Хозяйственное развитие Южного Урала с древнейших времен и до середины XVI в.

Экономическая история выделяет две формы хозяйствования первобытных людей на земле: добывающую и воспроизводящую. Первые люди на Южном Урале, в том числе на территории современного Башкортостана, появились около 100 тыс. лет назад и обеспечивали свою жизнь через добывающий способ хозяйствования. Они совместно, группами охотились на крупного зверя - мамонтов, носорогов, пещерных медведей и лошадей. Освоив примитивные каменные орудия труда - ручные рубила, скребла, остроконечники и т.д., они сумели приспособиться к суровым условиям предледниковой лесостепи, к периодическим похолоданиям, наступлению ледников и прочно освоили регион.

Около 14-12 тыс. лет назад климат на Земле резко изменился, преобразился животный и растительный мир, он приблизился к современному. Именно тогда искусные охотники с луком и стрелами прочно освоили территорию Южного Урала. Они охотились на зайцев, косуль, лосей, птиц и др. Одновременно наиболее гарантированной пищей для них была рыба, которая водилась в оставшихся после отступления ледника водоемах. Поэтому чаше всего мезолитические племена устраивались на их берегах, тем более что они богаты и выходами кремния, яшмы, из которых изготавливались орудия труда. Так, в зауральских районах вокруг озер Карабалыкты, Яктыкуль и Узункуль и сегодня можно найти множество отходов от обработки камней - отщепы, а если повезет, и сами орудия. Общественно-экономические отношения людей в период добывающего способа хозяйствования можно характеризовать как естественно обусловленную первобытную кооперацию труда по добыванию и потреблению средств существования из окружающей природной среды.

Самой высшей стадией развития человечества в эпоху камня был неолит (VI-V тыс. до н.э.). Тогда впервые на Южном Урале появилось воспроизводящее хозяйство, основанное на занятии земледелием и скотоводством. Это был качественно новый скачок в жизни первобытного человека, приведший затем к коренному ее преобразованию. Значение этих новых видов хозяйств состоит в том, что по сравнению с существовавшими к этому времени традиционными формами занятий - охотой, рыболовством и собирательством, они многократно были производительнее, что обеспечивало человеческие коллективы стабильным запасом продуктов. На поселениях неолитического времени (Давлеканово) археологи находят кости домашних животных - лошадей, крупного и мелкого рогатого скота.

Поскольку Урал не входит в зону доместикации (одомашнивания животных), историки считают, что навыки скотоводства проникли сюда из южных евразийских регионов. Одновременно не потеряли своего значения традиционные доселе формы хозяйств - охота и рыболовство. Результатом улучшения материальных условий жизни стал быстрый рост численности населения. Люди осваивают берега рек - Урала, Уя, Белой и др., где есть обширные заливные луга, пригодные для пастушеского скотоводства.

В IV-III тыс. до н.э. происходит дальнейшее развитие скотоводческого хозяйства. Начинают осваиваться бескрайние степные просторы, на историческую арену выходят кочевники-скотоводы. Изменения были связаны с рядом причин, среди которых можно выделить следующие: наступление засушливого климата, в результате чего границы степи передвинулись на север, а уровень воды в реках и озерах упал; экстенсивность скотоводства, когда быстрый рост численности стада требует освоения новых пространств под пастбища; рост численности самого населения; и, наконец, изобретение колеса, что позволило совершать длительные переходы «в поисках воды и травы».

Начали разрабатываться южно-уральские рудники - Бакыр-Узякский (р. Кызыл), Ташказганский (р. Уй), что имело принципиальное значение. В тот же период был открыт новый материал для изготовления орудий труда - металл.

