К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Информатизация образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие экономики, науки и культуры. В обстоятельствах широкого повсеместного внедрения компьютерных технологий наблюдается усиление потребности личности осмыслить своё место и роль в происходящих переменах. Кроме того, именно с позиции личности всё чаще определяются цели и результаты прогресса. Например, в научной деятельности приоритетное значение получают интересы учёного, ставится задача обеспечения надлежащих условий для организации исследований с учётом особенностей человека, поднимается проблема гуманитарного регулирования и управления наукой. С расширением использования компьютерной техники наблюдается тенденция к росту потребности человека усилить ощущение собственной значимости. Следовательно, нам нужны такие знания и навыки, которые, с одной стороны, можно энергично и эффективно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.

Для достижения описанных результатов обучения необходимым компонентом является развитие информационной культуры. Поэтому уместно было бы коснуться вопроса о формировании информационной культуры специалиста. Наиболее часто это понятие употребляется для характеристики широты знаний специалиста. Вместе с тем, понятие информационной культуры как бы подчёркивает связь её с духовной культурой личности, а также -целостность, как целостна и сама духовная культура.

Информационная культура - это уровень умений целенаправленной работы с информацией, использование новых информационных технологий для работы с ней; а также сформированность системы научных знаний и морально-этических норм работы с информацией.

Несмотря на разнообразие взглядов по поводу отдельных сторон информационной культуры специалиста, можно выделить две позиции. Первая - это знания, которыми должен владеть специалист. Вторая связана с тем, что информационная культура обозначается как качественная характеристика личности.

Становление информационной культуры человека осуществляется в его повседневной деятельности под влиянием усвоения бытовых знаний и умений, информации средств массовых коммуникаций, в ходе самообразования, при общении в семье, на работе. Это - неуправляемый процесс. Он организуется и, очевидно, усиливается при целенаправленном развитии информационной культуры личности системами обучения и воспитания. Однако, не имея четкого представления о содержании информационной культуры личности, названные системы действуют хаотично, в отборе используемых ими форм и методов превалирует случайность. Обоснование содержания информационной культуры личности поможет более четко формулировать цели обучения и воспитания, более эффективно использовать имеющиеся средства влияния на человека.

Информационная культура проявляется:

• в умении поиска необходимых данных в различных источниках информации;

• в способности использовать в своей деятельности компьютерные технологии;

• в умении выделять в своей профессиональной деятельности информационные процессы и управлять ими;

• во владении основами аналитической переработки информации;

• в овладении практическими способами работы с различной информацией;

• в знании морально-этических норм работы с информацией.

Сформированность информационной культуры как части педагогической культуры открывает очень широкие возможности для оптимизации процесса обучения. Так, в частности, преподаватели получают возможность:

использовать новые методы и способы представления, обработки данных (знаний студентов, их успеваемости, и др.);

использовать в своей преподавательской деятельности более широкий спектр учебных материалов и наглядных пособий;

разрабатывать и использовать компьютерные обучающие и контролирующие программы; повышать свою квалификацию путем дистанционного обучения в высших учебных заведениях; использовать для своего профессионального роста и самообразования информационные ресурсы компьютерных сетей.

Для того чтобы из стен высшей школы выходили специалисты, обладающие собственным мировидением и способные критически взглянуть на сегодняшние реалии и реформировать их, атмосфера вузовской жизни должна измениться, перестать быть рутинной и стать подлинно культурной, т.е. подающей пример творческого отношения к действительности и нацеленной на такое отношение. Создание такой атмосферы должно стать делом каждого преподавателя и всех кафедр - обществоведческих, общенаучных, профилирующих. Но на представителей последних ложится ещё дополнительная ответственность - ведь помимо «посыла к творчеству» студент должен получить надёжный инструментарий, который позволит его творческому потенциалу не остаться нереализованным.

Уровень развития информационной культуры студентов зависит не только от качества знаний, умений и навыков работы с информацией, но и от психологической и профессиональной готовности преподавателя к работе с информационно-технологическими средствами.

Процесс формирования информационной культуры будущего специалиста предусматривает следующие условия в учебной работе преподавателя вуза:

отбор (на каждом этапе подготовки) содержания, сочетание форм и методов обучения, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня сформированности информационно-технологической составляющей профессиональной культуры преподавателя;

направленность подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений;

адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам (профессионально значимые средства, профессионально значимые ресурсы).

Для формирования информационной культуры будущих специалистов должны соблюдаться следующие условия:

1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.

2. Внедрение новых информационных технологий в высшее образование.

3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.

4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.

5. Наличие современной технической (компьютерной) базы.

Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Поэтому можно утверждать, что формирование информационной культуры должно осуществляться на всех ступенях высшего образования и по всем направлениям изучаемых курсов.

Для этого необходима непрерывно действующая система повышения квалификации преподавателей вузов, оснащенная современной компьютерной и телекоммуникационной техникой, соответствующим программным и методическим обеспечением, которые способны удовлетворять постоянно растущие профессиональные потребности. При этом, учитывая недостаточную разработанность программного (компьютерного) и методического (с применением новых информационных технологий) обеспечения учебного процесса, можно сделать вывод о наличии громадного поля деятельности для педагогов и студентов вузов, уже владеющих информационной культурой.

