ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

ЦИКЛ ЛЕКЦИЙ ПО ОБЩЕЙ И ЧАСТНОЙ (СПЕЦИАЛЬНОЙ) ПАТАНАТОМИИ

Динамика науки как процесс порождения нового знания

Понятие «динамика» ввел Конт.

Наука, как и любое сложное социальное образование, развивается.

Основа развития – противоречия. В данном случае – наука, общество, природа.

Наука является составной частью социума.

В каждом из разделов научного знания продолжается развитие. Осуществляется в двух направлениях:

1) дифференциация научного знания (возникают новые теории, методологии, категориальный аппарат);
2) интеграция (науки сталкиваются и в результате их взаимопроникновения рождается нечто новое).

Развитие науки неравномерно. Включает как медленное и кропотливое, эволюционное накопление знаний, так и всплески информации.

В классике предполагалось, что наука развивает поступательно, однако сейчас подход изменился.

Интернализм и экстернализм – подходы, определяющие, что является источником внутреннего противоречия и развития науки.

Интернализм видит главную силу развития внутри науки. Наука – саморазвивающаяся система, которая мало зависит от природно-социальных условий.

В интернализме выделяют 2 позиции: 1) эмпирическая версия за основу берет установление и открытие новых фактов, теория носит вторичный характер; 2) рационалистическая версия исходит из первичности осмысления.

Физический, психический и мир знаний. Мир знаний создан человеком. (кажется, это считает Лакатос).

Экстерналисты полагают, что развитие науки обусловлено социальной детерминацией (Маркс, Богданов, Ленин, Кун, Ферабин).

Экстерналисты разделяются по оценке значимости различных факторов: экономика, экология, политика, культура, духовный мир и др.

Некоторые экстерналисты считают, что параметры социума определяют направление развития, а некоторые – что методологию.

Взаимосвязь внутринаучных и социокультурных факторов, соотношение этих позиций образует основу и условия развития научного знания.

Единство процессов дифференциации и интеграции.

Важная роль этической компоненты в развитии науки. Есть внутринаучная этика и внешняя.

Внутринаучная: ценность истины и значение заблуждения; активное формирование нового знания; свобода научного творчества; права и обязанности исследователя перед обществом; равенство всех исследователей в поиске и отстаивании научной истины.

Научное знание – всеобщее достояние.

Ценность жизни человека выше ценности знания (но нельзя перегибать, чтобы недооценка ценности знания не привела к гибели людей).

 

 


Предисловие

 

Модуль 1 Учение о смерти. Повреждения

Вводная лекция. Патологическая анатомия как наука, ее содержание, цели и задачи, значение для развития ветеринарии. История развития ветеринарии, разделы курса и план изучения дисциплины.
1.2 Учение о смерти
1.3 Атрофия
1.4 Дистрофия. Белковые паренхиматозные дистрофии
1.5 Белковые внеклеточные (мезенхимальные, стромально-сосудистые) дистрофии
1.6 Белковые смешанные дистрофии (нарушение обмена хромопротеидов, нуклеопротеидов, гликопротеидов)
1.7 Углеводные, жировые и минеральные дистрофии
1.8 Некроз и апоптоз

1.1

Модуль 2. Расстройства крово- и лимфообращения. Воспаление. Иммуноморфология и иммунопатология. Приспособительные и компенсаторные процессы. Опухоли

 

2.1. Нарушение кровообращения. Артериальная и венозная гиперемия. Стаз крови. Малокровие (анемия, ишемия). Кровотечение и кровоизлияние. Застойный инфаркт
2.2. Тромбоз, эмболия, инфаркт. Расстройство лимфообращения и обмена тканевой жидкости
2.3. Воспаление. Сущность, морфологические признаки, классификация. Альтеративное воспаление
2.4. Экссудативное воспаление
2.5. Продуктивное воспаление. Специфическое воспаление
2.6. Иммуноморфология и иммунопатология
2.7. Компенсаторно-приспособительные и восстановительные процессы
2.8. Опухоли (новообразования, бластомы)


Список использованной и рекомендуемой литературы

 

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – цикл лекций по общей и частной (специальной) патологической анатомии специальности "Ветеринария" соответствует основным требованиям Госстандарта и типовой программы Каждая тема лекции представлена теоретическим материалом и большим количеством рисунков микро- и макропрепаратов, что обеспечивает более полное усвоение материала.

