Исторические типы стратификации.

Исторически первым типом социальной стратификации было рабство. Оно возникло еще в глубокой древности в Египте, Вавилоне, Китае, Греции, Риме. Рабство – это социальная, экономическая и юридическая форма закрепощения людей. Рабовладельческому обществу характерны крайняя степень неравенства и полное бесправие.

Двумя историческими формами рабства являются: патриархальное, при котором раб обладал всеми правами младшего члена семьи (жил вместе с хозяевами, участвовал в общественной жизни, мог вступить в брак со свободными и даже мог наследовать имущество хозяина). Убийство такого раба считалось преступлением.

Второй, более распространенной формой является классическое рабство – при котором раба окончательно закабалили: он жил отдельно от хозяина, ни в чем не участвовал, не имел права вступать в брак и иметь семью. Хозяин мог продать его, как скотину или другую собственность и даже убить.

Рабовладение – единственная в истории форма социального расслоения, при которой один человек превращает другого в свою собственность и лишает его всяческих прав и свобод на законном основании. В кастах, сословиях и классах этого нет.

Касты (от португальского «чистый») –это такие социальные группы или страты, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением. Вместе с членством человек получает и наследственные занятия и профессию. Классическая кастовая система характерна для индийского общества.

В Индии насчитывались тысячи каст, но все они группировались в четыре основных: брахманов, или жрецов (коло 3 % населения), кшатриев, потомков воинов и вайшья (торговцев) (около 7 % населения), шудра, или крестьян и ремесленников (70 % населения) и хариджане, или неприкасаемые (уборщики, мусорщики, кожевники, свинопасы), которые составлявшие 20 % населения.

У каждой касты существует своя драхма – свод предписаний и запретов, которые определяют нормы поведения, регулируют поступки и даже чувства. Согласно драхме девушка может стать женой только члена своей касты, т.к. жених и невеста воспитаны в одной и той же драхме.

Кастовый строй разделяет индийское общество на горизонтальные слои, столетиями изолированные друг от друга системой запретов взаимного общения, перемены профессии, взаимных браков. Члены высоких каст не должны общаться с членами низких – ни есть вместе, ни пить из их рук, ни смотреть на их женщин, ни разрешать своим детям играть с их детьми. О принадлежности человека к той или иной касте говорит даже тип одежды. Жилище, пища, даже посуда для ее приготовления строго определены законами драхмы каждой касты.

Попытки выдать себя за члена другой касты немедленно разоблачаются в таких условиях. Они наказываются исключением из касты. Отверженные (хариджане) лишаются всех прав пользоваться колодцем, деревенским прудом, храмом, домом, даже навозом своего скота. Касты, связывая людей сотнями нерасторжимых уз, лишая их всякой мобильности, превращались в мало изменяющийся в течение столетий замкнутый социальный организм.

Сила вековых традиций настолько велика, что даже отмена каст в 1950 году не могла устранить кастовую систему полностью и она продолжает быть частью повседневной жизни Индии.

Следующим типом социальной стратификации является сословное деление общества. Сословия – это социальная группа, обладающая закрепленными в обычаях или законе и передаваемыми по наследству правами и обязанностями. Сословное деление существовало в феодальных обществах с 4 по 14 век. Как и в кастах, в них существовала иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий людей.

Европа на рубеже 14-15 веков была классическим образцом сословной организации. Общество делилось на два высших сословия (дворянство и духовенство) и низшее третье сословие (ремесленники, купцы, крестьяне). В 10-13 веках третье сословие составляло крестьянство. В основе деления на сословия была собственность на землю.

Юридические законы определяли права и обязанности каждого сословия. Жесткие границы между сословиями исключали социальную мобильность между ними. Возможным было лишь перемещение внутри сословий. Каждое сословие включало в себя множество слоев, рангов, уровней, профессий, чинов. На государственную службу могли претендовать лишь дворяне. Воинским сословием (рыцарством) считалась аристократия.

Вместе с тем сословия не тождественны кастам. Например, допускались межсословные браки и индивидуальная мобильность. Человек из низшего сословия мог стать рыцарем, купив у правителя специальное разрешение.

В аграрных обществах существовала еще и клановая система. Клан( от гальского «отпрыск, потомство») – группа родственников, связанная хозяйственными и общественными узами. В этой системе существует тесная связь каждого индивида с обширной сетью родственников.

Фактически клан является очень разветвленной семьей, члены которой имеют высокий социальный статус, имеют равные права на имущество, принадлежащее клану. Пожизненной обязанностью каждого члена клана является верность ему.

Поскольку принадлежность к клану определяется по рождению и является пожизненной, кланы похожи на касты, но в отличие от каст вполне допускаются браки между различными кланами. Их даже используют для укрепления межклановых союзов.

Промышленная революция 18-19 веков, процессы индустриализации и урбанизации разрушили феодально-сословную и клановую систему и привели к формированию классового строя. Понятие «класс» появилось лишь в 18 веке.

Класс – это большая социальная группа людей, владеющих или не владеющих средствами производства, в зависимости от этого занимающая определенное место в системе общественного разделения труда и характеризующаяся специфическим способом получения дохода.

В отличие от кастовых, сословных систем классовая система гораздо более открыта, поскольку базируется на экономической основе – на деньгах и материальной собственности. Хотя принадлежность индивида к классу, его социальный статус также определяется при рождении, наследуется от родителей, однако на протяжении жизни индивида он может измениться в зависимости от того, чего он сумел достичь в жизни.

В противоположность кастам и сословиям, классы оставляют всегда возможность совершенно свободного перехода отдельных личностей из одного класса в другой. Для классовой системы социальной стратификации характерна относительная гибкость ее границ, создающая возможности и условия для социальной мобильности, т.е. для перемещения индивидов по социальной лестнице.