Индивидуальная форма обучения

Урок как основная форма организации школьного учебного процесса по информатике

 

Формой всякого процесса считается способ организации процесса, определяющий его внутреннюю структуру и внешние связи. Такое общее определение может быть отнесено, в частности, и к школьному учебному процессу: форма обучения – это способ, которым взаимодействуют между собою

- учитель и ученик,

- ученики в своем коллективе,

- ученик с содержанием обучения.

Форма обучения, наряду с содержанием, целью методами и средствами, дает возможность учителю непосредственно воздействовать на результативность учебного процесса.

 

 

С первыми этапами человеческого общества неразрывно связана исторически первая из форм обучения – индивидуальная форма обучения. В такой форме обучение сводится к непосредственной деятельности общения двух личностей – учителя и ученика. На ранних этапах становления человеческого общества с его низкой производительностью труда (от истоков человечества до раннего средневековья) такой способ передачи знаний от старших поколений к младшим соответствовал уровню производительных сил общества и долгое время оставался единственной формой обучения. У индивидуальной формы обучения есть бесспорные положительные качества, связанные с ориентацией содержания, методов, темпа занятий на личность ученика. Не удивительно, что и более поздние эпохи неоднократно наблюдался всплеск интереса к этой форме обучения. В зажиточных слоях общества в XVII-XIX века ее применяли как гувернерство для семейного образования и воспитания. В наши дни широко практикуется репетиторство при восполнении пропущенных в школе знаний и навыков, при подготовке абитуриентов для поступления в высшие учебные заведения и для обучения детей с ограниченными физическими и умственными возможностями и инвалидов, лишенных возможности регулярно посещать общеобразовательные учебные учреждения, а также при подготовке к индивидуальным видам интеллектуальных соревнований (олимпиадам).

Однако при всей дифференцированности, максимальной индивидуализации подхода индивидуальная форма обучения становится неэффективной и попросту непригодной, когда общество ставит перед школой проблему массового образования. Тогда кадровый преподавательский потенциал не может обеспечить обучения постоянно растущего контингента обучаемых.

Кроме того, эта форма обучения исключает деятельность обучаемого в коллективе сверстников. Тем самым, не используется существенный методический ресурс совместного обучения в группе. Данная форма обучения не позволяет дать адекватный ответ на требование общества – формирование коллективизма как важной характеристики каждого индивидуума современного общества.

 

Классно-урочная система обучения

Потребовался гений великого педагога и гуманиста Яна Амоса Коменского, который в начале XVII века в своей «Великой дидактике» предложил идею, революционизировавшую систему школьного образования. Он создал коллективную классно-урочную систему, которая сегодня кажется очень естественной и привычной. Её революционный характер состоял не только в том, что она конструктивно разрешала основное противоречие образования своего времени – противоречие между ограниченными возможностями педагога и социальным требованием массового обучения, но, прежде всего, тем, что созданная им система стала открытой для общества подлинно демократичной, без дискриминации по полу, сословиям, национальным признакам, получив широкое распространение на всей планете. Хотя века не могли не внести в нее некоторые модификации, тем не менее, она до нынешних дней существует в виде принципов Я.А. Коменского:

  • Для обучения все ученики разделены на классы (группы) так, что в одном классе собраны дети примерно одного уровня подготовки и одного возраста. Педагог ведет фронтальную работу со всем классом, предлагая им учебную информацию и задания для упражнений и контроля;
  • Все содержание образования разделено на отдельные предметы, отображающие в содержании школьного образования те или иные научные дисциплины;
  • Временнóй единицей (порцией) учебного процесса в классно-урочной системе обучения является урок – законченная по содержанию и способу построения стандартная порция времени (45 минут), единая для всех школ (исключения могут быть сделаны для специализированных учебных заведений; в начальной школе уроки обычно бывают сокращены до 40 минут);
  • Более крупные порции учебного процесса – учебный день, четверть, полугодие, учебный год. Часть календарного времени резервируется для каникул. Занятия ведутся по единому плану и расписанию;
  • Учитель руководит учебной деятельностью школьников, одновременно обучая в одном классе много учеников (до 30 и более). При этом он получает возможность специализироваться в преподаваемом предмете.