Образование и использование фондов охраны природы
Виды ущерба от загрязнения окружающей среды
Наиболее объективным критерием, используемым при экологической экспертизе, является ущерб, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.
Различают ущерб трёх видов: фактический, возможный и предотвращенный.
Под фактическимущербом понимают фактические потери и урон, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.
Возможныйущерб - это ущерб экономике, который мог бы быть в случае отсутствия природоохранных мероприятий.
Под предотвращеннымущербом понимают разность между возможным и фактическим ущербами.
Методика расчета ущерба предполагает учет ущерба, причиняемого повышенной заболеваемостью населения; ущерба сельскому хозяйству, жилищному, коммунальному и бытовому хозяйству, промышленности и другие виды ущерба.
Расчеты носят оценочный характер, вследствие недостатка достоверной естественно - научной и социологической информации.
В самом общем плане методические вопросы экономической оценки ущербов от загрязнения окружающей среды можно свести к денежной оценке негативных изменений в широком спектре последствий:
1) социальными ущербами (ухудшения здоровья человека, вынужденного дышать загрязненным воздухом, пить воду. Содержащую вредные примеси и есть продукты, «обогащенные» нитратами; изменение возможностей развития и воспитания личности вследствие исчезновения привычного ландшафта и природы, а также исторических и культурных памятников, несших информацию о национальной культуре);
2) экологическими ущербами (необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетические потении и т.д.);
3) экономическими ущербами (изменение полезности окр. среды вследствие ее загрязнения).
В соответствии с законодательством РФ «О коренной перестройке по охране природы в стране» решено создать местные фонды и фонды по охране природы. Они образуются за счет средств, выплачиваемых предприятиями, расположенными на управляемых ими территориями, независимо от форм собственности.
Они складываются:
- платежи за допустимые, сверхнормативные и аварийные выбросы загрязняющих веществ в природную среду;
- платежи за некомплектное использование сырья;
- штрафы в возмещении ущерба окр среде;
- долевое участие предприятия в финансировании природоохранных работ;
- добровольные взносы и др...
Средства фондов используются на финансирование:
- мероприятий, предупреждающих негативные явления загрязнения природной среды (озеленение, восстановление и сохранение малых рек…);
- работ по развитию заповедников, национальных парков, научно исследовательских работ в области окружающей среды;
- работ по оценке воздействия на окружающую среду выбросов, проведения государственной экологической экспертизы проектов и хозяйственной деятельности;
- строительства предприятий по утилизации отходов и очистных сооружений на действующих предприятиях;
- часть средств резервируется на ликвидацию непредвиденных природных явлений и аварийных ситуаций, причиняющих ущерб природной среде.
- до 10% на строительство оздоровительных учреждений;
- до 2% на ликвидацию непредвиденных природных явлений.
Источники платы за выбросы – прибыль (ПДВ(ПДС)+10% - 2-хкратный сбор; +25% - 3-хкратный; +50% - 4-хкратный; более в 5-м размере). ПДВ идет в счет себестоимости, сверх нормы выплачивается за счет прибыли.
Государственные и республиканские фонды решают вопросы организации и планирования работ по охране природы.
Они оказывают помощь в выполнении программ охраны природы, разработке нормативов, законов, издательской деятельности, подготовке и переподготовке кадров, создании резервных фондов на случай стихийных и иных бедствий и т. д.