При освещении материла по общей патологической анатомии в первой теме даны описания компактных и полостных органов, патологических очагов, серозных полостей, общепатологических процессов и болезней, использовать которые рекомендуется при изучении и описании макропрепаратов на практических занятиях. Описание основных макропрепаратов дано при изложении материала в каждой теме. Микропрепараты описываются в следующей последовательности: название органа или ткани; отмечаются изменения паренхиматозных элементов органа, размеры клеток, изменения в цитоплазме и ядре, наличие в них патологических включений; отмечаются изменения стромальных элементов органа: соединительной стромы, количество и наличие в ней патологических включений, ширина просвета сосудов, толщина их стенки, изменение различных ее слоев; указываются изменения в тканях и нарушения архитектоники органа.

При освещении материала по частной патологической анатомии изложен блок незаразных болезней, а затем бактериальные, вирусные и паразитарные болезни животных.
Каждая тема завершается тестами (вопросами) определения уровня знаний.
В лекционном материале, использованы рисунки из музеев кафедры анатомии и физиологии ОрелГАУ и Витебской государственной академии ветеринарной медицины Орловского медицинского института, а также из альбомов и книг ведущих ученых страны.
В электронном сборнике лекций использован материал ранее прочитанных лекций, учебно-методического пособия "Общая патологическая анатомия сельскохозяйственных животных", «Патологическое вскрытие и диагностика болезней животных с основами судебно-ветеринарной экспертизы», « Болезни молодняка свиней с диарейным и респираторным синдромом» « Болезни молодняка крупного рогатого скота с диарейным и респираторным синдромом», подготовленных на кафедре в последние годы и допущенные УМО высших учебных заведений РФ в области ветеринарии и зоотехнии для студентов высших учебных заведений по специальности – Ветеринария.

 


Модуль 1 Учение о смерти. Повреждения

 

1 ВВОДНАЯ ЛЕКЦИЯ.
ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ. КАК НАУКА, ЕЕ СОДЕРЖАНЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ВЕТЕРИНАРИИ. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, РАЗДЕЛЫ КУРСА И ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.

План лекции:
1. Содержание и задачи патологической анатомии, связь с другими науками
2. Краткая история развития патологической анатомии
3. Объекты, методы и уровни исследования патологической анатомии
4. Схема описания компактных и полостных органов, патологических очагов, серозных полостей, общепатологических процессов и болезней


1 Содержание и задачи патологической анатомии, связь с другими науками

Патологическая анатомия – составная часть патологии (pathos – болезнь, страдание; logos – учение), которая представляет собой обширную область биологии и в частности медицины и ветеринарии, изучающую разные аспекты болезни. Патологию делят на две самостоятельные науки патологическую физиологию и патологическую анатомию.
Патологическая физиология – наука о жизнедеятельности больного организма. Основная ее задача – изучение причин болезни и развития патологических процессов. Однако, нарушение функций в организме животного неотделимо от изменений строения органов и тканей.
Патологическая анатомия – наука о развитии нарушений в строении больного организма, т.е. изучает структурные (материальные) основы болезни. Она является научно-прикладной дисциплиной.
При изучении патологических процессов и болезней в задачу ветеринарного врача входит изучить причины их возникновения (этиология), механизм развития (патогенез), морфологические основы этих механизмов (морфогенез), исходы болезни, осложнения, смерть и механизм смерти (танатогенез).
Патоморфологическая диагностика болезней способствует организации своевременной профилактики и лечению животных, принятию мер по улучшению технологии их содержания и кормления.
Патологическая анатомия тесно связана с другими клиническми дисциплинами.


