Изобразительное искусство

Архитектура

В архитектуре середины XVIII в. господствовал стиль барокко, характеризующийся пышностью и вычурностью сооружений, ярким декором, стремлением к грандиозности и монументальности зданий. Выдающимися представителями барокко в России были: Ф.Б. Растрелли (иногда его творческий стиль относят к рококо — высшему проявлению барокко) — Большой Царскосельский дворец, 1752-1757 гг.; Зимний дворец, 1754-1762 гг.; Смольный монастырь, 1748-1764 гг.; Д.В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1741-1769 гг.); С.И. Чевакинский (Никольский военно-морской собор в Петербурге, 1753-1762). В архитектурных сооружениях этого стиля выражались не только пышность придворного быта, но и могущество Российской империи, радость познания открывшейся человеку грандиозности мира.

Во второй половине столетия на смену барокко в архитектуре приходит классицизм, использовавший античное наследие. Строгость линий, соразмерность пропорций, симметрия — вот основные признаки этого стиля в архитектуре. Величайшими мастерами русского классицизма являлись В.И. Баженов (Пашков дом, 1784-1786 гг.; проект перестройки Московского Кремля); М.Ф. Казаков (Петровский дворец в Москве, 1775-1782 гг.; здание Сената в Кремле, 1775-1787 гг.; Московский университет, 1786-1793 гг.; Колонный зал Дворянского собрания в Москве, 1799 г.); И.Е. Старов (Таврический дворец в Петербурге, 1783-1789 гг.; Троицкий собор Александро-Невской лавры, 1778-1790 гг.); Дж. Кваренги (Александровский дворец в Царском селе, 1792-1796 гг.).

В изобразительном искусстве второй половины XVIII в., также как и в архитектуре, спорили пышность барокко и строгие рамки классицизма. Но множество талантливых мастеров этого периода творчески переосмыслили художественные каноны и правила, создавая свои произведения.

Наивысшего расцвета в российской живописи достигло портретное искусство. А.П. Антропов писал фрески и иконы, а также знаменитые коронационные портреты Петра III и Екатерины II. Его ученик Д.Г. Левицкий прославился портретами «смолянок» (воспитанниц Смольного института), портретами Д. Дидро и Н И. Новикова. Особо стоит выделить крепостного художника И.П. Аргунова, среди работ которого известнейшей является «Портрет неизвестной крестьянки в русском платье». Крупнейшим портретистом второй половины столетия можно назвать Ф.С. Рокотова — мастера интимного портрета, передающего тончайшие оттенки характера («Портрет А.П. Сумарокова»). Блестящие парадные и камерные портреты принадлежат кисти В.Л. Боровиковского, но миниатюрные «домашние» полотна принесли ему наибольшую известность («Портрет М.И. Лопухиной»).

Наряду с портретной живописью развивалась и пейзажная (С.Ф. Щедрин), историческая и мифологическая (А.П. Лосенко), батальная (М.М. Иванов) и натюрмортная (Г.Н. Теплов, П.Г. Богомолов) живопись. В акварелях И. Ерменова и картинах М. Шибанова впервые в русской живописи появилось изображение жизни крестьян.

М.В. Ломоносов возродил технику смальтовой мозаики. В этой технике созданы станковые портреты и батальные композиции. Было учреждено мозаичное отделение при Петербургской Академии художеств, которое делало мозаики для Исаакиевского собора.

Во второй половине столетия складывается академическая школа русской скульптуры, характеризующаяся господством классицизма (памятник Суворову М.И. Козловского). Ф.И. Шубин создал первый русский реалистический скульптурный портрет: бюсты М.В. Ломоносова, Екатерины II, Павла I, А.М. Голицына, М.Р. Паниной.

Памятник Петру I «Медный всадник» был создан французским скульптором А. Фальконе при участии его ученицы М.А. Колло.

В конце столетия с покупкой Екатериной II ряда частных европейских коллекций в Эрмитаже начала формироваться одна из богатейших художественных коллекций мира.