Во II тыс. до н.э. в истории Южного Урала наступает новый, весьма важный период - бронзовый век. Научившись соединять медь с оловом, сурьмой, человек стал изготавливать бронзу - один из самых прочных и надежных сплавов, из которых наши предки изготавливали орудия. Это имело революционное значение для местных племен. Поскольку источники необходимых руд на Земле немногочисленны, Южный Урал сразу становится одним из крупных металлургических центров в евразийской степи. Бронза в слитках стала предметом экспорта в степях современного Казахстана, Среднего Поволжья, Прикамья. На караванных путях впервые появляются клады из бронзовых изделий и слитков. Рудные месторождения (к ним прибавились Никольский, Еленовский рудники) были желанными объектами добычи (захвата). Для защиты ремесленников, рудокопов, купцов и их богатств появляются первые городища-крепости с рядами валов, рвов и других оборонительных сооружений. Такова, например, целая сеть зауральских укрепленных поселений типа Аркаима. Они были одновременно и древними караван-сараями и, возможно, административными центрами крупных племенных союзов, контролировавших определенную территорию.

В бронзовом веке в лесостепной зоне развивается земледелие как одно из направлений расширяющегося воспроизводящего хозяйства. В то же время удобные горные пастбища и богатые разнотравьем степи сделали Южный Урал заманчивой территорией для скотоводов. Тогда оформляется традиционный для этого региона маршрут кочевий - на зиму на тебеневку - на восточные склоны хребта, летом - в степь. Сюда устремились многие молодые, сильные, охочие до добычи племена, и Южный Урал становится ареной ожесточенных боевых действий (так, срубные племена изгнали абашевцев) или тесного взаимодействия местного и пришлого населения (срубных и андроновских племен). Отныне Южный Урал стал контактной зоной земледельцев и скотоводов-кочевников евразийских степей и металлургов.

В 1 тыс. до н.э. люди на Южном Урале научились изготавливать изделия из железа. Это резко изменило ход исторического развития в регионе. Он утрачивает свое значение металлургического центра, так как железосодержащие руды распространены практически повсеместно, хотя экономические и культурные контакты местных племен с отдаленными народами и государствами не прерывались. В раннем железном веке окончательно оформились земледельческие массивы, где жили ананьинские, а затем и пьяноборские племена (по рекам Белой, Каме, в лесных районах Среднего Поволжья). Они занимались мотыжным земледелием, придомным скотоводством. На поселениях этих культур часты находки костей лошадей, мелкого рогатого скота, свиней.

Непосредственными соседями этих племен были кочевники скифо-сакского облика. Создание крупных кочевнических союзов и государств на всем протяжении евразийской степи и включение в сферу их влияния местных кочевнических племен сделали несущественными любые расстояния. Изделия китайского, иранского и даже египетского происхождения - в основном украшения, драгоценная посуда - становятся находками в памятниках этого времени.

В раннем средневековье, несмотря на неоднократные волны миграций племен и народов на Южный Урал, традиционное сосуществование земледельцев и скотоводов, ведущих полукочевой образ жизни, сохраняется. Земледелие примерно во второй половине 1 тыс. н.э. становится плужным. Массовое распространение однотипных изделий - украшений, орудий труда, оружия - говорит о выделении металлургического и других ремесел. Попадание территории Южного Урала под влияние народностей установило приоритеты во внешних связях. Это - юг, прежде всего Средняя Азия. Среднеазиатские изделия встречаются как в памятниках предыдущего времени, так и в названный период. У кочевников издавна существовали меридиональные откочевки на зимний период на юг, в приаральские степи, и возвращение летом в южно-уральские степи. Такие сверхдальние кочевки могли себе позволить, конечно, только самые сильные племенные группировки. Эти маршруты были обусловлены не только необходимостью ведения скотоводческого хозяйства, но и имели большое политическое, торгово-экономическое значение. Иными словами, в этот период традиционные формы хозяйствования дополняются расширением торгово-экономических связей населения Южного Урала с другими регионами. На юг вывозились пушнина, мед, металлические изделия (золото, медь, железо). Привозились ткани (шелка, парча), ювелирные изделия. Много сасанидского серебра, кувшинов, подносов, кубков, блюд, ценившихся очень дорого. Специалистами подсчитано, что на территории Восточной Европы, Сибири известно около 100 таких изделий, большая часть которых приходится на Уральский регион. Тогда же здесь появляются клады южных монет (Шестаково, Бартым), содержащие византийские монеты VI-VII вв. Во второй половине 1 тыс. н.э. на территории современной Уфы возникает мощное городище-крепость с примыкающими к нему богатыми некрополями. Это свидетельствует о появлении крупного административного, культурного и экономического центра во всем регионе. К сожалению, расположение городища в самом центре современной столицы нашей республики (городище Уфа П) не позволяет провести широкие раскопки, что позволило бы уточнить характер этого поселения.

