Основные типы информационных систем
Лекция 1
Любое предприятие для анализа возникающих проблем, принятия решений, контроля операций, создания новых продуктов или услуг нуждается в информации.
Под информацией понимаются осмысленные и переработанные данные, которые используются для решения управленческих задач. Данные отражают события, происходящие как в самой организации, так и за ее пределами.
Для того, чтобы получить информацию, необходимую для успешного функционирования предприятия, требуется собрать данные, передать их на обработку, привести их в форму, удобную для последующего использования, и передать пользователям полученные результаты. Пользователи могут уточнять, какие данные нужно собирать, а также скорректировать методы их обработки с точки зрения полноты, достоверности и формы представления получаемых результатов. Общая схема информационной системы показана на рис. 1.1.1.
Информационную систему (ИС) функционально можно определить как множество взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают ввод данных, их обработку, а также хранение и распределение полученной информации, используемой в управлении предприятием.
Рис. 1.1.1. Общая схема информационной системы
Предприятия создают ИС для обслуживания информационных потребностей разных уровней управления. Так, в работе Л. М. Эплгейт и др., посвященной управлению корпоративными информационными системами[1], выделяются 4 уровня управления и соответствующие им ИС: системы поддержки решений высшего звена управления (стратегический уровень); автоматизированные системы управления (АСУ) и системы поддержки принятия решений (управленческий уровень); профессиональные и офисные системы (уровень знаний); системы обработки транзакций (операционный уровень). Системы одного уровня, в свою очередь, могут быть ориентированы на обеспечение информационных потребностей разных функциональных областей (производство, финансы, маркетинг, управление персоналом).
В таблице 1.1.1 обобщены характеристики ИС, используемых на разных уровнях управления.
Таблица 1.1.1.
Характеристики информационных систем
Уровни управления | Типы систем | Информа- ционные входы | Обработка | Информационные выходы | Пользователи |
Стратегический уровень | Системы поддержки решений руководства | Агрегированные данные, внешние и внутренние | Графика, имитация, диалог | Прогнозы, ответы на вопросы | Высший уровень управления |
Управленческий уровень | Системы поддержки принятия решений | Данные в небольшом объеме, аналитические модели | Диалог, имитация, анализ | Специальные отчеты, анализ решений, ответы на вопросы | Руководители среднего звена, профессионалы |
Автоматизированные системы управления | Обобщенные данные о транзакциях | Повторяющиеся отчеты, простые модели, анализ | Обобщения и выборки | ||
Уровень знаний | Профессиональные системы | Проектные спецификации, базы знаний | Моделирование, имитация | Модели, графики | Профессионалы |
Офисные системы | Документы, схемы | Управление документами, разработка схем, коммуникации | Документы, графики, электронная почта | Технический персонал | |
Операционный уровень | Системы обработки транзакций | Транзакции, события | Сортировка, составление списков, объединение | Подробные отчеты, списки, обобщения | Операционный персонал |