Типы информационных систем, используемые для решения частично структурированных задач.
Информационные системы, используемые для решения частично структурированных задач, разделяются на два вида.
Создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных (поиск, сортировку, агрегирование, фильтрацию). Используя сведения, содержащиеся в этих отчетах, управляющий принимает решения;
Классификация ИС по признаку структурированности решаемых задач
· разрабатывающие возможные альтернативы решения. Принятие решения при этом сводится к выбору одной из предположенных альтернатив.
ИС, создающие управленческие отчеты, обеспечивают информационную поддержку пользователя, т.е. предоставляют доступ к информации в базе данных и ее частичную обработку. Процедуры манипулирования данными в ИС должны обеспечивать следующие возможности:
· составление комбинационных данных, получаемых из различных источников;
· быстрое добавление или исключение того или иного источника данных и автоматическое переключение источников при поиске данных;
· управление данными с использованием возможностей систем управления базами данных;
· логическую независимость данных этого типа от других баз данных, входящих в подсистему информационного обеспечения;
· автоматическое отслеживание потока информации для наполнения баз данных.
ИС, разрабатывающие альтернативы решений; могут быть модельными или экспертными.
Модельные ИС предполагают пользователю математические, статистические, финансовые и другие модели, использование которых облегчает выработку и оценку альтернатив решения. Пользователь может получить недостаточную ему для принятия решения информацию путем установления диалога с моделью в процессе ее исследования.
Основными функциями модельной информационной системы являются:
Возможность работы в среде типовых математических моделей, включая решение основных задач моделирования типа «как сделать, чтобы?» , «что будет, если?», анализ чувствительности и др.;
Достаточно быстрая и адекватная интерпретация результатов моделирования;
Оперативная и корректировка входных параметров и ограничений модели;
Возможность графического отображения динамики модели;
Экспертные информационные системы обеспечивают выработку и оценку возможных альтернатив пользователем за счет создания экспертных систем, связанных с обработкой знаний. Экспертная поддержка принимаемых пользователем решений реализуется на двух уровнях.
Работа первого уровня экспертной поддержки исходит на концепции «типовые управленческих решений», в соответствии с которой часто возникающие в процессе управления проблемные ситуации можно свести с некоторым однородным классом управленческих решений, т.е. к некоторому типовому набору альтернатив. Для реализации экспертной поддержки на этом уровне создается информационный фонд хранения и анализа типовых альтернатив.
Если возникшая проблемная ситуация не ассоциируется с имеющимися классами типовых альтернатив, в работу должен вступать второй уровень экспертной поддержки управленческих решений. Этот уровень генерирует альтернативы на базе имеющихся в информационном фонде данных, образований и процедур оценки синтезированных альтернатив.
Классификация информационных систем по функциональному признаку и уровням управления