2 Краткая история развития патологической анатомии

Патологическая анатомия является составной частью теоретической и практической ветеринарной медицины и своими корнями уходит в глубину древности. Важными с исторической точки зрения теориями патологии считаются:
а) онтологическая,
б) гуморальная,
в) солидарная,
г) органопатология,
д) клеточная,
е) современная.

а) Онтологическая патология (ontos – существо, patos – страдание, logos – учение) – возникла в период, когда сущность болезни была тесно связана с явлениями природы (влиянием добрых и злых духов). Жизнь и здоровье объяснялось преобладанием в теле здоровой души, болезнь – вселением в животное злого духа, смерть – уходом души из тела.


б) Гуморальная патология (humor – влага, жидкость, сок). Автором теории является ученый врач Гиппократ (5-6 век до н.э.), который рассматривал болезнь как измененное или неправильное смешение соков и крови (дискразия) организма с отложением "болезнетворной материи" в органах.


в) Солидарная патология (solidus – плотный). Автор Асклепиад (156-128 г.г. до н.э.). Сущность ее состоит в том, что болезнь связывалась с нарушением атомной структуры организма.
Византийский врач Гален (131-201 г.г. н.э.) объединил гуморальную и солидарную патологию, и в таком виде она господствовала во врачебном мышлении до 17-18 столетия.


г) Органопатология. Автором ее был итальянский ученый Морганьи (1682-1771). В книге "О локализации и причинах болезней, выявленных анатомом" он обобщил результаты 700 вскрытий и сделал попытку объяснить клиническое преломление болезни с патологическими изменениями в органах и тем самым заложил основы материалистического мышления в патологии.


д) Клеточная патология. Автор немецкий ученый Р. Вирхов (1821-1902). Сущность ее заключалась в том, что все болезненные процессы связаны с изменениями в строении клеток. Согласно этой теории лечение направлялось только на устранение болезненных изменений в пораженном органе, а не на оздоровление всего организма, недооценивалась роль нервной и гуморальной систем.


е) Современная теория патологии, главными критериями которой являются признание:
– единой системы клеточной и неклеточных элементов, которые осуществляются нервной и гуморальной регуляцией;
– единства структурных и функциональных процессов в здоровом и больном организме;
– глубокой взаимосвязи общих и местных изменений при любой болезни.


Из этого следует, что лечить необходимо не болезнь, а больного.


В развитие патологии как науки существенный вклад внесли К. Бернар, Л. Пастер, И.И. Мечников и др. Первыми ветеринарными патологоанатомами были профессора ветеринарного отделения Петербургской медико-хирургической академии И.И. Равич и А.А. Раевский. Основателем отечественной патологии животных является И.И. Равич. Большой вклад в развитие патологоанатоми

ческой науки внесли Н.Н. Мари, К.Г. Боль, Б.К. Боль, Н.Д. Балл, Б.Г. Иванов, К.И. Вертинский, А.А. Налетов, Г.Я. Белкин, П.И. Кокуричев, А.А. Авроров, А.М. Лактионов, В.П. Шишков, А.В. Жаров, М.С. Жаков, В.А. Шубин, Н.И. Архипов, Л.Г. Бурба, А.М. Рахманов и др.

3 Объекты, методы и уровни исследований патологической анатомии

Материал для исследований патологическая анатомия получает при:
а) вскрытии трупов,
б) хирургических операциях,
в) проведении биопсии,
г) проведении эксперимента.


а) Основной источник изучения морфологических изменений в органах и тканях при болезнях, безусловно, вскрытие трупов (autopsia – видение собственными глазами) павших и вынужденно убитых животных.
На основании проведенного вскрытия устанавливается патологоанатомический диагноз, выявляется причина смерти животного, проверяется правильность клинического диагноза и эффективность проводимого лечения.


