Ядгаров Я.С.
Курс лекций подготовил
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
КУРС ЛЕКЦИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экспансия замедлила развитие русской нации.
Россия превратилась в многонациональную империю.
Москва 2008
доктор экономических наук,профессор
Курс лекций обсужден на заседании кафедры Истории экономики, политики и культуры …………………………….......................……………
Зав. кафедрой д.э.н., профессор …………………… Ядгаров Я.С.
Курс лекций одобрен на заседании Научно-методического совета ВЗФЭИ …………….................................................................................................................
Проректор по УМР,
председатель НМС, профессор ................................ Дайитбегов Д.М.
Ядгаров Я.С. Курс лекций по дисциплине История экономических учений: / Для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей. М.: ВЗФЭИ, 2008. – 305 с.
© Ядгаров Я.С., 2008 г.
© ВЗФЭИ, 2008 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Курс лекций по учебной дисциплине История экономических учений рассчитан для студентов II курса, обучающихся по направлениям и формам всех экономических специальностей.
Цель дисциплины – дать представление об основных этапах и особенностях систематизации экономических идей и воззрений в экономическую теорию и выявить значимость для практики хозяйствования творческого наследия видных экономистов, способствовавших возникновению различных теоретических школ, течений и направлений экономической мысли на всем протяжении истории ее развития.
Учебные задачи дисциплины:
- ввести понятия:
1) «хрематистика», «политическая экономия», «экономикс»;
2) «справедливая цена», «трудовая стоимость», «конституированная стоимость», «равновесная цена»;
3) «меркантилизм», «кольбертизм», «чистая экономическая теория»;
4) «чистый продукт», «производительный труд», «экономический человек», «невидимая рука»;
5) «догма Смита», «закон Сэя», «третьи лица», «железный закон заработной платы», «народный банк»;
6) «маржинализм», «законы Госсена», «оптимум Парето», «эффект Веблена»;
7) «институционализм», «дифференциация продукта», «предпочтение ликвидности», «коллоквиум Липпмана», «неолиберализм» и др.;
- познакомить с методами классово-формационного, субъективистского, маржинального и институционального анализа социально-экономической ситуации;
- сформировать навыки для самостоятельных и нетенденциозных оценок развития мировой и отечественной экономической мысли, выработки альтернативных вариантов хозяйственной политики.
В процессе изучения дисциплины планируется использовать тестовую форму промежуточного и итогового контроля освоения студентам дисциплины.
Место курса среди других дисциплин учебного плана:
Процесс изучения студентами курса способствует плодотворному освоению цикла прикладных экономических дисциплин и формированию профессиональной культуры экономиста широкого профиля.
Требования к уровню освоения содержания курса.
По завершении курса студенты должны уметь:
· дать определение сущности основных категорий и понятий;
· сравнить присущие различным школам, течениям и направлениям экономической мысли общие и отличительные признаки методологических подходов и теоретических позиций;
· проанализировать теоретико-методологические достижения меркантилизма, «классиков», «неоклассиков» и институционализма, а также кейнсианства и неолиберализма;
· составить различные варианты классификации школ и направлений в истории мировой и отечественной экономической мысли.
Формы контроля:
· промежуточное, в том числе компьютерное, тестирование по отдельным разделам дисциплины;
· итоговое компьютерное тестирование (экзаменационный зачет).