Профессионально-прикладная физическая подготовка
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – процесс развития и совершенствования профессионально важных физических способностей и психических качеств, а также повышение общей и неспецифической устойчивости организма к условиям неблагоприятной среды.
Цель ППФП – психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.
Задачи ППФП:
1.
Развитие прикладных физических способностей.
2.
Формирование прикладных умений и навыков.
3.
Формирование прикладных психических качеств (пр., воли, настойчивости, организованности, трудолюбия).
4.
Формирование прикладных специальных качеств (пр., создание основ для противодействия влиянию неблагоприятных факторов и условий труда).
5.
Формирование прикладных знаний.
Для определения содержания ППФП составляется профессиограмма специалиста, т.е. тот объем и перечень необходимых прикладных знаний, умений и навыков, психофизических и специальных качеств, которые обеспечивают надежность и успешность профессиональной деятельности.
При составлении профессиограммы учитывается:
- формы (виды) труда;
- условия труда;
- характер труда;
- режим труда и отдыха;
- динамика работоспособности.
Дополнительными факторами являются:
- индивидуальные особенности будущих специалистов;
- географо-климатические условия региона.
Пример:
Для одних профессий приоритетными являются силовые или скоростно-силовые способности, для других – координационные, для третьих – выносливость, для четвёртых – гибкость и т.п.
Для ряда профессий характерны неблагоприятные условия труда: задымлённость, вибрация, высокие или низкие температуры (кузнецы, металлурги, шахтёры); высокий уровень шума (ткацкое производство).
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) осуществляется на основе общей физической подготовки (ОФП). Чем выше уровень общей физической подготовленности человека, тем быстрее развиваются его специальные (приоритетные для конкретной специальности) качества и способности.
Соотношение ОФП и ППФП (которая выступает как вид СФП) может меняться в зависимости от профессии.
Пример:
Для гуманитариев рационально организованной ОФП практически достаточно для подготовки к профессии, однако для лётного состава авиации только ОФП явно недостаточно – здесь необходима специальная ППФП.
В ППФП используются в основном те же, что в ОФП, средства, методы, методические приёмы. Однако они реализуются в специфическом плане с учётом особенностей профессии, её специфики, требований к специалистам данного профиля и т.п. Из бесчисленного количества физических упражнений используются по преимуществу такие, которые формируют двигательные умения, навыки, развивают способности, необходимые в данной профессии.
Пример: Для МЧС – лазанье, преодоление препятствий, упражнения, развивающие силу, силовую выносливость, быстроту.
Для подразделений правоохранительных органов используются различные виды бокса, борьбы и т.п.
ЛЕКЦИЯ 6
САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ
ПЛАН:
1. Виды диагностики, цель, задачи
2. Показатели физического развития
3. Оценка функциональной тренированности
4. Самоконтроль
4.1. Субъективные показатели самоконтроля
4.2. Объективные показатели самоконтроля
1. Виды диагностики, цель, задачи
ДИАГНОСТИКА – оценка состояния здоровья занимающегося.
ДИАГНОЗ – заключение о состоянии здоровья занимающегося.
Основными видами диагностики являются:
Врачебный контроль – комплексное медицинское обследование физического развития и функциональной подготовленности занимающихся физической культурой и спортом.
Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом.
Самоконтроль – регулярные наблюдения занимающихся за состоянием своего здоровья, функциональной и физической подготовленностью и их изменениями под влиянием занятий физическими упражнениями и спортом.
Цель диагностики – оптимизация процесса занятий физической культурой на основе объективной оценки различных сторон состояния занимающихся.
Задачи диагностики:
1) Врачебный контроль за здоровьем лиц, занимающихся физической культурой и спортом;
2) Оценка эффективности применяемых средств и методов занятий;
3) Выполнение плана тренировочных занятий;
4) Определение тестов для оценки подготовленности (физической, технической, тактической, морально-волевой, теоретической);
5) Прогнозирование достижений спортсменов;
6) Выявление динамики спортивных результатов;
7) Отбор талантливых спортсменов.