

- обеспечение продовольствием и услугами (транспортом и связью);

- обеспечения образования;

- обеспечение дошкольными учреждениями;

- социальное обеспечение;

- здравоохранение;

- обеспечение законности и правопорядка;

- охрана прав.

Из вопросов связанных с территориями следует отметить следующие:

- землепользование;

- градостроительство и архитектура;

- управление лесами;

- управление местными ресурсами;

- управление сельхозугодьями;

- дорожное строительство, транспорт, связь;

- геология, гидрография, гидрогеология территорий;

- проблемы связанные с экологией.

Вопросы применительно к объектам хозяйственной деятельности :

- производственно – экономические показатели предприятий;

- номенклатура выпускаемой ими продукции;

- сбалансирование отраслей экономики.

Анализируя перечисленный круг задач, деятельность совета и администрации можно охарактеризовать как процесс регулирования комплексного социально – экономического развития территории с целью поддержания на оптимальном уровне пропорций между их хозяйствующими и социальными элементами, при эффективном использовании ресурсов и полном удовлетворении социальных потребностей населения.

Подразделения администрации сгруппированы в соответствии с основным видом потребляемой и перерабатываемой информации. Создано несколько групп:

В первой группе называемой территория собраны подразделения основная деятельность которых связаны с обработкой картографической информации. Сюда относится комитет по земельной реформе и земельным ресурсам, главное управление архитектуры управления области, комитет экологии и природных ресурсов, управление лесами, штаб по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям. Эти подразделения владеют картографической информацией, ей заведуют, формируют и поддерживают в актуальном состоянии.

Ко второй группе население отнесены подразделения основной функцией которых является забота о человека на разных стадиях его жизненного пути:

- Управление труда;

- Областной центр занятости населения;

- Управление социальной защиты;

- Управление образования;

- Отдел здравоохранения;

- Отдел ЗАГС;

- Управление внутренних дел.

К третьей группе управление отнесены подразделения деятельность которых связана со сбором, переработкой и анализом разнородной информации о социально – экономическом состоянии области и выработки механизмов оперативного и долгосрочного управления. Важным результатом деятельности этих подразделений является разработка различных целевых программ развития региона, а также подготовка материала, для принятия решений администрацией области и советом.

- Комитет по экономике и прогнозированию;

- Финансовое управление;

- Комитет промышленности, транспорта, связи, дорожного строительства;

- Комитет архитектуры, строительства ЖКХ;

- Управление сельского хозяйства;

- Комитет по управлению гос.имуществом;

- Отдел по управлению внешне экономическими связями;

Сюда относятся подразделения аппарата главы администрации, юридический отдел и общий отдел.

Структурные подразделения указанных групп обмениваются информацией как между собой, образуя горизонтальные связи, так и с соответствующими подразделениями других уровней управления, образуя вертикальные связи.

Ряд структурных подразделений имеют ведомые подразделения и обязаны предоставлять информацию по этим линиям связи. Эти связи заставляют рассматривать систему информационного обеспечения управления областью как один из уровне информационного обеспечения РФ в целом. При этом можно выделить пять уровней в информационной системе:

1. Федеральный уровень.

2. Областной, краевой уровень.

3. Городской уровень.

4. Сельский уровень.

5. Предприятия и организации расположенные на территории области.

Отдельно следует выделить следующие потоки информации:

1. Организация распределительной информации – она обеспечивает горизонтальное взаимодействие структурных подразделений администрации и взаимодействие администрации с советом для контроля и исполнения решений.

2. Информация формирующая законодательную базу деятельности совета и администрации. Эта информация является единой для всех уровней управления и занимает особое место в схеме информационного взаимодействия.