Ядгаров Я.С.

Курс лекций подготовил

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Экспансия замедлила развитие русской нации.

Россия превратилась в многонациональную империю.

 

Москва 2008


доктор экономических наук,профессор

Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры …………………………….......................……………

 

Зав. кафедрой д.э.н., профессор …………………… Ядгаров Я.С.

 

Курс лекций одобрен на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ …………….................................................................................................................

 

 

Проректор по УМР,

председатель НМС, профессор ................................ Дайитбегов Д.М.

 

Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей. М.: ВЗФЭИ, 2008. – 305 с.

 

© Ядгаров Я.С., 2008 г.

© ВЗФЭИ, 2008 г.


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Курс лекций по учебной дисциплине История экономических учений рассчитан для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.

Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйствования творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории ее развития.

Учебные задачи дисциплины:

- ввести понятия:

1) «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс»;

2) «справедливая цена», «трудовая стоимость», «конституированная стоимость», «равновесная цена»;

3) «меркантилизм», «кольбертизм», «чистая экономическая теория»;

4) «чистый продукт», «производительный труд», «экономический человек», «невидимая рука»;

5) «догма Смита», «закон Сэя», «третьи лица», «железный закон заработной платы», «народный банк»;

6) «маржинализм», «законы Госсена», «оптимум Парето», «эффект Веблена»;

7) «институционализм», «дифференциация продукта», «предпочтение ликвидности», «коллоквиум Липпмана», «неолиберализм» и др.;

- познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального и институционального анализа социально-экономической ситуации;

- сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.

В процессе изучения дисциплины планируется использовать тестовую форму промежуточного и итогового контроля освоения студентам дисциплины.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Процесс изучения студентами курса способствует плодотворному освоению цикла прикладных экономических дисциплин и формированию профессиональной культуры экономиста широкого профиля.

Требования к уровню освоения содержания курса.

По завершении курса студенты должны уметь:

· дать определение сущности основных категорий и понятий;

· сравнить присущие различным школам, течениям и направлениям экономической мысли общие и отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций;

· проанализировать теоретико-методологические достижения меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;

· составить различные варианты классификации школ и направлений в истории мировой и отечественной экономической мысли.

Формы контроля:

· промежуточное, в том числе компьютерное, тестирование по отдельным разделам дисциплины;

· итоговое компьютерное тестирование (экзаменационный зачет).