Логистические информационные системы

Построение информационной системы логистики должно быть индивидуальным в зависимости от количества задач и структуры организации. При этом под информационной системой понимают систему сбора, хранения, накопления, поиска и передачи данных, применяемых в процессе управления. Рекомендуется всю логистическую систему рассматривать как совокупность функционально ограниченных подсистем, функционирование которых обеспечивается информацией на уровне ее собственных информационных подсистем. Основной целью создания информационной системы в организации является обеспечение ее конкурентоспособности в сложных рыночных условиях. Потребителями информационной системы в организации являются: подразделения маркетинга, логистики, склад, разработчики изделий и технологий, управленческий персонал. К внешним потребителям относятся: потребители продукции, поставщики сырья и материалов, посредники, предприятия-конкуренты, инвесторы, рекламодатели.

Основные принципы построения любой информационной системы:

- иерархия - подчиненность задач и использования источников данных;

- принцип агрегированности данных - учет запросов информации с разных уровней управ-

ления;

- избыточность - построение с учетом не только текущих, но и будущих задач;

- адаптивность к изменяющимся запросам;

- согласованность и информационное единство - исключение возможности несогласован-

ных действий и вывод неправильной информации;

- открытость системы (для пополнения данных).

Эффективность логистики зависит и от уровня развития логистической информационной системы (ЛИС). Она представляет собой совокупность информационных потоков, циркулирующих внутри и между элементами логистической системы, а также между нею и внешней средой. Именно информация приводит в действие логистическую систему, обеспечивая ей гибкость, открытость и согласованность управляющих решений, принимаемых на различных стадиях движения материального потока. Логистические информационные системы делятся на три группы:

1. Плановые ЛИС – создаются на административном уровне управления и служат для принятия решений стратегического характера. С их помощью осуществляется планирование производства, общее управление запасами, управление данными и оптимизация звеньев логистической системы предприятия.

2. Диспозитивные (диспетчерские) ЛИС создаются на уровне управления цехом или складом с целью управления запасами на местах складирования, отбора товаров по заказам клиентов, их комплектации и отгрузке потребителям.

3. Исполнительные ЛИС создаются на уровне оперативного управления. Они позволяют получать информацию о движении грузов в реальном масштабе времени и своевременно принимать управленческие решения в случае сбоя в логистической системе. Инвестиционные вложения в создание и развитие логистической информационной системы, как правило, окупаются за короткий период времени (до года). Текущие издержки функционирования данной системы невелики по сравнению с теми выгодами, которые получают ее пользователи на различных уровнях управления предприятием. Логистическая информационная система может работать в нескольких режимах: обучающем, информационно-справочном, расчетно-аналитическом, советующим (выдается несколько решений на основе формализованных и интуитивных методов) и оптимизационном. Для реализации данных режимов в состав математического обеспечения ЛИС включаются следующие аналитические модели:

- факторного анализа экономических и финансовых показателей;

- обобщения информации - для построения интегральных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации;

- прогноза - используется для определения вариантов развития предприятия;

- имитации и принятия оптимальных решений в логистической системе.

В организационном плане ЛИС представляет собой совокупность программных модулей или подсистем (табл. 4).

Таблица 4