б) Операционный материал (удаленные органы и ткани) в ветеринарии для патоморфологической диагностики применяется редко, но он в ряде случаев при жизни животного позволяет изучать морфологию болезни, особенно при онкологических болезнях мелких домашних животных.


в) Биопсия (bios – жизнь, opsis – зрение) – прижизненное взятие ткани с диагностической целью. Этот метод позволяет провести раннюю диагностику, а при необходимости контролировать динамику патологических изменений.


г) Эксперимент проводится для выяснения патогенеза и морфогенеза болезни. Он чаще используется в научно-исследовательской работе при изучении малоизученных болезней и в клинической практике (при изучении действия различных лекарственных препаратов).

Изучение структурных основ болезни проводится на разных уровнях:
1) организменном (уровень целого организма),
2) системном (система органов),
3) органном (орган в целом),
4) тканевом (уровень ткани),
5) клеточном (клетки и межклеточное вещество),
6) субклеточном (ультраструктуры),
7) молекулярном (гистохимия и др.).


Организменный уровень – позволяет рассматривать болезнь целого организма во взаимосвязи всех органов и систем.


Системный уровень – позволяет изучать определенную систему органов и тканей, объединенную общностью функций (система крови, система пищеварения и т.д.).


Органный уровень – позволяет обнаруживать изменения органов.


Тканевой и клеточный уровни – изучение изменения тканей, клеток и межклеточного вещества с помощью светооптических исследований.


Субклеточный уровень – изучение изменения ультраструктуры клетки и межклеточного вещества с помощью электронной микроскопии.


Молекулярный уровень – комплексный метод изучения болезни с использованием электронной микроскопии, иммуногистохимии, цитохимии и др.


Методы патологической анатомии:
Макроскопические – вскрытие, биопсия, эксперимент.
Микроскопические – гистологические, гистохимические, иммуноморфологические, электронно-микроскопические и другие методы исследования.

4 Описания компактных и полостных органов, патлогических очагов, серозных полостей, общепатологических процессов и болезней

Схема описания компактных органов (печень, почки, легкие, селезенка, лимфоузлы и др.)
1. Величина (объем, масса).
2. Форма.
3. Консистенция.
4. Цвет.
5.Рисунок строения.

Компактные органы

Величина (объем, масса) зависит от возраста, вида и породы животного. При патологических процессах она изменяется – увеличивается или уменьшается. Величину органа можно дать в цифровых выражениях (длину, ширину, толщину в см, массу – в г, кг).
В практических условиях, чтобы определить увеличение или уменьшение органа, обращают внимание на его капсулу и края. В увеличенном органе капсула напряжена, на разрезе паренхима выбухает, края разрезанной капсулы не сходятся, края органа притуплены или округлены. Если величина органа уменьшена, то капсула его сморщена, края заострены.

Форма органа при патологических процессах может быть измененной. Например, при циррозах печени и почек поверхность этих органов принимает зернистый, бугристый или узловатый (печень) вид. В сердце при расширении желудочков верхушка бывает не заостренной, как в норме, а закругленной.

 

Рис. 1.1 Расширение сердца


Консистенция органа зависит от органа и характера патологического процесса в нем. Она может быть твердой, плотной, упругой, дряблой, тестоватой, крепитирующей, пушистой. Например, при разрастании соединительной ткани в печени и почках (циррозах) консистенция их становится плотной и даже твердой

Рис. 1.2 Венозный застой (мускатная печень) и цирроз),

 

а при зернистой и особенно жировой дистрофии – дряблой, мягкой, орган легко рвется

 

Рис. 1.3 Острая гепатодистрофия.


Консистенция легких в очагах воспаления и некроза плотная, при отеке – тестоватая (ямка, возникающая при надавливании пальцем, выравнивается медленно), при эмфиземе – воздушная, пушистая, крепитирующая. Консистенция селезенки может быть плотной (гиперплазия), мягкой (при сепсисе), резиноподобной (при диплококкозе).

