Понятие информационных технологий и их виды
Роль пользователя в постановке задач и создании АИС
АИС создается для удовлетворения информационных потребностей конкретного пользователя, и он принимает непосредственное участие в ее работе (он решает задачи на основе информационного, программного обеспечения, которые созданы проектировщиками и другими специалистами на этапах проектирования и подготовки процесса автоматизации обработки инф-ии). Опыт создания АИС и АИТ показывает, что только специалист наиболее полно и квалифицированно может дать описание выполняемой работы, входной и выходной инф-ии.
Участие пользователя не может ограничиваться только постановкой задач, он должен проводить и пробную эксплуатацию АИС и АИТ. Находясь за ПК, пользователь может обнаружить недостатки постановок задач, корректировать при необходимости входную и выходную инф-ю, формы выдачи результатов, их оформление в виде документов. Участие польз-ля в создании АИС и АИТ должно обеспечивать в перспективе как оперативное и качественное решение задач, так и сокращение времени на внедрение новых технологий. Пользователь должен быть заранее ознакомлен с методикой проведения обследования объекта, порядком обобщения его результатов, что ему поможет определить и выделить подлежащие автоматизированной обработке задачи, функции, квалифицированно сделать их постановку.
Понятие "технология” в переводе с греческого означает искусство, мастерство, умение. Технология, как процесс, означает последовательность ряда действий с целью переработки чего-либо. Технологический процесс реализуется различными средствами и методами.
Процесс материального производства предполагает обработку ресурсов с целью получения материальных продуктов (товаров). Если речь идет об информационных технологиях, то роль ресурсов играют данные.
Информационная технология— процесс, использующий совокупность средств методов сбора, обработки и передачи первичной информации для получения информации нового качества о состоянии объекта, т.е. информационного продукта.
Существует разница между понятиями "информационная система” и "информационная технология”. Информационная технология является процессом, состоящим из четко регламентированных операций по преобразованию информации (сбор данных, их регистрация, передача, хранение, обработка, использование). Компьютерная информационная система является человеко-машинной системой обработки информации с целью организации, хранения и передачи информации.
АИТ - системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств ВТ и связи, а также способов, с помощью которых информация предлагается клиентам.
Программные средства информационных систем включают :
- базовое программное обеспечение;
- инструментальные средства;
- прикладные средства.
К базовому программному обеспечению относятся локальные и сетевые операционные системы (Windows, Unix, Solaris, OS/2, Linux и др.), а также сервисные средства для расширения возможностей операционных систем, обеспечения работоспособности компьютеров и выполнения процедур обслуживания АИС (операционные оболочки, антивирусные программы, архиваторы файлов, утилиты для тестирования компьютеров и сетей и т.п.).
Инструментальные средства предназначены для изготовления новых программ. Это алгоритмические языки, интерпретаторы и компиляторы к ним.
Прикладные программные средства включают:
- ПС общего назначения (офисные, коммуникаций, мультимедиа, издательские системы, переводчики и пр.).
- Методо-ориентированные ПС (статистика, бухгалтерский учет, планирование, управление проектами, экспертные системы, искусственный интеллект и др.).
- Проблемно-ориентированные ПС (локальные, комплексные, интегрированные, корпоративные и др.).
В информационных технологиях экономических систем широкое распространение получили офисные программы, включающие: табличные процессоры; текстовые процессоры; СУБД; интегрированные пакеты и пр.
Информационные технологии прошли несколько этапов. Каждый этап определяется техникой, программными продуктами, которые используются, т.е. уровнем научно-технического прогресса в этой области.
Этапы развития информационных технологий:
1. С начала шестидесятых годов - централизованное коллективное использование вычислительных средств.
2. С середины семидесятых годов - появление ПЭВМ, ориентация на индивидуального пользователя, частичная и полная децентрализованная обработка данных.
3. С начала девяностых годов использование локальных сетей компьютеров с выходом на региональные и глобальные сети (Internet, SWIFT и др.), централизованной обработки экономических данных. В настоящее время используется понятие "новая экономическая технология". Это понятие предполагает: использование сетей и ПК, диалоговую работы с компьютером, интеграционный подход, гибкость процессов изменения данных и постановок задач и т. д.
Виды ИТ.
По способу реализации: традиционные и новые информационные технологии.
По степени охвата задач управления: электронная обработка экономических данных; автоматизация функций управления; поддержка принятия решений; электронный офис; экспертная поддержка.
По классу реализуемых технологических операций: работа с текстовым редактором, табличным процессором, СУБД, графическими объектами, мультимедийные системы, гипертекстовые системы. По типу пользовательского интерфейса: пакетные, диалоговые, сетевые.
По способу построения сети: локальные, многоуровневые, распределенные.
По обслуживаемым предметным областям: АИТ в бухгалтерском учете, в банковской деятельности, в налогообложении, в страховом деле, в казначействе и других сферах.