XVII. Критика способствует преодолению недостатков
Интровертивный собеседник
Для такого человека достаточно труден сам переход от погруженности в себя и внутренней работы сознания вовне — к внешнему общению.
Такой человек не склонен к внешним контактам, общению. Для него гораздо важнее и проще процесс саморефлексии (самопогруженности, самоанализа).
Такой человек в целом тяготится внешними контактами с людьми, ему проще общаться с книгами, вещами, любимыми предметами и т.п., так как по натуре он молчун. Для интровертов характерны нетривиальное, оригинальное мышление, нестандартный подход к решению различных проблем. Как правило, он не выносит поверхностного общения, ему в тягость общепринятый ничего не значащий обмен словесными знаками внимания и т.п. Такой человек очень серьезно и ответственно относится к дружбе и любому виду партнерства. Несмотря на отстраненность от внешнего мира, такой человек достаточно уязвим для критики и насмешек, склонен к обидам. Он не любит обсуждать личные дела, как свои, так и чужие, а более склонен к разговорам на отвлеченные темы (философские, эстетические, творческие и т.п.) или о сугубо конкретных делах. Он старается быть экономным в словах.
В ситуации общения с таким человеком иногда бывает достаточно непросто начать, а затем и повернуть разговор в нужную вам тему, так как интроверт следует своему внутреннему плану разговора. Если же он к тому же является ригидным и доминантным собеседником, в этом случае общение с ним может быть достаточно сложным процессом. В общении с таким человеком следует быть особенно корректным и внимательным, тщательно подбирать каждое слово.
Следует отметить, что все описанные выше «чистые» типы собеседников достаточно редко встречаются в реальной жизни и больше являются схематизированными образами. Но они помогают лучше разобраться в психологических особенностях человека (пациента) и дают возможность медсестре выбрать наиболее оптимальную тактику для общения с ним.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Перечислите психологические типы собеседников.
2. Назовите основные признаки доминантного собеседника.
3. Какие приёмы должна использовать медицинская сестра в общении с недоминантным пациентом?
4. Мобильный собеседник является положительным или отрицательным типом, объясните почему?
5. Почему сложно общаться с ригидным собеседником?
6. Какой тип собеседника Вам кажется наиболее лёгким в общении и почему?
7. К какому типу собеседника Вы относите себя, объясните почему?
М. СТАНКИН, профессор, академик АПСН