Уровни информационных процессов
Что можно ожидать от внедрения информационных систем
Внедрение информационных систем может способствовать:
- получению рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем и т. д.;
- освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации;
- обеспечению достоверности информации;
- замене бумажных носителей данных на магнитные диски или ленты, что приводит к более рациональной организации переработки информации на компьютере и снижению объемов документов на бумаге;
- совершенствованию структуры потоков информации и системы документооборота в фирме;
- уменьшению затрат на производство продуктов и услуг;
- предоставлению потребителям уникальных услуг;
- отысканию новых рыночных ниш;
- привязке к фирме покупателей и поставщиков за счет предоставления им разных скидок и услуг.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под системой?
2. Привести примеры систем
3. Что представляет собой информационная система?
4. Привести примеры информационных систем
5. Каковы основные этапы развития информационных систем?
6. Назвать основные процессы, обеспечивающие работу информационных систем?
Цель: знакомство с понятием «информационные процессы», изучить классификацию информации и информационных технологий
Понятие «Уровни информационных процессов» характеризует степень связи информационных процессов с предметной областью: информационные технологии; информационные системы; информационные ресурсы.
а) Автоматизированную информационную технологию определим как целенаправленное и согласованное использование: технических средств информатизации (аппаратурный фактор); программных средств и систем (программный фактор); информационных массивов и баз данных (информационный фактор); интеллектуальных усилий и человеческого труда (человеческий, гуманитарный фактор), для решения задачи (задач) предметной области;
б) Информационные системы определяются как комплексы информационных технологий, ориентированных на процедуры сбора, обработки, хранения, поиска, передачи и отображения информации предметной области;
в) Информационные ресурсы - комплексы соответствующих информационных систем, рассматриваемые прежде всего на социально- экономических уровнях описания и применения.
В принципе, можно утверждать, что информационные технологии являются менее зависимыми от структуры и специфики предметной области, чем информационные системы и/или ресурсы, однако эта связь всегда существует.
Классификация информации
Понятие информации является таким же фундаментальным, как материи, энергии и других философских категорий. Это атрибут, свойство сложных систем, связанное с их развитием и самоорганизацией. Известно большое количество различных определений информации, данных, знаний и пр. Мы здесь ограничимся только рассмотрением некоторых практически важных понятий и определений.
Основаниями (признаками) классификации информации могут быть:
а) структура данных и форма представления информации - табл.11.;
б) содержание, предметная область применения (получения) - табл. 1.2.
Более подробно классы информации (данных) рассмотрены ниже.
Таблица 1.1 Основные классы информации по структуре и форме
Основание для классификации | Классы информации | |||
По уровням сложности | Сигнал | Сообщение, документ | Информационный массив | Инфор мационный ресурс |
По типу сигнала | Аналоговая (непрерывная) | Цифровая (дискретная) | _ | _ |
По уровням доступа и организации | Данные в регистровой памяти | Данные в Оперативной памяти | Файлы данных на внешних устройствах | Базы данных |
По способам кодирования и представления (данные, файлы и БД) | Цифровая (вычислительные данные, двоичные) | Символьная (алфавитно-цифровая, строчная) | Графическая | |
По организации данных (файлы и БД) | Табличная | Текстовая | Графическая (муль тимедиа) |
Отметим, что разделение информации на табличную (числовую), текстовую и графическую отражает последовательность, в которой эти виды «осваивались» компьютерами. Первоначальные языки программирования (ЯП) были рассчитаны прежде всего на обработку числовой (Fortran, Algol), нежели символьной информации. Раньше появляются и табличные базы данных, также преимущественно рассчитанные на обработку числовых таблиц (файлов). Затем осваиваются текстовые файлы (текстовые редакторы) и текстовые БД (автоматизированные информационно-поисковые системы - библиографические и полнотекстовые). Наконец, с существенным повышением быстродействия и ёмкости памяти компьютеров, на сцену выходят графические и другие мультимедийные файлы (графические, аудио, видеоредакторы). Говорить о графических (мультимедиа) базах данных и АИС пока все же преждевременно.
Таблица 1.2 Классификация информации по содержанию (предметная область)
|
Интересно, что эта последовательность прямо противоположна той, в которой данные виды информации осваивает человек. Действительно, сначала он знакомится с графическими образами (птички, цветочки и бабочки на шкафчиках для одежды в детском саду), затем учится читать и писать, а только потом осваивает таблицу умножения.
В то время как классификация по структуре и форме является более характерной и важной с точки зрения информационных систем и технологий, классификация по содержанию (табл. 1.2) более соответствует уровню информационных ресурсов.
Основные классы информационных технологий
Универсальные технологии. Перечислим вначале некоторые из базовых (элементарных) информационных технологий, связанных в основном с обработкой документов (табл. 1.3).
Предметные технологии. В перечень информационных технологий, кроме перечисленных выше простейших (или базовых, т.е. «беспредметных») технологий принято включать также предметные технологии (т.е. привязанные к предметной области), или комплексы информационных процессов, по существу представляющие собой узкоспециализированные АИС, или позадачные системы.
Такие системы ориентированы на обработку специализированных входных и выпуск стандартных выходных форм или отчетов.
Таблица 1.3 Основные информационные технологии
№ | Тип технологии | Входная информация | Выходная информация | Пример программных средств |
«Чистые технологии» - обработка одного типа данных | ||||
Обработка текстов (документов) | Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf | - | Lexicon, Word, Adobe Acrobat | |
Обработка таблиц | Таблица .xsl, .dbf | - | Access, Excell, Foxpro | |
Обработка статических изображений | Картинка .pix, .pcx, bmp, .gif | Paint, PhotoShop | ||
Обработка звукового сигнала | Оцифрованный звук .wav, .mp3 | - | Magix 4 in One | |
Обработка видео | Видеосигнал .avi, .mpg, .dat, vob | - | Adobe Premier, Pinnacle Studio | |
«Смешанные» технологии - преобразование типов данных | ||||
Распознавание образов | Картинка .pix, .pcx, .bmp, .gif | Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf | FineReader | |
Распознавание голоса | Оцифрованный звук .wav, .mp3.... | Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf.. | «Змей-Горыныч» (Dragon Dictate) | |
Чтение текста | Текст .txt, .doc, .rtf., .pdf | Оцифрованный звук .wav, .mp3 | Govorilka, Speak & Mail |
Контрольные вопросы
1. Что понимается под информационным процессом?
2. Назовите основные классы информации по структуре и форме
3. Как классифицируется информация по содержанию?
4. Каковы основные информационные технологии?
5. Назовите основные классы информационных технологий