Начиная с IX в. н.э. в письменных источниках регулярно появляется этноним «башкорт» - самоназвание башкирского народа. Так как башкиры IX в. своим происхождением тесно были связаны с местными племенами VI-VIII вв., мы имеем полное основание говорить о хозяйстве древних башкир. Поскольку название «башкорт» применялось по отношению к издавна существовавшему в этом регионе местному населению, мы говорим о хозяйстве древних башкир ранее этого времени.

Совокупность исторических источников позволяет заключить, что подвижное скотоводческое хозяйство в конце I - начале II тысячелетий активизировалось. На весенне-летний период сюда стягивались из засушливых степей орды кочевников. Их контакты с местными башкирскими племенами имели большое общественно-политическое, хозяйственное значения. Культурные и экономические отношения с соседями приобрели характер торгово-денежных. Некоторые исследователи считают, что в IX-X вв. через Южный Урал проходил международный торговый путь, связывавший народы Сибири и Восточной Европы. В золотоордынскую эпоху торгово-экономические связи расширились. Неаполитанские, иранские, китайские ткани, монеты золотоордынских ханов являются обычными находками в археологических комплексах этого времени. Уже в конце I - начале II тысячелетий у башкир существовали крупные административные и ремесленные центры, некоторые из них имели статус средневековых городов. Идриси, автор XI в., называет три башкирских города - Каракия (Карукия), Касра и Масра.

Особенностью хозяйства башкир в тот период было сочетание нескольких хозяйственных укладов - оседлого скотоводческо-земледельческого, полуоседлого и кочевого скотоводческого. Это многообразие обусловливалось физико-географическими условиями края, позволяющими вести как оседлое земледельческое хозяйство в совокупности с пастушеским скотоводством, так и полукочевое скотоводство. К тому же постоянный приток кочевников в летний период всегда подпитывал и стимулировал развитие традиций полукочевого скотоводческого хозяйства.

Указанные формы хозяйствования можно характеризовать как натуральное производство при частной собственности на скот в качестве орудия производства и общинной собственности на землю. С точки зрения организационно-экономических отношений, имеет место семейная (большесемейная) кооперация труда при половозрастном разделении труда, когда женщины и дети занимаются домашними делами и определенными видами ремесла, а взрослые мужчины - земледелием, уходом за животными, охотой, бортничеством, ремеслом и т.п.

Развитие комплексного земледельческо-скотоводческого хозяйства было прервано во время золотоордынского нашествия. Башкирские земли становятся пастбищными угодьями ногайских ханов, и земледелие теряет свое значение.

Значительное место в жизни башкир XIV-XVI вв. занимали охота и бортничество. В состав ясака, который они платили московскому правительству после присоединения к Русскому государству, входила пушнина (меха лисиц, куниц), мед.

Важной отраслью хозяйства башкир было металлургическое ремесло. Об этом свидетельствуют тысячи бронзовых и железных изделий высокого качества и стандартизированных форм, найденных при раскопках памятников VIII-XIV вв. Башкирские кузницы были запрещены русским правительством после ряда башкирских восстаний, чтобы лишить башкир материальной базы этих выступлений.