Накопление научных знаний

Образование и книгопечатание

Важным условием и показателем развития культуры является распространение грамотности и просвещения. В XVII в. этот процесс стимулировался ростом городов и количества городского населения, а также усложнением и расширением бюрократического аппарата и активизацией международных связей. По подсчетам отечественных историков, в конце столетия среди купечества грамотных было от 75% до 96%, среди посадских людей — 23%-52%. Овладение грамотой для посадского человека давало возможность поступления на государственную службу и выхода из тягла.

Растущее стремление к грамоте вызвало большой спрос на печатные и рукописные пособия. Самыми большими тиражами издавалась с 1634 г. «Азбука» Василия Бурцова-Протопопова. В 1648 г. впервые в России вышла «Грамматика» Мелетия Смотрицкого. С 1682 г. распространялось «Считание удобное для купующих или продающих» — таблица умножения. Существовали также и рукописные прописи, азбуковники и пособия по арифметике.

Рост количества грамотных людей породил активизацию книгопечатания. В течение XVII в. было выпущено 483 издания, причем выходили и светские книги — «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», «Грамматика». Невиданным для тогдашней России тиражом было издано Соборное Уложение 1649 г. Однако 85% всех изданий являлись религиозными. Именно с последним обстоятельством связано то, что в XVII в. роль рукописных книг не уменьшалась. Они затрагивали те темы, которых не было в печатных изданиях.

О возросшем уровне просвещения свидетельствует открытие учебных заведений. Общеобразовательная школа была учреждена с 1650-х гг. на средства Патриаршего двора в Чудовом монастыре. Действовали школы для подготовки чиновников в Андреевском и Заиконоспасском монастырях. Позже в Москве появились частные училища. Специальные школы готовили служащих для центральных учреждений (для Печатного двора, Аптекарского приказа). В 1687 г. в Москве была открыта первая высшая школа — Славяно-греко-латинская Академия для людей «всякого чина, сана и возраста».

Особенно быстро процесс накопления знаний в XVII в. шел в областях, связанных с решением конкретных задач организации производства, строительства и торговли. Большие успехи были достигнуты в строительном деле, в области медицины, математики. Росло количество естественнонаучных познаний, выпускались пособия по математике (таблица умножения), химии, медицине, астрономии, географии, сельскому хозяйству. Усилился интерес к истории: появились многочисленные повести, материал которых служил извлечению уроков из исторического прошлого.

Для Московского государства XVII столетие — эпоха географических открытий. Русские землепроходцы составляли карты, обзоры, описания увиденных земель.

Путешественники и послы не только собирали сведения о зарубежных странах, но и способствовали распространению в России научных знаний других народов. В середине столетия известный церковный деятель, дипломат и писатель Арсений Суханов привез по поручению патриарха Никона более 500 греческих рукописей, в том числе сочинения Гомера, Софокла, книги по медицине, истории, риторике.

К XVII в. наблюдается теоретическое осмысление накопленных практических знаний. Составленный в 1621 г. Анисимом Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел» заключает в себе сведения по математике, механике, физике и химии.

Интенсивный процесс накопления знаний и первые попытки их теоретического осмысления создали благоприятные условия для становления российской науки в последующий период.

Литература и общественно-политическая мысль

Доминирующим явлением, характерным для русской культуры XVII в., был процесс секуляризации (обмирщения) общественной жизни. Это в полной мере проявилось в развитии литературы и социальной мысли. При неуклонном сокращении сферы клерикального (церковного) происходило укрепление мирского (светского) начала.

Последнее летописное сочинение «Новый летописец» рассказывало о событиях со смерти Ивана Грозного до окончания смутного времени.

В исторических повестях героями становятся обычные люди, описываются реальные события: повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков. Многие произведения рассказывали о событиях Смутного времени. Патриотический пафос и мысль о национальном единении в борьбе с оккупантами характерны для «Новой повести о преславном Российском царстве и великом государстве Московском», написанной в 1610 — 1611 гг.

Появляются новые жанры:

автобиография: протопоп Аввакум Петров создал «Житие протопопа Авакума, им самим написанное». Духовный лидер старообрядчества также прославился своими полемическими «челобитными» царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу и «посланиями» к разным людям;

драматургия и поэзия: Симеон Полоцкий написал первые оригинальные стихотворные пьесы на русском языке — «О Навуходоносоре царе» и «Притча о блудном сыне». Он же переложил на стихи псалтырь, написал два стихотворных сборника «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»;

демократическая сатира отражала народные настроения. «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде» обличают социальную несправедливость. Объектом критики стала даже церковь («Сказание о куре и лисице»);

бытовая повесть: «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Горе-Злосчастии» изображали купеческий быт, взаимоотношения отцов и детей.

В XVII в. был составлен первый библиографический труд «Оглавление книг, кто их сложил» (С. Медведев), а также возникла книга энциклопедического содержания «Полис» (К. Истомин).

К публицистическим сочинениям можно отнести труды Авраамия Палицына и Ивана Тимофеева, которые в своих сочинениях стремились обосновать законность власти Михаила Федоровича Романова. Под влиянием Смутного времени формируется оппозиционная публицистика: Юрий Крижанич во время тобольской ссылки написал «Думы политичны», проповедуя, что предназначение самодержавного монарха состоит в том, чтобы установить социальный мир и смягчить угнетение низших высшими. Похожие идеи высказывал С. Полоцкий. Талантливым публицистом был царь Алексей Михайлович. Его перу принадлежит замечательная «Повесть о преставлении патриарха Иосифа», «Послание Никону на Соловки» и др. Будучи заядлым охотником, «Тишайший государь» даже составил «Урядник сокольничего пути».

С восшествием на патриарший престол Никона (1652 г.) возобновились споры о «священстве» и «царстве». Идеи о превосходстве церковной власти излагал патриарх Никон в «посланиях» 1650-х гг., в предисловии к «Служебнику», 1655 г. и в сочинении «Возражение», 1663 г. Обратная мысль — о величии царской власти — развивается в «посланиях» самого царя Алексея Михайловича, и по поручению его — в составленном иеромонахомЕпифанием Славинецким труде «Деяние московского собора».

Большую популярность приобрела переводная литература (проникающая из Польши и Чехии) - поучительные рассказы «Великое зерцало» и «Римские деяния». Переводились рыцарские романы, бытовые новеллы, юмористические рассказы и анекдоты. Были популярны «Повесть о Бове Королевиче», «Повесть об Оттоне цесаре Римском и о супруге его цесаревне Олунде», «Повесть о Еруслане Лазаревиче».

В устном народном творчестве по-прежнему преобладала героическая тематика — события Смуты и борьбы с интервентами. Исторические песни изобиловали рассказами о разбойниках - «Разбойничий дуван», о Степане Разине - «Смерть Разина».