Тема: Система современных международных отношений
Вопросы для самопроверки
1. Какова природа политической идеологии?
2. Что является определяющим в идеологии:
- Либерализма;
- Консерватизма;
- Марксизма;
- Демократического социализма;
- Религии.
3. Какие идеологии распространены в РБ?
Цель: дать понятие международных отношений, раскрыть функции и место их в международной политике
План:
1. Международные отношения: понятие сущность, современные тенденции.
2. Международная власть, ее институты.
3. Внешняя политика: сущность, средства, функции.
Литература:
1. Категории политической науки: учебник/ Авт.кол.: Мельвиль А.Ю. и др. - М.: МГИМО; РОССПЭН, 2002. – c 587-630.
2. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2002. – с. 375-389.
3. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. – с 512-570.
4. Политология: Учебник/ Под ред. С.Б. Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – с 397-424.
5. Политология. Учебник/ Под ред. В.А. Ачкасова. – М.: 2005. – с. 571-685.
1. Международные отношения – это совокупность политических, экономических, социальных, дипломатических, правовых, военных и гуманитарных связей между основными субъектами мирового сообщества.
Существует несколько подходов к пониманию природы и сущности международных отношений:
- биологический, когда сторонники исходят из «инстинктивной агрессивности», вытекающего и прирожденного эгоизма людей;
- психологический, объясняющий международные отношения эмоциональным состоянием людей, лидеров, военных; жаждой стресса;
- объективистский подход, когда в основу международных отношений кладутся «объективные интересы» стран, народов.
Система международных отношений начинает складываться в 17 в. (1648г.). В результате окончания тридцатилетней войны и подписания Вестфальского мира. Главный смысл его заключался в том, что европейские государства, осознав сходство своих интересов, решили объединиться в международное сообщество для обсуждения политических намерений каждого из них и всех вместе. Было санкционировано отделение протестансткой церкви от католической. Была признана самостоятельность германских княжеств. В результате сложилась государственно-центристкая модель мира.
В 19 веке после разгрома наполеоновской Франции сложилась Венская система международных отношений (Европейский Концерт). После 1 мировой войны сформировалась Версальско-Вашингтонская система международных отношений.
В результате 2 мировой войны – Ялтинско-Потсдамская.
Теоретические школы в международных исследованиях:
- реализм (неореализм), либерализм (неолиберализм) неомарксизм и постмодернизм.
Основные позиции:
- реализм (неореализм) исследуют проблемы вооруженного противостояния и безопасности, баланс сил;
- борьба за власть и лидерство в международных отношениях;
- баланс сдерживания (устрашения), роль международного права и организации, демократизация, марксизм (неомарксизм), создает мир - системную теорию, опирающуюся на идею о противоречиях между империализмом и другими странами (страны золотого миллиарда и остальной мир).
Постмодернизм исходит из сложности и противоречивости мира и что прежние модели не работают. Если представители других теорий стремятся объяснять действительность, то постмодернисты активно пытаются изменить ее.
Международные отношения отличаются от других тем, что:
§ они охватывают широкую и сложную область жизни международного сообщества;
§ в них нет центрального ядра власти и управления, а существует полицентризм и полииерархия;
§ в них преобладание разъединяющих факторов над объединяющими;
§ одновременность многих взаимодействий и случайных событий, влияющих на международные отношения.
Главными субъектами международных отношений являются государства; Международные (межправительственные и правительственные) организации; многочисленные ассоциации, движения, объединения, возникшие для реализации политических, экономических, социальных и других отношений; конкретные личности и индивиды, которые оказывают заметное влияние на развитие международных отношений.
Международные отношения различаются по типам, формам, уровням.
Выделяются традиционный и современный тип М.О., отношения противостояния и сотрудничества, равноправные и неравноправные. На основании других критериев можно выделить иные типы:
§ гомогенные (феодальные, капиталистические), т.е. однородные;
§ итерогенные (смешанные);
§ соперничества и сотрудничества, приводящие к различным состояниям этих отношений враждебность, конфликт, спор, сотрудничество, дружба, союз.
Политологи выделяют виды международных отношений:
§ политические, военно-стратегические;
§ экономические, социальные (общественные);
§ культурные, идеологические, научно-технические.
Важнейшим их них являются политические и военно-стратегические. Они реализуются в виде военно-политических союзов, блоков.
Формы международных отношений различных организаций:
§ глобальные;
§ региональные;
§ отраслевые.
Уровни международных отношений:
§ глобальный;
§ надрегиональный;
§ региональный;
§ двусторонний.
В международных отношениях выделяют международную (интернациональную) политику – это деятельность всех международных организаций, а так же все отношения и действия политических систем на международной арене.
§ Международная политика отражает систему отношений между государствами, их органами, службами и представителями (президент, правительство, парламент, министерство иностранных дел, а также организации Мирового сообщества).
