УРОК 1 LESSON 1

Таблица английских гласных фонем в сопоставлении с русскими (характеристика)

Гласные звуки в английском языке. Vowels in English

УРОК 1 LESSON 1

ДЕНЬ 2 DAY 2

ФОНЕТИКА И ГРАФИКА PHONETICS AND GRAPHICS

Говорить- значит объяснять свои мысли при помощи знаков, изобретенных людьми для этой цели.

Оказалось, что наиболее удобными из этих знаков являются звуки(sounds) и голос(voice). Но поскольку звуки преходящи, были изобретены другие знаки, чтобы сделать первые устойчивыми и зримыми. Ими стали знаки письменности, которые греки называли gra22mmata, откуда и пошло слово “грамматика”.

Таким образом, речевые знаки могут быть рассмотрены с двух сторон. Первая – то, чем они являются по своей природе, а именно как звуки и буквы. Вторая - их значения, т.е. способ, каким люди используют их для передачи своих мыслей.

Гласные– это различные звуки голоса, формируемые работой речевого аппарата человека.

Всякий гласный звук можно охарактеризовать со стороны произношения сочетанием двух черт: 1) насколько язык поднят в полости рта (подъем); 2) насколько язык продвинут вперед, к зубам (ряд положения языка).

Задание:проследите, глядя в зеркальце, за движением языка при произнесении всех русских гласных: а, е, ё, и, о, у, ы, э, ю, я.

В этой позиции органы речи имеют в основном тот уклад, который характеризует их при спокойном дыхании через нос, но только небная занавеска поднята, чтобы воздух перестал проходить через нос, а спинка языка чуть-чуть приподнята, как при произнесении звука [э] в русском слове “эти”. В таком положении речевого аппарата голосовые связки могут звучать под воздействием свободно проходящего воздуха, что получило название “спонтанного колебания голосовых связок”.

В английском языке, помимо того, что каждый из гласных может быть кратким или долгим, что вызывает значительные вариации в самом звуке, исходные гласные могут различаться в зависимости от степени артикуляции. А сокращение долготы звука может изменить значение слова. Например: sit [sit] – сидеть и seat [si:t] – усаживать.

Следовательно, гласные- это звуки речи, состоящие, главным образом, из голосового тона. При произнесении гласных положение языка, губ и мягкого неба таково, что при прохождении воздуха в полости рта отсутствуют препятствия, которые могут способствовать возникновению шума.

В английском языке можно различить до двадцати и более гласных звуков или созвучий (фонем), имея в виду, что речь идет не о знаках письменности, а о гласных звуках, т.е. существуют как количественные, так и качественные различия между гласными звуками: монофтонги (одиночные долгие и краткие гласные), дифтонги, трифтонги.

Английские гласные буквы: a, e, i, o, u, yпередают 20 гласных звуков, в том числе 12 монофтонгов – [i:], [I], [u], [u:], [e], [@], [@:], [O:], [O], [A], [{], [a:].

Монофтонг (греч. monos “один” + pthongos “звук”) – простой отдельный звук. Монофтонги– гласные с устойчивой, (неподвижной) артикуляцией: [a, e, I, o, u].

Дифтонг(от греч dyphthongos “двугласный”) - сочетание двух гласных звуков в одном слоге. Дифтонги - гласные с неустойчивой (подвижной) артикуляцией: [aI], [eI], [OI], [au], [ou], [E@], [u@], [I@], с ударением на первом элементе. Всего 8 дифтонгов.

Имеется два трифтонга (сочетание трех гласных звуков в одном слоге): [aI@], [au@], последовательно произносимых с ударением на первом элементе.

Задание перед зеркальцем: Проговорите вслух все английские гласные фонемы. Повторите их, убыстряя темп звучания.

Запомните написание гласных фонем. Повторите их вслед за диктором.

~ The phonetic symbols of the vowels and their pronunciation.

Примечания:

1. В русском языке долгота гласного не имеет существенного значения: пой/по-о-й; в английском - употребление долгой фонемы вместо краткой и наоборот изменяет смысл слова: pot [pOt] - горшок, port [pO:t] - порт, гавань.

2. В русском языке дифтонгов нет; в словах “бой”, “лей”, “пей” и др. произносится как сочетание гласного и согласного; в английском - boy [bOI], lay [leI], pay [peI] - дифтонги.

3.Особенностью английского фонетического строя является наличие 8 дифтонгов и 2 трифтонгов.

Фонетика формулирует правила произношения звуков и их сочетаний. Правила чтения основаны на связи звуков с орфографией, и здесь выявляются определенные трудности чтения, особенно на начальном этапе.

Теперь Вы знаете что:

Гласные звуки в ряде случаев произносятся не так, как мы их видим на письме, а совершенно иначе: дифтонг [eI] есть алфавитное чтение буквы А, а сама буква “а” имеет различные варианты звучания в тексте. Иначе говоря, первая буква английского алфавита-“А”[eI],а варианты ее звучания в тексте - [{], [A:], [E@] в зависимости от позиции гласной; английская гласная буква “Е” [i:] звучит в алфавите как протяжное русское “и”, а в тексте также читается по-разному; английская гласная буква “I” [aI] имеет свои варианты звучания в тексте; буква “Y” [wаI] используется для обозначения звуков: [aI] и [I] также и как согласный звук [й] в русском слове май.

