Основные идеи консерватизма

Консерватизм

План

Политическая и правовая идеология в Западной Европе 19 века

Лекция 10

1. Краткая характеристика основных положений консервативной идеологии 19 века.

2. Социалистические доктрины.

3. Анархизм: основные характеристики.

4. Либеральная идеология.

5. Позитивизм.

 

Общественно-политическая мысль Западной Европы 1 половины 19 века проходила под знаком дальнейшего укрепления буржуазных порядков, особенно в Англии, Франции, Германии, Щвейцарии и Голландии. Идеологические течения, сформировавшиеся и заявившие о себе, самоопределялись через свое отношение к этому процессу. В это время на политико-правовой арене фигурировали 5 направлений:

1. Консерватизм.

2. Анархизм.

3. Позитивизм.

4. Социализм.

5. Либерализм.

Рассмотрим основные постулаты каждого из них.

Идейными приверженцами этого течения была дворянская аристократия, феодально-монархические круги, потерявшие былые привилегии и желавшие реставрации феодальных порядков. Лидерами, «отцами-основателями» его были во Франции – Жозеф де Местр, Луи де Бональд. В Германии – Людвиг фон Галлер, Адам Мюллер, в Англии – Эдмунд Берк.

1) Неприятие революционных перемен, порвавших с прошлым, с добрыми старыми традициями.

2) Тезис об изначальном несовершенстве человеческой природы. (Из этой догмы следовал вывод – что все попытки создать разумное государство обречены на неудачу, так как нарушают установленный в ходе исторического процесса порядок вещей).

3) Иррационализм, возникший как антитеза взглядам просветителей. (По мнению консерваторов, разум должен быть подчинен вере, один лишь разум пробуждает в человеке эгоизм, страсти, вредные наклонности. Если нет религии и только разум в авторитете, то революции станут непрерывными и естественными для государства, а периоды покоя и развития станут исключением).

4) Принцип авторитета. В качестве авторитета консерваторы видели, во-первых, духовный идеал, источником которого является Бог. Государству, которое лишено этого объединяющего всех духовного идеала, ставшему собранием распыленных индивидов, грозит гибель. Вторым авторитетом призвана стать верховная суверенная власть, черпающая свою силу опять-таки в Боге. Эти авторитеты предшествуют разуму. А так как мыслят разумно очень немногие, и никто не может судить здраво обо всем, то надо подчиняться Божественному авторитету и авторитету власти.

5) Аппелирование к традициям. (Для консерватизма было свойственно обвинение революции в том, что она свергла монархию, за которой 14 веков истории. Революция разбила все традиции, в которых проявлялась мудрость народного быта).

6) Связь консервативной идеологии и органической теорией государства. (По своему строению государство напоминает организм, где существует функциональное и политическое деление людей, из чего вытекает естественный характер их неравенства, следовательно в государстве должен быть жестокий иерархический порядок. Идеальное государство – есть организм, в котором каждый живет для других, служит всем, поэтому сохраняется здоровье и крепость отдельных членов и всего организма. Нездоровье одного элемента - опасно для всех).

7) Исторический пессимизм. Для консерваторов свойственна тоска по феодализму, (как золотому веку в античности), нетерпимость к новшествам буржуазии и ее идеалам.