Кризис феодального мировоззрения и его влияние на экономическую мысль позднего средневековья

ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ БУРЖУАЗНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Рост развития производительных сил, углубление общественного разделения труда, рост городов привели к появлению новых явлений. В ХIУХУ в.в. в Западной Европе шел процесс ликвидации личной зависимости. В ХУI–ХУIII веках были ликвидированы все формы поземельной зависимости крестьян. Идет процесс появления чистой частной собственности, без вмешательства в нее государства. Все это указывало на протекание в пределах феодального строя новых явлений – процессов первоначального накопления капитал. Данная закономерность усиливалась “революцией цен”, что привело к обесценению денежных рент, кровавому законодательству и, наконец, сталкиванием этих процессов с узостью внутреннего рынка (ХУI – последняя треть ХУIII в.). Катализатором этих процессов выступило развитие мирового рынка. Одновременно с ним усиливалась роль купечества в этих процессах, что нашло отражение идеологии меркантилизма. Происходит союз абсолютистских монархий с купечеством на почве помощи их друг другу для увеличения денег в стране. Государству они были нужны для бюджета. Купцам как цель их деятельности.

В целом меркантилизм, возникший в условиях первоначального накопления капитала, решал триединую задачу:

а) экономическую – по обеспечению роста денег в стране;

б) правовую – по отделению рабочей силы от средств производства;

в) политическую – по сохранению до определенного времени строя абсолютистской феодальной монархии, как основное условие для решения первых двух задач.

Новый этап развития уже капитализма приведет к недостаточности анализа сферы обращения и к необходимости анализа сферы производства, что вытекало из закономерностей появления другой системы отношений, и потому нуждалось в осмыслении. Начинается критика меркантилисткой доктрины, которая завершится появлением трудовой теории стоимости. Кроме того, в пределах феодального мировоззрения возникают ряд новых моментов отражающих эти процессы.

Прежде всего, следует отметить экономические идеи, выходящие за пределы феодального мировоззрения и представляющие собой реализацию чаяний обездоленных классов. Это были ереси, программы крестьянских восстаний, и, наконец, социальные утопии периода разложения феодализма.

а) Новая этика эпохи Возрождения

Постепенно, в эпоху позднего Средневековья начинают появляться направления общественной мысли принципиально другого характера, которые впервые отражают закономерности зарождения буржуазного строя, о чём возвестила эпоха Возрождения с воспеванием человека, его величия и слабостей. Она кардинально отличалась от феодального мировоззрения, трактовавшего человека, как ничтожного перед Богом. Однако, данные положения, хотя и выходили за рамки феодального мировоззрения и формировали новый тип этики отношений между людьми, не являлись экономической мыслью, хотя серьёзно подготавливали почву для её появления. Кроме того, данная этика охватывала сравнительно небольшой круг образованных людей, находящихся ещё в пределах религиозного мировоззрения.

 

б) Критика торгашеского феодализма и обоснование буржуазного предпринимательства. М.Лютер и Ж.Кальвин

 

В позднем средневековье набирает силу развитие новое явление – развитие торговли, углубление Разделения труда, рост городов. Данные формы характеризуют собой становление начал капитала. Одновременно с этим получает развитие торгашеский феодализм (слияние денег дворянства с деньгами ростовщиков) усилившего разрушение натурального хозяйства и рост паразитического потребления. Против этого выступил Мартин Лютер, открывший эпоху реформации церкви. Он разрушил с существующую стену между верующими и Богом. Теперь богоугодность личности определялась не его набожностью и щедрыми подношениями Римо-Католической Церкви, а его успехами человека в избранной им сфере трудовой деятельности. Искупление грехов определялось уже не покупкой индульгенций, а каждодневным кропотливым трудом на собственное благо и благо общества.

Данные экономические идеи получили название идей реформации. В сословный строй внедрялась идея справедливости в отношениях между людьми, которая имела продолжение в виде идеи эквивалентного обмена. Идея честного труда расширяла круг социально-значимых видов деятельности людей. Так, при рабовладении таким трудом признавался только труд по управлению людьми. Теперь к нему добавляется труд в сельском хозяйстве. А расширение ремесленного производства вводит в круг социально значимых буржуазное предпринимательство. Становление новых отношений через торговлю вызывало усиление нового вида богатства общества - денег и необходимость их накопления, что шло в разрез с большими расходами церкви, проедавшей значительную часть прибавочного продукта. Нуждались в экономном использовании и средства идущие на постройку новых церквей. Отсюда встала задача ее удешевления. В связи с этим, прибавочный продукт всё больше расходовался не на личное потребление, а на расширение производства. Постепенное производство из простого переходило в расширенное, которое является главным условием нового общества.

Жан Кальвин дополнил эти идеи положением о богоизбранности капиталистов. Все это сыграло важную роль в подготовке новой идеологии и менталитете нации, которая вылилась в формирование принципиально нового буржуазного сознания, новой этики хозяйственных отношений. В ней начало формироваться мировоззрение хозяйствующего субъекта, наделенного принципиально новыми качествами: честностью и пунктуальностью в отношениях между людьми, как основой нормальных рыночных отношений. Так, представители французских протестантов (гугенотов), попавшие в Новый Свет, представители того общества, попавшего в новый Свет, считали честными от рождения. Появилась даже пословица о честном человеке: честен как гугенот. Вторым, не менее важным качеством, является воспитание трудолюбия и рачительности, как одно из требований богоугодности человека. Эта проблема весьма актуальна для любой страны мира, в том числе, и для Украины в условиях перехода к рыночной системе, где необходимо формирование человека нового типа, опирающегося сугубо на свои силы и способности. Таким образом, самым большим достижением представителей реформации в истории экономической мысли стала разработка проблем новой хозяйственной этики.

Таким образом, идея реформирования церкви стимулировала целый ряд позитивных социально-экономических изменений, которые из чисто теологической формы перетекали в экономическую. Так. идея равенства между людьми имела следствием положение об эквивалентном обмене и расширение круга социально-значимых видов деятельности, например, предпринимательства. Критика М.Лютером чрезмерной роскоши Католической Церкви открыло шлюзы расширению предпринимательства за счёт сокращения части прибавочного продукта, идущего на личное потребление. В конечном счёте, это открывало большие перспективы развитию буржуазного предпринимательства, внешней торговли, то есть первоначального накопления капитала, что заложило фундамент для первой школы мировой экономической мысли-меркантилизма.

 

4. МЕРКАНТИЛИЗМ