Воспроизведение.

Виды сохранения.

Сохранение

Динамическое – проявляется в оперативной памяти. Материал при таком сохранении не изменяется.

Статическое – проявляется в долговременной памяти. Материал подвергается реконструкции, изменяется последовательность, могут исчезать детали, одни факты накладываться на другие и т.д.

2.5.2.3.1. Воспроизведение может протекать на уровнях:

- узнавания – проявление памяти возникает при повторном восприятии объекта, при значительном совпадении новых впечатлений с прежними и достаточно прочными впечатлениями узнавание происходит мгновенно;

- воспроизведения – осуществляется без присутствия объекта восприятия, надежный критерий прочностизапоминания;

- припоминания – умственные действия, связанные с поиском, восстановлением и извлечением из долговременной памяти необходимой информации, при недостаточном совпадении новых впечатлений со старыми и недостаточной прочности сохранения прежних впечатлений.

2.5.2.3.2. Виды воспроизведения.

Прямым (непосредственным) –без промежуточных ассоциаций.

Непрямым (опосредованным) – с промежуточными ассоциациями

Непреднамеренное(непроизвольное) –происходит само собой.

Преднамеренное(произвольное) –человек ставит цель вспомнить, носит характер развернутой умственной деятельности: сначала осознается вопрос, потом возникают ассоциации, после находятся промежуточные связи, далее воспроизведение становится полным.

2.5.2.5. Забывание

Забывание – процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности воспроизведения заученного материала.

Физиологически забывание – торможение временных связей.

Темп забывания зависит от:

- объема запоминаемого материала

- содержания и степени его осознанности

- сходства запоминаемого материала с уже хранящимся в долговременной памяти

- степени значимости запомненного материала и включенности его в деятельность.

Виды забывания:

Полное забывание-закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается.

Частичное забывание - человек воспроизводит материал не весь или с ошибками, а когда узнает, но не может воспроизвести.

Временное забывание - физиологи объясняют торможением временных нервных связей.

Особенности забывания:

1. В течение первых пяти дней забывание идет быстрее, чем в последующие пять дней, после заучивания материала

2. Наиболее полное и точное воспроизведение сложного и обширного материала бывает не сразу после заучивания, а спустя 2-3 дня. Такое улучшенное отсроченное воспроизведение называется реминисценцией.

3. Забывание зависит от характера деятельности, непосредственно предшествующей запоминанию и происходящей после нее. Например, сразу после значительной физической нагрузки, плохо усваивается материал.

4. Через час в памяти остается только 50% механически заученной информации

5. В первые дни, после заучивания, максимальны потери от забывания

Для уменьшения забывания необходимо:

1) понимание, осмысление информации.

2) повторение информации

2.1. первое повторение нужно через 40 мин после заучивания,

2.2. в первый день – 2-3 повторения, во второй день – 1-2 повторения, в третий-седьмой день по одному повторению, затем одно повторение с интервалом в 7-10 дней.

2.3. 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день.

2.4. Систематическое, без перегрузки, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и почти полное забывание информации через неделю после сессии.

Способы организации информации в памяти.

1. Пространственная организация позволяет установить связи в физическом пространстве.

2. Ассоциативная организация группировка элементов с какими-либо общими признаками.

3. Иерархическая организация каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует.