Образование и использование фондов охраны природы

Виды ущерба от загрязнения окружающей среды

Наиболее объективным критерием, используемым при экологической экспертизе, является ущерб, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Различают ущерб трёх видов: фактический, возможный и предотвращенный.

Под фактическимущербом понимают фактические потери и урон, наносимый экономике в результате загрязнения окружающей среды.

Возможныйущерб - это ущерб экономике, который мог бы быть в случае отсутствия природоохранных мероприятий.

Под предотвращеннымущербом понимают разность между возможным и фактическим ущербами.

Методика расчета ущерба предполагает учет ущерба, причиняемого повышенной заболеваемостью населения; ущерба сельскому хозяйству, жилищному, коммунальному и бытовому хозяйству, промышленности и другие виды ущерба.

Расчеты носят оценочный характер, вследствие недостатка достоверной естественно - научной и социологической информации.

В самом общем плане методические вопросы экономической оценки ущербов от загрязнения окружающей среды можно свести к денежной оценке негативных изменений в широком спектре последствий:

1) социальными ущербами (ухудшения здоровья человека, вынужденного дышать загрязненным воздухом, пить воду. Содержащую вредные примеси и есть продукты, «обогащенные» нитратами; изменение возможностей развития и воспитания личности вследствие исчезновения привычного ландшафта и природы, а также исторических и культурных памятников, несших информацию о национальной культуре);

2) экологическими ущербами (необратимые разрушения уникальных экосистем, исчезновение видов, генетические потении и т.д.);

3) экономическими ущербами (изменение полезности окр. среды вследствие ее загрязнения).

В соответствии с законодательством РФ «О коренной перестройке по охране природы в стране» решено создать местные фонды и фонды по охране природы. Они образуются за счет средств, выплачиваемых предприятиями, расположенными на управляемых ими территориями, независимо от форм собственности.

Они складываются:

- платежи за допустимые, сверхнормативные и аварийные выбросы загрязняющих веществ в природную среду;

- платежи за некомплектное использование сырья;

- штрафы в возмещении ущерба окр среде;

- долевое участие предприятия в финансировании природоохранных работ;

- добровольные взносы и др...

Средства фондов используются на финансирование:

- мероприятий, предупреждающих негативные явления загрязнения природной среды (озеленение, восстановление и сохранение малых рек…);

- работ по развитию заповедников, национальных парков, научно исследовательских работ в области окружающей среды;

- работ по оценке воздействия на окружающую среду выбросов, проведения государственной экологической экспертизы проектов и хозяйственной деятельности;

- строительства предприятий по утилизации отходов и очистных сооружений на действующих предприятиях;

- часть средств резервируется на ликвидацию непредвиденных природных явлений и аварийных ситуаций, причиняющих ущерб природной среде.

- до 10% на строительство оздоровительных учреждений;

- до 2% на ликвидацию непредвиденных природных явлений.

Источники платы за выбросы – прибыль (ПДВ(ПДС)+10% - 2-хкратный сбор; +25% - 3-хкратный; +50% - 4-хкратный; более в 5-м размере). ПДВ идет в счет себестоимости, сверх нормы выплачивается за счет прибыли.

Государственные и республиканские фонды решают вопросы организации и планирования работ по охране природы.

Они оказывают помощь в выполнении программ охраны природы, разработке нормативов, законов, издательской деятельности, подготовке и переподготовке кадров, создании резервных фондов на случай стихийных и иных бедствий и т. д.