Основные типы информационных систем

Лекция 1

Любое предприятие для анализа возникающих проблем, принятия решений, контроля опера­ций, создания новых продуктов или услуг нуждается в информации.

Под информацией понимаются осмысленные и переработанные данные, которые используются для решения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самой организации, так и за ее пределами.

Для того, чтобы получить информацию, необходимую для успешного функцио­нирования предприятия, требуется собрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную для последующего использования, и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнять, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности и формы представления получаемых результатов. Общая схема информационной системы показана на рис. 1.1.1.

Информационную систему (ИС) функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной информации, используемой в управлении предприятием.

Рис. 1.1.1. Общая схема информационной системы

Предприятия создают ИС для обслуживания информационных потребностей разных уровней управления. Так, в работе Л. М. Эплгейт и др., посвященной управлению корпоративными информационными системами[1], выделяются 4 уровня управления и соответствующие им ИС: системы поддержки решений высшего звена управления (стратегический уровень); автоматизированные системы управления (АСУ) и системы поддержки принятия решений (управленческий уровень); профессио­нальные и офисные системы (уровень знаний); системы обработки транзакций (операционный уровень). Системы одного уровня, в свою очередь, могут быть ориентированы на обеспечение информационных потребностей разных функциональных областей (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом).

В таблице 1.1.1 обобщены характеристики ИС, используемых на разных уровнях управления.

Таблица 1.1.1.

Характеристики информационных систем

Уровни управления Типы систем Информа- ционные входы Обработка Информационные выходы Пользователи
Стратегический уровень Системы под­держки решений руководства Агрегированные данные, внешние и внутренние Графика, имитация, диалог Прогнозы, ответы на вопросы Высший уровень управления
Управленческий уровень Системы поддержки принятия решений Данные в небольшом объеме, аналитические модели Диалог, имитация, анализ Специальные отчеты, анализ решений, ответы на вопросы Руководители среднего звена, профессионалы
Автоматизиро­ванные системы управления Обобщенные данные о транзакциях Повторяющиеся отчеты, простые модели, анализ Обобщения и выборки
Уровень знаний Профессиональ­ные системы Проектные спецификации, базы знаний Моделирование, имитация Модели, графики Профессионалы
Офисные системы Документы, схемы Управление документами, разработка схем, коммуникации Документы, графики, электронная почта Технический персонал
Операционный уровень Системы обработки транзакций Транзакции, события Сортировка, составление списков, объединение Подробные отчеты, списки, обобщения Операционный персонал