Уровни информационных процессов

Что можно ожидать от внедрения информационных систем

Внедрение информационных систем может способствовать:

  • получению рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т. д.;
  • освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
  • обеспечению достоверности информации;
  • замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
  • совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
  • уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
  • предоставлению потребителям уникальных услуг;
  • отысканию новых рыночных ниш;
  • привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под системой?

2. Привести примеры систем

3. Что представляет собой информационная система?

4. Привести примеры информационных систем

5. Каковы основные этапы развития информационных систем?

6. Назвать основные процессы, обеспечивающие работу информационных систем?

 

 


Цель: знакомство с понятием «информационные процессы», изучить классификацию информации и информационных технологий

Понятие «Уровни информационных процессов» характеризует степень связи информационных процессов с предметной областью: информационные технологии; информационные системы; информационные ресурсы.

а) Автоматизированную информационную технологию определим как целенаправленное и согласованное использование: технических средств информатизации (аппаратурный фактор); программных средств и систем (программный фактор); информационных массивов и баз дан­ных (информационный фактор); интеллектуальных усилий и человече­ского труда (человеческий, гуманитарный фактор), для решения задачи (задач) предметной области;

б) Информационные системы определяются как комплексы ин­формационных технологий, ориентированных на процедуры сбора, об­работки, хранения, поиска, передачи и отображения информации пред­метной области;

в) Информационные ресурсы - комплексы соответствующих ин­формационных систем, рассматриваемые прежде всего на социально- экономических уровнях описания и применения.

В принципе, можно утверждать, что информационные технологии являются менее зависимыми от структуры и специфики предметной об­ласти, чем информационные системы и/или ресурсы, однако эта связь всегда существует.

Классификация информации

Понятие информации является таким же фундаментальным, как материи, энергии и других философских категорий. Это атрибут, свой­ство сложных систем, связанное с их развитием и самоорганизацией. Известно большое количество различных определений информации, данных, знаний и пр. Мы здесь ограничимся только рассмотрением не­которых практически важных понятий и определений.

Основаниями (признаками) классификации информации могут быть:

а) структура данных и форма представления информации - табл.11.;

б) содержание, предметная область применения (получения) - табл. 1.2.

Более подробно классы информации (данных) рассмотрены ниже.

Таблица 1.1 Основные классы информации по структуре и форме

Основание для классификации Классы информации
По уровням сложности Сигнал Сообщение, документ Информационный массив Инфор мационный ресурс
По типу сигнала Аналоговая (непрерыв­ная) Цифровая (дискрет­ная) _ _
По уровням доступа и организации Данные в регистровой памяти Данные в Оперативной памяти Файлы данных на внешних устройствах Базы данных
По способам кодирования и представления (данные, файлы и БД) Цифровая (вычислительные данные, двоичные) Символьная (алфавитно-цифровая, строчная) Графическая  
По организации данных (файлы и БД) Табличная Текстовая Графическая (муль­ тимедиа)  

 

Отметим, что разделение информации на табличную (числовую), текстовую и графическую отражает последовательность, в которой эти виды «осваивались» компьютерами. Первоначальные языки программирования (ЯП) были рассчитаны прежде всего на обработку числовой (Fortran, Algol), нежели символьной информации. Раньше появляются и табличные базы данных, также преимущественно рассчитанные на обработку числовых таблиц (файлов). Затем осваиваются текстовые файлы (текстовые редакторы) и текстовые БД (автоматизированные информационно-поисковые системы - библиографические и полнотекстовые). Наконец, с существенным повышением быстродействия и ёмкости па­мяти компьютеров, на сцену выходят графические и другие мультимедийные файлы (графические, аудио, видеоредакторы). Говорить о графических (мультимедиа) базах данных и АИС пока все же преждевременно.

Таблица 1.2 Классификация информации по содержанию (предметная область)
Тип информации Содержание Поставщик содержания
Биржевая и финансовая Индексы рынка, ко­тировки, цены, обзоры Биржи, банки, службы финансовой информации
Экономическая: де­мографическая стати­тика Первичная и вторич­ная; национальная, региональная стати­стика Переписи: опросы, аналитические исследования
Коммерческая Данные о предприятиях, товарах, услугах Аналитические службы
Деловые новости Состояние рынка, события в области экономики Службы фильтрации, агентства новостей
Научно-техническая Фундаментальные, прикладные науки Центры НТИ, издательства, библиотеки
Правовая Нормативно- правовые акты Законодательные органы, Минюст
Медицинская Медучреждения, болезни, лекарства, яды Информационные центры, библиотеки, госпитали
Потребительская и развлекательная Образование, музыка, музеи, библиотеки, кино Справочные службы, учреждения
Бытовая Погода, туризм, справочники Информационные службы

 

Интересно, что эта последовательность прямо противоположна той, в которой данные виды информации осваивает человек. Действительно, сначала он знакомится с графическими образами (птички, цветочки и бабочки на шкафчиках для одежды в детском саду), затем учит­ся читать и писать, а только потом осваивает таблицу умножения.

В то время как классификация по структуре и форме является более характерной и важной с точки зрения информационных систем и технологий, классификация по содержанию (табл. 1.2) более соответствует уровню информационных ресурсов.

Основные классы информационных технологий

Универсальные технологии. Перечислим вначале некоторые из базовых (элементарных) информационных технологий, связанных в ос­новном с обработкой документов (табл. 1.3).

Предметные технологии. В перечень информационных техноло­гий, кроме перечисленных выше простейших (или базовых, т.е. «бес­предметных») технологий принято включать также предметные техно­логии (т.е. привязанные к предметной области), или комплексы инфор­мационных процессов, по существу представляющие собой узкоспециа­лизированные АИС, или позадачные системы.

Такие системы ориентированы на обработку специализированных входных и выпуск стандартных выходных форм или отчетов.

Таблица 1.3 Основные информационные технологии

Тип технологии Входная информа­ция Выходная информация Пример про­граммных средств
«Чистые технологии» - обработка одного типа данных
Обработка тек­стов (документов) Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf - Lexicon, Word, Adobe Acrobat
Обработка таблиц Таблица .xsl, .dbf - Access, Excell, Foxpro
Обработка стати­ческих изображе­ний Картинка .pix, .pcx, bmp, .gif   Paint, PhotoShop
Обработка звуко­вого сигнала Оцифрованный звук .wav, .mp3 - Magix 4 in One
Обработка видео Видеосигнал .avi, .mpg, .dat, vob - Adobe Premier, Pinnacle Studio
«Смешанные» технологии - преобразование типов данных
Распознавание образов Картинка .pix, .pcx, .bmp, .gif Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf FineReader
Распознавание голоса Оцифрованный звук .wav, .mp3.... Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf.. «Змей-Горыныч» (Dragon Dictate)
Чтение текста Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf Оцифрован­ный звук .wav, .mp3 Govorilka, Speak & Mail

 

Контрольные вопросы

1. Что понимается под информационным процессом?

2. Назовите основные классы информации по структуре и форме

3. Как классифицируется информация по содержанию?

4. Каковы основные информационные технологии?

5. Назовите основные классы информационных технологий