Рис. 1.4 Гиперплазия селезенки.


Цвет органа определяется наличием в нем физиологических или патологических пигментов, а также степенью кровенаполнения.


Рисунок органа. В печени и легких на разрезе определяют дольчатое строение, в селезенке – рисунок фолликулов и трабекул, в лимфоузлах – фолликулярное строение, а в сердечной и скелетных мышцах – волокнистое строение, в почках и надпочечниках – четкость границы между корковым и мозговыми слоями

Рис. 1.5 В почках граница между зонами сглажена.

В головном мозгу – границу между белым и серым веществом, в спинном мозгу – форму крыльев бабочки (серое вещество), в тимусе и молочной железе – рисунок долек.
В печени при венозной гиперемии (бабезиоз крупного рогатого скота, ИНАН лошадей) выражен рисунок мускатного ореха.


Схема описания патологических очагов в органе
1. Локализация очагов.
2. Количество их.
3. Величина.
4. Форма.
5. Консистенция.
6. Цвет.
7. Рисунок строения ткани в очаге.
8. Реакция со стороны окружающих тканей.

Патологические очаги в органе

Локализация очагов – в легких (в передних, средних или задних долях, с обеих сторон или с одной стороны, в коже – на месте какой-либо стати, например, шеи, подгрудка, бедра, спины, крупа и т. д., в почках – в корковом или мозговом веществе и т. д.


Количество очагов. Они могут быть единичными или множественными.

 

Рис. 1.6 Оспа. Поражения нежных участков кожи


Величина очагов – может быть различной. Очаги некрозов – субмилиарные (с маковое зерно, 1-2 мм в диаметре), милиарные-просовидные (2-5 мм)

Рис. 1.7 Милиарный туберкулез печени курицы

нодулярные (3-5 мм)

Рис. 1.8 Нодулярные некрозы в легком.,

нодозные

Рис. 1.9 Надозный казеозный некроз легкого,

в виде крупных очагов в диаметре до 10 см,

очаговый и диффузный некроз на слизистых оболочках в виде струпьев или отрубевидного налета.

Воспаление в легких – ацинозные очаги (1-5 мм), лобулярны (5-10 мм), лобарные (с охватом целой доли или нескольких долей).

Кровоизлияния – точечные, пятнистые, полосчатые, диффузные, кровоподтеки разных размеров, гематома размером от 2 до 10 см в диаметре.

Опухоль – размер от 1 до 30 см в диаметре и больше.


Форма очагов может быть круглой, узловатой, грибовидной, треугольной, квадратной, ромбовидной, неправильной.


Рис. 1.10 Белые инфаркты в почке


Консистенция очага
– плотная, мягкая, слизистая, тестоватая, крепитирующая.


Цвет – белый, красный, коричневый, черный, бурый, желтый, зеленый и т.д. (в зависимости от наличия в них физиологических или патологических пигментов).


Рисунок строения
– обычно стерт, может также принимать другой вид по сравнению с нормальным органом.

Реакция вокруг очага – может быть неодинаковой. Острые некрозы окружены красного цвета воспалительной демаркационной зоной, хронические некрозы инкапсулированы. Ареактивные некрозы в слизистых оболочках пищеварительного тракта (при стахиботриотоксикозе, фузариотоксикозе) окаймлены кровоизлияниями, острые абсцессы окружены пиогенной зоной, хронические – капсулой.

Схема описания полостных органов(желудок, кишечник, матка, мочевой пузырь и др.)

1. Положение органа.
2. Общий вид и размер его.
3. Содержимое полости (количество, консистенция, состав, цвет, запах).
4. В слизистой оболочке – вид поверхности, толщина, цвет, характер наложений.
5. Состояние подслизистой, мышечной и серозной оболочек.