В соответствии с современными требованиями к информационной культуре специалиста на международном факультете ИГУ разработана и реализуется система многоуровневой непрерывной информационно-технологической подготовки, которая особое внимание уделяет вопросам непрерывности, преемственности и достаточности информатизации учебного процесса, интеграции специальных и информационных дисциплин, формированию профессионально-ориентированной информационной среды и единого информационного пространства. Нам представляется, что в основу содержания подготовки дипломированных специалистов должны быть положены следующие принципы:

• формирование информационной культуры специалиста, адекватной современному уровню и перспективам развития информационных процессов и систем, возможно только при комплексном использовании информационных технологий в учебном процессе университета как совокупности трех взаимосвязанных компонентов — объектов изучения, инструментов изучения специальных, в том числе экономических, а также общеобразовательных дисциплин и новых образовательных технологий;

• разделы информатики, соответствующие федеральному компоненту ГОС и включающие основу информационной культуры, техническую базу информационных технологий, системное программное обеспечение и основы программирования, изучаются студентами всех специальностей в виде интегрированного курса, но с учетом профиля будущей профессиональной деятельности;

• в содержании базового курса информатики выделяется инвариантная часть, включающая фундаментальные методологические знания, и изучаемая на лекциях, и вариативная часть, динамически меняющаяся и касающаяся программного и технического обеспечения ЭВМ, изучаемая на практических и лабораторных занятиях;

• для повышения профессиональной компетентности выпускника факультета в области информационных технологий помимо учебных планов общеобразовательного курса информатики дополнительно включаются прикладные курсы, ориентированные на предметную область и профессиональную среду деятельности специалиста;

• для реализации индивидуальных образовательных траекторий в учебных планах предусматриваются элективные дисциплины информационного цикла, учитывающие разные уровни компьютерной подготовки обучаемых и сферу будущих профессиональных интересов;

• используемые в учебном процессе компьютерно-ориентированные образовательные технологии должны рационально сочетаться с традиционными технологиями обучения студентов и поддерживаться современными техническими средствами.

После окончания начального уровня подготовки значительное количество студентов начинает активно использовать возможности информационных технологий при самостоятельном изучении общеобразовательных и специальных, в том числе и экономических дисциплин, в частности, при выполнении курсовых проектов. При этом находят практическое применение приобретенные ранее навыки работы с прикладными и инструментальными продуктами, информационные ресурсы Internet

Решение различного рода прикладных задач в науке, технике, экономике, производстве невозможно без знания методов вычислительной математики, а решение главной задачи экономико-математического моделирования — создание конструкций, обладающих оптимальными свойствами, или синтез оптимального процесса и технологии — без умения применять на практике различные методы оптимизации. Поэтому главной целью курса «Основы математического программирования» является изучение различных экономических ситуаций, приобретение навыков по моделированию их на языке математики, выбору того или иного численного метода в зависимости от типа и сложности решаемой задачи.

Знания основ математического программирования, полученные студентами в курсе «Основы математического программирования», находят практическое применение при изучении таких дисциплин, как «Логистика», являющейся по своему содержанию междисциплинарным курсом. Освоение студентами методов компьютерного моделирования отдельных компонентов будущей профессиональной деятельности и анализа компьютерных моделей имеет практическую значимость, так как эти методы широко используются при работе реально действующих фирм.

В ходе изучения курса «Основы математического программирования» и элективных дисциплин информационного цикла студентам предлагается самостоятельная исследовательская и практическая работа под руководством преподавателя, состоящая в моделировании учебной или производственной задачи и поиске ее оптимального решения. Этот способ обучения является методом обучения через проблематизацию учебной ситуации и позволяет студентам актуализировать свой творческий потенциал, поскольку на начальном этапе ни им, ни преподавателю не известен конкретный способ решения той или иной задачи, и необходимо применять различные освоенные ими методы. В зависимости от типа поставленной задачи варьируется и форма работы студентов -индивидуальная или групповая, и форма результатов - от развернутого экономического анализа оптимального решения учебной задачи до курсового либо дипломного проекта и внедрения построенной модели в реальное производство.

Проблематизация учебной ситуации используется как одно из базовых средств формирования информационной культуры будущих специалистов. С помощью проблематизации достигается совершенствование таких аспектов информационной культуры как умение поиска необходимой информации, ее анализа и синтеза, владение практическими способами обработки информации, умение применять современные компьютерные технологии для поиска, сортировки и обработки нужной информации. При реализации проблематизирующего учебного проекта студенты переходят на более высокие уровни владения информационной культурой, а преподаватель обеспечивает выполнение условий своей учебной работы, как, например, адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам, а также направленность работы на формирование организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений.

На отечественных предприятиях идет активный процесс внедрения информационных систем, что позволяет в ходе научной работы, курсового и дипломного проектирования выполнять конкретные работы по заказу предприятия.

Таким образом, многоуровневая система информационно-технологической подготовки представляет собой единый интегрированный комплекс, целью которого является практическая реализация возможностей компьютерных технологий на всех этапах обучения в университете и в дальнейшей профессиональной деятельности.

С расширением использования компьютерной техники наблюдается тенденция к росту потребности человека усилить ощущение собственной значимости. Следовательно, нам нужны такие знания и навыки, которые, с одной стороны, можно энергично и эффективно использовать для дальнейшего продвижения науки, техники, культуры, для выявления огромного потенциала компьютерных технологий, а с другой стороны, эти знания и навыки должны стать гарантом суверенизации личности ради наиболее полной реализации созидательных ресурсов человека.

Если творческий поиск как наличное качество в структуре личности довольно низко оценён студентами, то стремление к творческому труду оказалось одним из наиболее значимых мотивов выбора профессии при поступлении в вуз, наряду с её социальным престижем.


[1] О путешествиях, отпусках и поездках, включающих все: Директива ЕЭС от 13 июня 1990 г. №90/314/ЕЕС//Международный туризм: правовые акты, М., 2000.