Тема: Модели и методы принятия решений. Ситуационный подход в процессе управления.

 

Успешная реализация управленческого процесса, рассматриваемого как последовательность принимаемых и реа­лизуемых решений, во многом обеспечивается грамотным выбором приемов, операций, мероприятий, технологий управления, иначе говоря, методологией разработки и приня­тия управленческих решений.

В состав метода могут входить модели и алгоритмы, под последними понимается набор правил, позволяющих решать однотипные задачи механически. Связь между методом, алгоритмом и моделью можно представить в виде рисунка 3.

 
 

 

 


Рис. 3. Место метода, алгоритма и моделей в процессе разработки решений

Прежде чем приступать к классификации методов разработки и принятия управленческих решений, следует ука­зать, что в современной науке принято все аналитические ме­тоды делить на три большие группы: индивидуальные, качественные (логические) и количественные (формализованные). К качественным мето­дам относятся аналитические приемы и способы, основан­ные на логическом мышлении, профессиональном опыте и интуиции. К ним относятся методы сравнения, построения аналитических таблиц, экспертных оценок, сценариев и т. д. Количественные методы — это приемы, использующие ма­тематику в качестве основы для формулирования выводов. К ним относятся бухгалтерские, статистические, экономико-математические методы.

Индивидуальные методы принятия решений основаны на аналитических способностях лиц, принимающих управленче­ские решения.

Ассоциативные методы

Ассоциация - связь между эле­ментами, благодаря которой появ­ление одного элемента в определенных условиях вызывает образ другого, с ним связанного. Ассоциации могут быть по смыс­лу, схожести, смежности, противоположности (контрасту).

Метод промежуточной (вспомогательной) точки основан на использовании признака дополнительных (замыкающих) связей для решения проблемы путем использования промежу­точного признака-переносчика (объекта, свойства, отношения).

Метод дробления и восстановления на новой основе - раздробить проблемную ситуацию на состав­ляющие, выйти в ее начало, перестраивая и укладывая (восстановления) их новыми способами.

Метод равноудаленной точки. Равноудаленное реше­ние - содержательная интерпретация оптимального или близко­го к нему решения проблемы.

Метод разворота. Это попытка развернуть ситуацию, взглянуть на проблему с другой стороны.

Метод вращения внимания. Необходимо сосредо­точить внимание на элементах, имеющих отношение к проблеме - проблему в целом, неизвестные, данные условия, каждое из данных в отдельности, комбинацию данных и др.

Метод асимметрии. Основан на том, что необходимо перейти от традиционной симметричной формы объекта (свой­ства, отношения) к несимметричной.

Метод проскока. Вести процесс или отдельные его этапы можно на большой скорости, что увеличивает энергию воз­действия.

Коллективные методы призваны активизировать в большей мере сознание и насколько возможно - подсозна­ние человека. Именно в подсознании заложен колоссальный опыт, интуиция, основные навыки принятия решений.

Мозговая атака (штурм) - это способ работы группы, при котором первоочередной целью является нахождение ито­говых альтернативных вариантов решения проблемной ситуа­ции.

Метод «суда» основан на том, что организация работы коллектива экспертов осуществляется в соответствии с правилами ведения судебного процесса.

«Мозговая атака» наоборот или (свернутая мозговая атака). От участников обсуждения требуется высказывать кри­тические замечания по предложенным идеям. Главная трудность ее проведения - сохранение корректных отношений друг к другу в ходе дискуссии.

Синектический метод. Метод предполагает создание по­стоянно-действующих групп, обычно из 5-7 человек, совместно решающих творческие задачи на протяжении длительного вре­мени.

Метод Гордона. Участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы привычными шаблонами.

Метод инвентаризации «узких мест». Участникам целевого обсуждения предлагается заранее составленный список «узких мест» по какой-либо проблеме-управлению технологиче­скими процессами, повышению качества продукции и др.

Метод сценариев - это совокупность приемов изящного изложения процедур подготовки и реализации любых решений, в том числе и управленческих.

Экспертные методы. Экспертные методы основаны на со­вокупном мнении специалистов, обычно в пересекающихся облас­тях деятельности, например, в экономике, социологии, психоло­гии.

Количественные методы представляют собой набор приемов для разработки и выбора варианта запрограммирован­ных решений.

Метод сравнений является наиболее распространенным при принятии решений. Он позволяет оценить работу организа­ции, определить отклонение от плановых показателей, устано­вить их причины и выявить резервы.

Построение рядов динамики. Всякое социально-экономическое явление находится в непрерывном изменении. Меняется количественная определенность факторов, его форми­рующих.

Индексный метод. Данный метод применяется при изу­чении сложных явлений, отдельные элементы которых неизме­римы. Как относительные показатели, индексы необходимы для оценки выполнения плановых заданий, для определения дина­мики явлений и процессов.

Балансовый метод. Этот метод предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хозяйственной деятельно­сти с целью выяснения и измерения их взаимного влияния, а также подсчета резервов повышения эффективности производ­ства.

Метод «дерева решений» позволяет руководителю визу­ально оценить результаты действия различных решений и выбрать наилучший их набор. Данный метод использует модель разветв­ляющегося по каким-либо условиям процесса.

Экономико-математические методы анализа (ЭММ) применяются для выбора наилучших, оптимальных вариантов хозяйственных решений в сложившихся или планируемых эко­номических условиях.

Один и тот же объект управления может быть представлен с помощью различных моделей в зависимости от того, как ого аспекта объекта управления касается принимаемое решение. Построение модели и ее применение для решения конкретной проблемы осуществляются в следующем поряд­ке (рис. 5).

 
 

 


Рис. 5. Этапы моделирования

 

Применительно к управленческой деятельности можно определить моделирование решения проблем как создание механизма управления проблемами. В экономической литературе выделены следующие концептуальные модели, с по­мощью которых описывается управление:

а) модель «организация-машина». Эта модель представля­ет организацию как безличностный механизм, состоя­щий из уровней управления и функциональных подраз­делений и формализо­ванных связей между ними. В этой модели основное внимание уделяется вопросам соблюдения субординации управления, функционального взаимодействия, четкос­ти и адресности команд и обязательности их исполне­ния. Разновидностью этой модели является бюрократи­ческая модель организации;

б) модель «естественной» организации предполагает, что организация существует как живой организм, развивающийся по своим законам и самостоятельно реагирующий на внешние и внутренние изменения. В такой модели нет четкого указания значения цели, так как предполагается существование организации в условиях неопределенности;

в) «организация-община». Эта модель ориентируется на нормы социального поведения и представляет организацию как совокупность отдельных личностей, связанных между собой межличностными отношениями, взаимными привязанностями, общими интересами;

г) социотехническая модель так же, как и предыдущая, ориентируется на социальные отношения, однако эти отношения возникают не сами по себе, а по отношению к технологическому процессу производства;

д) интеракционистская модель придает большое значение внутреннему миру человека - члена организации, его ожиданиям, системе ценностей, видению ситуации, взаимодействию с другими членами организации;

е) институциональная модель рассматривает организацию с точки зрения ее принадлежности к различным институтам, образованным совокупностью норм и традиций, действующих во внутренней и внешней среде функционирования организации;

ж) конфликтная модель представляет организацию как совокупность элементов, каждый из которых имеет свои интересы и цели и стремится их достичь, вступая в противодействие с другими элементами организации. В качестве элементов могут выступать как отдельные люди, так и подразделения, отделы, производства и даже отдельные предприятия в составе объединения предприятий.