Основные характеристики проверяемых знаний, умений и навыков
Основные качества устного ответа, подлежащие его оценке
– Правильность ответа по содержанию (учитывается количество и характер ошибок при ответе).
– Полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий, правил и т.п.).
– Сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала).
– Логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией).
– Рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели).
– Своевременность и эффективность использования наглядных пособий и технических средств при ответе (учитывается умение грамотно и с пользой применять наглядность и демонстрационный опыт при устном ответе).
– Использование дополнительного материала (поощряется, но не требуется в обязательном порядке от всех учащихся).
– Рациональность использования отведенного на выполнение задания времени (не одобряется затянутость выполнения задания устного ответа) во времени, но с условием учета индивидуальных особенностей учащегося.
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОВЕРЯЕМЫХ ЗНАНИЙ
Что излагается: | Чем характеризуется: |
Содержание | Умением излагать изучаемый материал устно |
Факты | Степенью усвоения основного содержания: текста учебника, лекции и т.н. |
Понятия | Степенью их понимания(правильной интерпретацией) |
Правила | Степенью осознанности воспроизведения их формулировок |
Качественные закономерности | Понимание основных качественных характеристик какого-либо объекта или явления |
Количественные закономерности | Пониманием соотношения количественных показателей данного процесса, объекта или явления |
Законы и закономерности | Степенью усвоения и пониманием основных (фундаментальных) законов и закономерностей данной теории или методологии |
ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОВЕРЯЕМЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Что проверяется: | Чем характеризуется: |
Степень усвоения фактов, понятий, определений и т.п. | Умением излагать и комментировать учебный материал |
Понимание усвоенных фактов, понятий, явлений и т.п. | Умением объяснять, анализировать, делать выводы и обобщать излагаемый материал |
Умение применять усвоенные правила, законы и принципы для решения учебных задач на практике, в учебной ситуации | Степенью свободы и быстроты оперирования пол ученными знаниями в ходе учебных (контрольных) занятий |
Умение применять усвоенные правила, законы, принципы решения и т.п. для реальных практических потребностей | Способностью быстро и логично находить решение нестандартной задачи или необычного задания |
Умение применять имеющиеся знания в творческой, исследовательской деятельности | Способностью нестандартного, а чаще - интуитивное на уровне озарения (инсайт), применять полученные знания за пределами изучаемой теории |
Типичным недостатком, который наблюдается в деятельности отдельных преподавателей (около 66% уроков), является несовершенство контроля за уровнем обученностиучащихся и несовершенство, как следствие этого, оценки знаний, умений и навыков учащихся. Очень распространена такая ситуация, когда, спросив учащегося и выявив, чтотот материал не выучил, педагог ставит ему «два». Затем, через 2-3 недели, вспомнив, что у данного учащегося стоит «двойка», спрашивает его снова, и учащийся получает, предположим, оценку «4». Преподаватель доволен и спокоен: он считает, что «двойка» у этого учащегося «закрыта» положительной оценкой, забывая о том, что «два» поставлено за одну тему, а «четыре» уже за совсем другую, В данном случае педагог допускает ошибку в том, что он не проводит тематического учета знаний учащихся, а это является нарушением реализации принципа системности в деле проверки и оценки уровня обученности учащихся. Немаловажным фактором является и уровень требований, на котором проводятся проверка и оценка степени обученности учащихся учителем.