Воспроизведение.
Виды сохранения.
Сохранение
Динамическое – проявляется в оперативной памяти. Материал при таком сохранении не изменяется.
Статическое – проявляется в долговременной памяти. Материал подвергается реконструкции, изменяется последовательность, могут исчезать детали, одни факты накладываться на другие и т.д.
2.5.2.3.1. Воспроизведение может протекать на уровнях:
- узнавания – проявление памяти возникает при повторном восприятии объекта, при значительном совпадении новых впечатлений с прежними и достаточно прочными впечатлениями узнавание происходит мгновенно;
- воспроизведения – осуществляется без присутствия объекта восприятия, надежный критерий прочностизапоминания;
- припоминания – умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации, при недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности сохранения прежних впечатлений.
2.5.2.3.2. Виды воспроизведения.
Прямым (непосредственным) –без промежуточных ассоциаций.
Непрямым (опосредованным) – с промежуточными ассоциациями
Непреднамеренное(непроизвольное) –происходит само собой.
Преднамеренное(произвольное) –человек ставит цель вспомнить, носит характер развернутой умственной деятельности: сначала осознается вопрос, потом возникают ассоциации, после находятся промежуточные связи, далее воспроизведение становится полным.
2.5.2.5. Забывание
Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения заученного материала.
Физиологически забывание – торможение временных связей.
Темп забывания зависит от:
- объема запоминаемого материала
- содержания и степени его осознанности
- сходства запоминаемого материала с уже хранящимся в долговременной памяти
- степени значимости запомненного материала и включенности его в деятельность.
Виды забывания:
Полное забывание-закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.
Частичное забывание - человек воспроизводит материал не весь или с ошибками, а когда узнает, но не может воспроизвести.
Временное забывание - физиологи объясняют торможением временных нервных связей.
Особенности забывания:
1. В течение первых пяти дней забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней, после заучивания материала
2. Наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.
3. Забывание зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Например, сразу после значительной физической нагрузки, плохо усваивается материал.
4. Через час в памяти остается только 50% механически заученной информации
5. В первые дни, после заучивания, максимальны потери от забывания
Для уменьшения забывания необходимо:
1) понимание, осмысление информации.
2) повторение информации
2.1. первое повторение нужно через 40 мин после заучивания,
2.2. в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.
2.3. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.
2.4. Систематическое, без перегрузки, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.
Способы организации информации в памяти.
1. Пространственная организация –позволяет установить связи в физическом пространстве.
2. Ассоциативная организация – группировка элементов с какими-либо общими признаками.
3. Иерархическая организация –каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует.