Интеграция систем

Различные информационные системы тесно взаимодействуют друг с другом. Транзакционные системы — основной источник данных для других ИС, в то время как системы поддержки решений руководства — потребители данных из систем нижнего уровня.

Возникает закономерный вопрос — насколько эти системы должны быть интег­рированы? В принципе, существующие сегодня на рынке технические и программные средства позволяют решить задачу полу­чения интегрального эффекта от использования ИС, обеспечивающих беспре­пятственное прохождение информационных потоков между различными подразделе­ниями предприятия (см. табл. 1.1.3)[4]. Однако, интеграция требует времени и затрат. Поэтому каждое предприятие должно сопоставить свои потребности в интеграции с возможными затратами на построение подобных систем.

Таблица 1.1.3

Классы информационных систем

Классы ИС Название Фирма Стоимость
Крупные интегрированные системы (комплексное управление, учет, управление производством) R3 Baan IV Oracle Application SAP Baan Oracle Свыше 500 000 дол.
Средние интегрированные системы (комплексное управление, учет, управление производством) JD Edwards SyteLine Галактика Парус Robertson&Blums SOCAP Галактика, Россия Парус, Россия 200 000 —500 000 дол.
Малые интегрированные системы (комплексный учет и управление финансами) Concord XAL Scala Platinum SQL NS-2000 Columbus IT Partner Scala Platinum Software Corporation Никос-Софт, Россия 50 000 —300 000 дол.
Локальные системы (учетные системы по направлениям деятельности) 1C БЭСТ Инфин 1C, Россия Интеллект-Сервис, Россия Инфин, Россия 5 000 —50 000 дол.

 

В последние годы для России характерны бурное развитие информационных технологий и рост интереса к компьютерным системам, способным обеспечить эффективное управление предприятием. Особенно выделяется растущий спрос на интегрированные системы управления. Автоматизация отдельных функций (бухгалтерского учета или сбыта готовой продукции) и АСУ считаются уже пройденным этапом для многих предприятий, на которых автоматизация долгое время велась по трем достаточно обособленным друг от друга направлениям: АСУ (системы автоматизации управленческой и финансово-хозяйственной деятельности), САПР (системы автоматизированного проектирования) и АСУ ТП (системы автоматизации технологических и производственных процессов). Создававшиеся изначально без комплексного плана, как правило, под требования различных подразделений, участков и процессов, отдельные автоматизированные системы не подчинялись единым целям и задачам предприятия, были плохо связаны между собой информационно, а чаще не были связаны вовсе, что не отвечало интересам предприятия как целостной системы. Многообразие используемых стандартных и нестандартных аппаратных и программных средств затрудняло или делало невозможным дальнейшую модернизацию систем. Реальный эффект от внедрения автоматизации часто оказывался при этом ниже ожидаемого.

Развитие математических методов, технических и программных средств позволяет в настоящее время принципиально решить задачу получения интегрального эффекта от внедрения информационных технологий на предприятиях. Появились возможности формировать высокоэффективные корпоративные информационные системы (КИС) для управле­ния предприятиями. Выросли масштабы и качественно изменилось содержание КИС.

Статистика последних лет показывает, что более половины из 500 самых круп­ных компаний в мире выбрали в качестве единого стандарта для построения корпора­тивной информационной системы программные продукты фирмы SAP AG[5]. Исследо­вания Meta Group резюмируют, что первые выгоды от ERP-системы можно получить через 8 месяцев после запуска. Средняя годовая экономия от использования такого программного обеспечения составляет 1,6 млрд. долл. В 63 опрошенных компаниях разных размеров и отраслей средняя стоимость внедрения (total cost of ownership — TCO) ERP-системы составила 15 млн. долл. (минимальная — 400 тыс. долл., максимальная — 300 млн. долл.). В TCO входят затраты на аппаратное и программное обеспечение, профессиональные услуги и обучение персонала.

В настоящее время имеется множество примеров эффективного использования КИС и на российских предприятиях. Разнообразие корпоративных информационных систем и несокращающееся число разработчиков подчеркивают значимость этого рынка в современной экономике.

 

Приведем перечень требований, предъявляемых российскими предприятиями к ИС, которую можно назвать корпоративной информационной системой[6].

1. Функциональная полнота системы:

· выполнение международных стандартов управленческого учета — MRP II, ERP, CSRP;

· автоматизация:

§ планирования, бюджетирования, прогнозирования;

§ оперативного (управленческого) учета;

§ бухгалтерского учета;

§ статистического учета;

§ финансово-экономического анализа;

· формирование отчетов и ведение учета одновременно по российским и международным стандартам (IAS и GAAP);

· количество однократно учитываемых параметров деятельности предприятия (2000—10 000), количество таблиц баз данных (800—3000).

2. Локализация информационной системы:

· функциональная (учет особенностей российского законодательства и сис­темы расчетов);

· лингвистическая (интерфейс, система помощи и документация на русском языке).

3. Надежная защита информации:

· парольная система разграничения доступа к данным и функциям;

· многоуровневая система защиты данных, включающая средства авторизации вводимой и корректируемой информации, регистрации времени ввода и модификации данных, протокол удалений;

· программно-аппаратные средства шифровки данных, сертифицированные ФАПСИ.

4. Реализация удаленного доступа и работы в распределенных сетях.

5. Наличие инструментальных средств адаптации и сопровождения системы:

· структуры и функций бизнес-процессов;

· информационного пространства (изменение структуры БД, модификация полей таблиц, связей, индексов и т.п.);

· интерфейсов ввода, просмотра и корректировки информации;

· организационного и функционального наполнения рабочего места пользо­вателя.

6. Обеспечение обмена данными между ранее разработанными ИС и другими программными продуктами, функционирующими на предприятии.

7. Возможность консолидации информации:

· на уровне предприятий — для объединения информации филиалов, дочерних компаний, предприятий, входящих в холдинг и т.п.;

· на уровне отдельных задач;

· на уровне временных периодов — для выполнения анализа изменения тех или иных показателей за период, превышающий отчетный.

8. Наличие специальных средств анализа состояния системы в процессе эксплуатации:

· архитектуры баз данных;

· алгоритмов;

· статистики количества обработанной информации (количество записей, документов, проводок, объем дисковой памяти);

· журнала выполненных операций;

· списка работающих станций, внутрисистемной почты.

 

Обобщение зарубежного и отечественного опыта позволяет сформулировать ряд правил, которых целесообразно придерживаться для успешного создания КИС:

· привязка всех стратегических планов внедрения информационных технологий к бизнес-целям и базовой инфраструктуре предприятия;

· простота и гибкость модели построения и развития корпоративной информационной системы;

· обозримый период разработки системы, формирование единой команды разработчиков ИТ и бизнес-аналитиков;

вовлеченность высшего руководства предприятия в процесс разрешения возникающих проблем управления рисками от внедрения ИТ.