Буква “U” в алфавите читается как [(j)u:]1 (круглые скобки здесь обозначают, что возможно чтение без [j]). Буква “O” имеет алфавитное название [ou]=[@u], а в тексте варианты чтения ее разные: [ou], [O], [@:], [@], [OI].32

Сказанное выше можно обобщить и представить в следующей таблице:

 

Через систему правил чтения фонетика связана с грамматикой и помогает произносить правильные формы числа имен существительных, времена глаголов и другие грамматические явления. Что касается согласных букв, то их 20 : b, c, d, f, g, h, j, k, l, m, n, p, q, r, s, t, v, w, x, z. Уверены: многие из них Вам уже знакомы. Скоро Вы их встретите в примерах.

ЗАДАНИЯ CONTROL TASKS

I. Фонетические тренировочные упражнения.
Артикуляция гласных звуков

Обратите внимание: значки в транскрипции [“] или [..ЩЩ...] указывают на ударение.

Повторяйте за диктором:

 

~ 1. Артикуляция гласных звуков. Повторяйте за диктором:

1.Aa [eI-eI-eI]

pay [peI] платить take [teIk] брать plate [pleIt] тарелка

2.Ee [i:-i:-i:]

be [bi:] быть He/She [hi:/Si:] он/она we [wi:] мы

3.Ii [aI-aI-aI]

I [aI] я; ice [aIs] лед idea [aI'dI@] идея idol [aIdl] идол, кумир

4.Yy [waI-waI-waI]

my [maI] мой fly [flaI] летать type [taIp] печатать

5.Oo [ou-ou-ou]

open ['oup@n] открытый only ['ounli] толькo no [nou] нет

 

6.Uu ['ju:-ju:-ju:]

unit ['ju:nIt] единица; юнита you [ju:] вы (ты), use [ju:z] употреблять

7.Ee [e-e-e] pen, ten, Ben

 

~ 2. Артикуляция дифтонгов (их 8). Повторяйте за диктором:

1.[eI-eI-eI]

stay [steI] останавливать case [keIs] ящик face [feIs] лицо

2.[ou-ou-ou]

go [gou] идти, ходить hope [houp] надеяться cold [kould] холодный

3.[aI-aI-aI]

eye [aI] глаз my [maI] мой, моя, мои nine [naIn] девять

4.[au-au-au]

now [nau] теперь, сейчас round [raund] payнд, круг out [aut] вне, вон!

5.[OI-OI-OI]

boy [bOI] мальчик noise [nOIz] шум toy [tOI] игрушка

6.[I@-I@-I@]

dear [dI@] дорогой real [rI@l] реальный beer [bI@] пиво

7.[E@-E@-E@]

care [kE@] забота air [E@] воздух bear [bE@] медведь

8.[u@-u@-u@]

poor [pu@] бедный Europe ['ju@r@p] Европа

 

~ 3. Артикуляция трифтонгов (их 2). Повторяйте за диктором:

1. [aI@-aI@-aI@] fire [faI@] огонь

2. [au@-au@-au@] our [au@] наш

~ II. Повторяя за диктором, отработайте артикуляцию гласных звуков по следующим показателям:

a) По долготе звучания:

[i:] [i:] [i:] [i:] [i:] - be, been, sea, bee, green

[ju:] [ju:] [ju:] [ju:] - mute, suit, new

[A:] [A:] [A:] [A:] - ask, far, are, bar, star

[@:] [@:] [@:] [@:] - bird, girl, sir, Germany

[O:] [O:] [O:] [O:] - all, door, record, George

 

b) по краткости звучания:

[I] [I] [I] [I] [I] [I] - big, in

[u] [u] [u] [u] [u] - room, book, cook, good-bye

[A] [A] [A] [A] [A] - bus, summer, come

[@] [@] [@] [@] [@] - August, London, letter

[{] [{] [{] [{] - bad, plan, jack, cab, exam, am

[O] [O ] [O ] [O] [O] - long, o’clock, body, dollar, Tom

c) Сопоставьте в нижеследующих словах гласные буквы и их

фонетический эквивалент:

Ann [{n] Анна sir [s@:] сэр, сударь

bye-bye ['baI'baI] разг. Пока, всего!

park [pA:k] парк near [nI@] около, рядом

gymnast ['dZImn{st] гимнаст

name [neim] имя my [maI] мой, моя, мое, мои go [gou] идти; hourse [ho:s] лошадь

air [E@] воздух it [It] это; is [Iz] есть hot [hOt] горячий; dog [dOg] собака

see [si:] видеть girl [g@:l] девочка put [put] класть

set [set] устанавливать fire ['faI@] огонь

rule [ru:l] правило, норма;

purse [p@:s] кошелек; cut [kAt] резать

Теперь Вы знаете, что:

1. В алфавите 6 гласных, которые передают 22 гласных звука или созвучия (фонем), в том числе: 12 монофтонгов, 8 дифтонгов и 2 трифтонга.

2. Гласные произносятся не так, как пишутся.

3. Каждому гласному соответствуют свои варианты звучания.

Всего Вам доброго. До завтра!

ДЕНЬ 3 DAY 3
ФОНЕТИКА И ГРАФИКА PHONETICS AND GRAPHICS