Полостные органы

Положение органа – нормальное или смещенное. При смещении (инвагинация, заворот, выпадение) ущемленный участок органа в состоянии застойного (геморрагического) инфаркта, стенка утолщена, черно-красного цвета, омертвевшая.


Общий вид и размер
– изменены или не изменены. В кишечнике могут быть стриктуры (перетяжки), сужения, расширения. При тимпании рубца у крупного рогатого скота орган резко расширен и переполнен газами.


Содержимое органа
. В желудке – кормовые массы, свернувшаяся кровь, фибрин. В кишечнике – пищевые массы, фибрин, красного цвета, жидкая масса, свертки крови, гельминты и т.д.


Рис. 1.11 Дифтеритический колит у поросенка


Состояние слизистой оболочки
– нормальная, уплотненная, разрыхленная, серого цвета, покрасневшая очагово или диффузно, на поверхности слизь, эрозии, язвы, фибрин, перфорация стенки, кровоизлияния, атрофия или гипертрофия (утолщение).

 

Рис. 1.12 Хронический катаральный гастрит у свиньи.


Рис. 1.13 Некротический колит у поросенка при сальмонеллезе


Подслизистая, мышечная и серозная оболочки
– серозный или геморрагический отек подслизистой оболочки, гипертрофия или атрофия мышечной оболочки, некроз и перфорация стенки. Пласт фибрина, спайки, кровоизлияния, очаговая воспалительная гиперемия серозной оболочки.

 

Рис. 1.14 Катарально-геморрагическое воспаление кишечника


Рис. 1.15 Чума. Желудок свньи.

 

Схема описания серозных полостей (брюшная и грудная полости, сердечная сорочка)
1. Положение органов – нормальное или смещенное.
2. Постороннее содержимое – количество, состав, прозрачность, цвет, запах, примеси крови, фибрина, пищевых или каловых масс, паразиты и др.
3. Состояние серозных оболочек – влажность или сухость, блеск или матовость, гладкость или шероховатость, цвет, характер наложений, спайки и др.

Положение органов – нормальное или отмечено смещение (инвагинация, заворот, выпадение).


Постороннее содержимое серозной полости – прозрачная бесцветная жидкость (серозный транссудат) при водянке; красная мутная жидкость (геморрагический транссудат), свернувшаяся красного цвета кровь (при разрыве крупных сосудов); серозно-фибринозный, геморрагический, гнойный экссудат при воспалении серозной оболочки (серозная оболочка очагово покрасневшая, с кровоизлияниями, матовая, покрытая нежными пленками фибрина, гноем); пищевые или каловые массы при перфорации стенки желудка или кишечника; инородные предметы (при травме сетки, желудка или брюшной стенки); гельминты.


Серозная оболочка – в норме влажная, блестящая, гладкая, полупрозрачная, бледно-серого цвета. При водянке она не изменена. При воспалении – влажная, матовая, шероховатая, покрасневшая, с кровоизлияниями, покрыта пленками фибрина, гнойным экссудатом. При хроническом воспалении отмечаются спайки и утолщения серозной оболочки вследствие разрастания соединительной ткани.

 

Схема описания общепатологических процессов
1. Сущность, причины и механизм развития. Классификация. Локализация. Течение.
2. Морфология: макроскопические, гистологические, гистохимические, иммуноморфологические и ультраструктурные изменения.
3. Исход, значение для организма.
4. Болезни, при которых наблюдается общепатологический процесс.

Схема описания болезней
1. Определение болезни.
2. Этиология, патогенез и клинико-эпизоотологические особенности.
3. Патанатомия: макро- и микроскопические изменения.
4. Патологоанатомический диагноз.
5. Диагноз (нозологический) и дифференциальная диагностика.

Контрольные вопросы:

1. На каком уровне ведется изучение патанатомии.
2. Назовите методы патанатомии.
3. Схема описания компактных органов.
4. Схема описания полостных органов..
5. Схема описания общепатологических процессов.