§ Наднациональная (супранациональную) политика, политика, возникающая в результате интеграции и передачи некоторых функций наднациональным органам.
§ Мультинациональная политика – совместная деятельность нескольких субъектов или государства (ОБСЕ, ОАЕ), ее субъекты, действующие согласованно национальные государства.
§ Транснациональная политика – это деятельность негосударственных субъектов (партий, профсоюзов, различных организаций).
§ Внешняя политика – это деятельность или бездеятельность государства по отношению к другим странам.
Субъекты, действующие на международной арене, находятся в сложном взаимодействии и образуют систему международной политики.
Основные тенденции современных М.О.:
§ переходный характер современного состояния М.О., становление нового международного порядка;
§ рост взаимозависимости государств и интеграционных процессов;
§ возрастание роли НТП и НТР на взаимодействие государства.
Итак, Международные отношения – это сложная система, охватывающая все международные явления, события, процессы. Это – механизм корректировки государственных и надгосударственных интересов, их защиты и реализации.
Для осуществления внешнеполитической деятельности создается специальный механизм. Система органов внешних отношений:
§ внутригосударственные органы (президент, парламент, правительство, МИД);
§ зарубежные органы:
а.) постоянные (посольства, консульства, постоянные представительства, миссии);
б.) временные (делегации, участие в различных международных конференциях, совещаниях и наблюдатели).
2. Международные отношения и международная политика осуществляются с помощью специального механизма в виде международной власти, которая воплощает волю мирового сообщества. Она опирается на военный, экономический, социальный, информационный, идеологический потенциал, объединившихся государств.
Она способна влиять на поведение участников, а также принуждать их к соблюдению выработанных совместно норм, контролировать динамику международных отношений.
Институты международной власти:
§ правительственные общественно-политические организации, способные принимать решения обязательные для всех членов Сообщества. Это ООН, Совет Безопасности и т.д.;
§ неправительственные организации.
В основе реализации Международных отношений лежат принципы:
§ принуждения;
§ консенсуса.
Международная власть легитимна, т.к. она опирается на принципы и нормы признанные мировым сообществом, на цивилизованность взаимоотношений и т.д. Эта сторона международной власти еще оспаривается некоторыми субъектами М.О.
Международные организации соответствуют уровню М.О. и в связи с этим делятся на глобальные (ООН, Совет Безопасности, Юнеско, МОТ, ВОЗ и т.д.).
- надрегиональные – Движения неприсоединения, зеленых (Гринпис);
- региональные (ЕЭС, ЕС, НАТО, СНГ и др.).
В основе деятельности международных организаций лежит международное право, Международные соглашения, пакты, декларации.
3. В деятельности государства различают внутреннюю и внешнюю политику, находящиеся в сложном взаимодействии, но их цели совпадают, т.е. они призваны решать одну задачу – обеспечивать сохранение и упрочнение существующей в данном государстве системы общественных отношений.
Внешняя политика вторична по отношению к внутренней. Она формируется в иных условиях. Итак, внешняя политика – это деятельность и взаимодействие официальных субъектов, получивших или присвоивших право от имени всего народа выражать и защищать национальные интересы на международной арене, избирать адекватные средства и методы их реализации.
В основе внешней политики лежат национальные интересы.
Виды внешней политики:
§ пассивная внешняя политика, она присуща слабым государствами, вынужденным приспосабливаться;
§ агрессивная внешняя политика, заключающаяся в стремлении приспособить или принудить к изменению политики других государств;
§ активная внешняя политика заключается в поиске равновесия между внутренней и внешней политикой;
§ консервативная внешняя политика, заключается в защите любыми средствами достигнутого равновесия.
Цели внешней политики обусловлены общественно-политическим режимом, формой правления, историей, традицией, геополитическим положением. Они заключаются в:
§ обеспечении благоприятных внешних условий проводимого внутреннего политического курса;
§ наращивании политического и экономического могущества государства;
§ обеспечении национальной безопасности;
§ реализации внешнеполитических задач, обусловленных системой международных отношений.
Функции внешней политики:
§ охранительная;
§ представительно-информационная;
§ идеологическая;
§ координация усилий государств по решению глобальных проблем;
§ торгово-организаторская.
Средства и методы:
§ информационно-пропагандистские (СМИ);
§ политические;
§ экономические;
§ военные;
§ устойчивые (территория, климат, геополитическое положение, ресурсы);
§ переменные (направления и концепции внешней политики).
Субъекты внешней политики:
§ государство в лице его представительных учреждений и исполнительно-распорядительных органов;
§ должностные лица – глава государства, парламента, правительства.
Смотри Приложение 13.
Вопросы для самопроверки:
1. Обознаться вехи в становлении системы международных отношений?
2. Каковы особенности современных отношений?
3. Каковы особенности внешней политики?
4. Назовите функции, средства и методы внешней политики?