Интеграция систем
Различные информационные системы тесно взаимодействуют друг с другом. Транзакционные системы — основной источник данных для других ИС, в то время как системы поддержки решений руководства — потребители данных из систем нижнего уровня.
Возникает закономерный вопрос — насколько эти системы должны быть интегрированы? В принципе, существующие сегодня на рынке технические и программные средства позволяют решить задачу получения интегрального эффекта от использования ИС, обеспечивающих беспрепятственное прохождение информационных потоков между различными подразделениями предприятия (см. табл. 1.1.3)[4]. Однако, интеграция требует времени и затрат. Поэтому каждое предприятие должно сопоставить свои потребности в интеграции с возможными затратами на построение подобных систем.
Таблица 1.1.3
Классы информационных систем
Классы ИС | Название | Фирма | Стоимость |
Крупные интегрированные системы (комплексное управление, учет, управление производством) | R3 Baan IV Oracle Application | SAP Baan Oracle | Свыше 500 000 дол. |
Средние интегрированные системы (комплексное управление, учет, управление производством) | JD Edwards SyteLine Галактика Парус | Robertson&Blums SOCAP Галактика, Россия Парус, Россия | 200 000 —500 000 дол. |
Малые интегрированные системы (комплексный учет и управление финансами) | Concord XAL Scala Platinum SQL NS-2000 | Columbus IT Partner Scala Platinum Software Corporation Никос-Софт, Россия | 50 000 —300 000 дол. |
Локальные системы (учетные системы по направлениям деятельности) | 1C БЭСТ Инфин | 1C, Россия Интеллект-Сервис, Россия Инфин, Россия | 5 000 —50 000 дол. |
В последние годы для России характерны бурное развитие информационных технологий и рост интереса к компьютерным системам, способным обеспечить эффективное управление предприятием. Особенно выделяется растущий спрос на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельных функций (бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции) и АСУ считаются уже пройденным этапом для многих предприятий, на которых автоматизация долгое время велась по трем достаточно обособленным друг от друга направлениям: АСУ (системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельности), САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУ ТП (системы автоматизации технологических и производственных процессов). Создававшиеся изначально без комплексного плана, как правило, под требования различных подразделений, участков и процессов, отдельные автоматизированные системы не подчинялись единым целям и задачам предприятия, были плохо связаны между собой информационно, а чаще не были связаны вовсе, что не отвечало интересам предприятия как целостной системы. Многообразие используемых стандартных и нестандартных аппаратных и программных средств затрудняло или делало невозможным дальнейшую модернизацию систем. Реальный эффект от внедрения автоматизации часто оказывался при этом ниже ожидаемого.
Развитие математических методов, технических и программных средств позволяет в настоящее время принципиально решить задачу получения интегрального эффекта от внедрения информационных технологий на предприятиях. Появились возможности формировать высокоэффективные корпоративные информационные системы (КИС) для управления предприятиями. Выросли масштабы и качественно изменилось содержание КИС.
Статистика последних лет показывает, что более половины из 500 самых крупных компаний в мире выбрали в качестве единого стандарта для построения корпоративной информационной системы программные продукты фирмы SAP AG[5]. Исследования Meta Group резюмируют, что первые выгоды от ERP-системы можно получить через 8 месяцев после запуска. Средняя годовая экономия от использования такого программного обеспечения составляет 1,6 млрд. долл. В 63 опрошенных компаниях разных размеров и отраслей средняя стоимость внедрения (total cost of ownership — TCO) ERP-системы составила 15 млн. долл. (минимальная — 400 тыс. долл., максимальная — 300 млн. долл.). В TCO входят затраты на аппаратное и программное обеспечение, профессиональные услуги и обучение персонала.
В настоящее время имеется множество примеров эффективного использования КИС и на российских предприятиях. Разнообразие корпоративных информационных систем и несокращающееся число разработчиков подчеркивают значимость этого рынка в современной экономике.
Приведем перечень требований, предъявляемых российскими предприятиями к ИС, которую можно назвать корпоративной информационной системой[6].
1. Функциональная полнота системы:
· выполнение международных стандартов управленческого учета — MRP II, ERP, CSRP;
· автоматизация:
§ планирования, бюджетирования, прогнозирования;
§ оперативного (управленческого) учета;
§ бухгалтерского учета;
§ статистического учета;
§ финансово-экономического анализа;
· формирование отчетов и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам (IAS и GAAP);
· количество однократно учитываемых параметров деятельности предприятия (2000—10 000), количество таблиц баз данных (800—3000).
2. Локализация информационной системы:
· функциональная (учет особенностей российского законодательства и системы расчетов);
· лингвистическая (интерфейс, система помощи и документация на русском языке).
3. Надежная защита информации:
· парольная система разграничения доступа к данным и функциям;
· многоуровневая система защиты данных, включающая средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрации времени ввода и модификации данных, протокол удалений;
· программно-аппаратные средства шифровки данных, сертифицированные ФАПСИ.
4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях.
5. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы:
· структуры и функций бизнес-процессов;
· информационного пространства (изменение структуры БД, модификация полей таблиц, связей, индексов и т.п.);
· интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации;
· организационного и функционального наполнения рабочего места пользователя.
6. Обеспечение обмена данными между ранее разработанными ИС и другими программными продуктами, функционирующими на предприятии.
7. Возможность консолидации информации:
· на уровне предприятий — для объединения информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинг и т.п.;
· на уровне отдельных задач;
· на уровне временных периодов — для выполнения анализа изменения тех или иных показателей за период, превышающий отчетный.
8. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации:
· архитектуры баз данных;
· алгоритмов;
· статистики количества обработанной информации (количество записей, документов, проводок, объем дисковой памяти);
· журнала выполненных операций;
· списка работающих станций, внутрисистемной почты.
Обобщение зарубежного и отечественного опыта позволяет сформулировать ряд правил, которых целесообразно придерживаться для успешного создания КИС:
· привязка всех стратегических планов внедрения информационных технологий к бизнес-целям и базовой инфраструктуре предприятия;
· простота и гибкость модели построения и развития корпоративной информационной системы;
· обозримый период разработки системы, формирование единой команды разработчиков ИТ и бизнес-аналитиков;
вовлеченность высшего руководства предприятия в процесс разрешения возникающих проблем управления рисками от внедрения ИТ.