Предпосылки возникновения древнерусского государства

Язычество восточных славян

Доминирующей религиозной формой у восточных славян до конца X в. оставалось язычество (политеизм, многобожие). Славяне обожествляли силы природы, оказывающие непосредственное влияние на их жизнь и поклонялись Щуру и Роду – древним прародителям; рожаницам – богиням благополучия и плодородия. К IX в. оформляется уже целый пантеон славянских языческих божеств (Сварог – бог небесного огня, Ярило – бог весеннего солнца; Стрибог – бог воздушной стихии; Велес или Волос – покровитель скота, а также музыки и песен; Мокошь – покровительница женщин, домашнего очага, хозяйства и др.). Особое место занимал бог грома и молнии Перун, превратившийся со временем в княжеско-дружинного бога войны.

Своеобразными младшими божествами у восточных славян были домовые (духи предков — покровители жилища), лешие, водяные, навьи, русалки, кикиморы, упыри, шишиги и др. Славяне поклонялись также колодцам, камням и озёрам, рощам и отдельным деревьям (священному дубу). Богам приносили жертвы, иногда человеческие, в специально отведённых местах — капищах. В роли первосвященников часто выступали князья, но были и особые жрецы — волхвы и кудесники, которые молились и совершали различные обряды на капищах. На основе язычества у славян сложилось богатое устное народное творчество — былины, песни, заклинания и заговоры, пословицы и поговорки, загадки, сказки.

Важно заметить, что даже после принятия христианства в 988 г. на Руси долгое время сохранялись элементы двоеверия. Многие люди одновременно почитали и христианские святыни, и языческих богов. Церковь боролась с этим, однако и в наши дни существуют некоторые языческие праздники и ритуалы, приуроченные к природным циклам: Масленица, Купала и др.

Государство — особая форма социально-политической организации, располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, способная придавать своим распоряжениям обязательную силу для населения всей страны. Государство берет на себя задачу урегулирования противоречий, возникающих в классовом обществе. Основные предпосылки возникновения государства лежат в экономической, социально-политической и внешнеполитической сферах жизни общества.

Экономические предпосылки. Первым этапом разложения первобытных отношений у славян можно считать преобразование родовой общины в соседскую. Появление во второй половине I тыс. до н. э. технологии выплавки и обработки железа, переход с VIII в. к трехполью (пар, озимые, яровые) привело к выделению крестьянских семей, ведущих самостоятельное хозяйство в рамках соседской общины (верви), что, в свою очередь, стало базой для формирования имущественного неравенства. Образование социальных классов (деление на богатых и бедных) породило комплекс противоречий, разрешить которые в рамках общины было невозможно.

Социально-политические предпосылки. Зачатки социального неравенства существовали еще в родовом коллективе. Складывание территориальной (соседской) общины ускорило процесс выделения знати (нарочитой чади) — князей (военных предводителей), старейшин, волхвов (служителей языческих богов). У князей формируется уникальная социальная роль. В общественном сознании их образ прочно связывается с такими важными понятиями как удача, богатство и власть. Занятия и образ жизни князя и дружины все больше отделяют их от простых общинников. Усложнение социальных отношений неизбежно приводит к возникновению противоречий, роль арбитра в которых берет на себя знать.

Внешнеполитические предпосылки. Необходимость отражения агрессии со стороны соседних народов и организации собственных завоевательных походов подталкивала славян к созданию более крупных социально-территориальных организаций. С VIII в. формируются восточнославянские племенные союзы, возглавляемые князьями, осуществляющими военное командование, административное руководство и судопроизводство.

Происхождение термина «Русь»

Вопрос о происхождении термина «Русь» является в исторической науке дискуссионным. Начнем с того, что данное понятие многозначно. Во-первых, слово «русь» являлось этнонимом. Племена русов, ругов, рутенов неоднократно упоминаются в «Повести временных лет» и других источниках того времени. Во-вторых, «Русью» документы также называют территории расселения данных племен в различных регионах Европы. В-третьих, название «Русь» постепенно закрепилось и за государством, созданным на территории восточных славян и угро-финнов. Кроме того, слово «русь» довольно распространено в различных европейских и даже ближневосточных языках. Так, например, средневековые финны называли скандинавских мореплавателей – воинов ruotsi. Да и в современном русском языке сохранилось слово «русый».

Академики М.Н. Тихомиров и Б.А. Рыбаков уверены, что восточнославянское племя «рось», обитавшее на берегах одноимённой реки южнее Киева, распространило своё название на Древнерусское государство. Однако данная точка зрения не разделяется большинством современных исследователей, так как она противоречит археологическим данным. Стоит заметить, что идею о происхождении термина «Русь» от названия реки Рось (левый приток Днепра) высказывал еще М.В. Ломоносов.

По мнению немецких учёных XVIII в. Г.З. Байера и Г.Ф. Миллера, варяжское племя «русь» дало свой этноним славянам в процессе образования государства — «и от тех варяг прозвася Руская земля». Эта позиция опирается на такие исторические источники как «Повесть временных лет», известия арабских путешественников, сочинения византийского императора Константина Багрянородного. Все они указывают, что славяне и русь — этносы, отличающиеся по языку, обычаям, традициям и условиям жизни. «Повесть временных лет» относит русь к группе скандинавских народов и сообщает, что варяги, призванные славянами и угро-финнами в 862 г. на княжение в Новгород и другие города, происходили из племени «русь».

Однако существуют летописные известия, в которых русь и славяне не противопоставляются, а именно отождествляются. Основываясь на этих свидетельствах и данных археологии, историки Л.Н. Гумилёв и А.Г. Кузьмин, полагают, что Древнерусское государство образовалось в результате ассимиляции (смешения) племен венедов, славян и русов (ругов). При этом А.Г. Кузьмин считает, что варягов нельзя приравнивать к викингам (скандинавским воинам-мореходам). Данный историк утверждает, что термин «варяги» употреблялся славянами для обозначения жителей южной и юго-восточной Прибалтики (в том числе поморских славян и русов). Центром расселения русов был, вероятнее всего, остров Рюген, расположенный недалеко от южного побережья Балтийского моря.

Ученым так же известно, что в среднем течении Днепра в период раннего средневековья существовало еще одно этно-террриториальное образование под названием Русь. Возможно, что восточнославянский племенной союз полян возник в результате смешения местного населения с русами, пришедшими из Норика (Балканский п-ов) на территорию Восточно-Европейской равнины во время великого переселения народов (IV – VII вв.).