ИСТОРИЯ ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Юридическое образование, как деятельность по подготовке специалистов в области юриспруденции, начало зарождаться в России в XVI - XVII веках. К этому времени относится появление в России приказной системы. Приказы представляли собой органы центрального государственного управления. Во главе приказов стояли должностные лица, которые с XVII века стали именоваться судьями, так как помимо управленческих задач им приходилось выполнять и судебные функции. В подчинении судей находились служители (дьяки и подьячие), выполнявшие работы различной квалификации. Со временем дьячество стало чином российской правительственной администрации. Дьяки стали во главе канцелярий, которые назывались «дьячими избами». Уже в те времена для того, чтобы руководить «дьячей избой» нужно было соответствовать определённым требованиям: в дьяки производили наиболее подготовленных подъячих, а также представителей знати, которые имели опыт государственной службы. Служить дьяком было почётно и выгодно, так как его труд оплачивался денежным жалованием, к которому прилагался поместный оклад.

В течение всего периода существования приказной системы управления в России стояла проблема подготовки квалифицированных подьячих. Основной контингент подьячих получал начальное образование в семьях, а затем развивал и углублял его на практической службе, перенимая опыт у старших. С XVII века в ряде приказов с подьячими и молодыми дьяками проводились занятия по изучению основ действовавшего российского законодательства. Дальнейшее развитие системы государственного управления России требовало более высокой профессиональной подготовки дьячества. Инициатива подготовки квалифицированных подьячих исходила от руководителей приказов (дьяков) и поддерживалась на общегосударственном уровне.

Первопроходцем в деле профессиональной подготовки перспективной молодежи стал Посольский приказ. С 1621 года в его стенах проходили обучение двое подьячих. В 1669 году штат Посольского приказа увеличился до четырёх учеников. В 1689 году при данном приказе открылась особая школа, а штат учеников был увеличен до пяти человек. Однако наибольшее число учащихся подьячих было при самом крупном государственном учреждении России XVII века - Поместном приказе. При данном приказе, также как и при Посольском действовала специальная школа. Количество учащихся в поместной школе к 1674 году составило 94 человека. Учащиеся школы разделялись между разными столами приказа и прикреплялись к старым подьячим, которые передавали молодежи свои знания и умения. Обучение длилось от одного до двух лет, в зависимости от уровня первоначальных знаний. Молодых подьячих обучали быстрому чтению и письму, знакомили с царскими указами и другими нормативными документами по профилю приказа, поручали переписывание различных бумаг. В программу обучения входили также основы землемерного дела, техника оценки качества земли, практика рассмотрения имущественных споров и другие вопросы. Эти знания закреплялись на практике при составлении учениками текущих документов и участии в рассмотрении дел, которые вели дьяки.

В конце XVII века в России была предпринята попытка начала систематического преподавания «правосудия духовного и мирского». В 1687 году в Москве было создано общеобразовательное учебное заведение повышенного типа всесословного характера, готовившее молодых мужчин для государственной службы и церкви. Данное учебное заведение получило название Эллино-греческой академии, так как ею руководили доктора Падуанского университета православные братья Иоаникий и Софроний Лихуды. Греки Лихуды привезли с собой много книг, в том числе правового содержания. Они явились составителями первых учебников для учеников академии. Братья Лихуды приняли деятельное участие в редактировании Учредительной грамоты академии, написанной ее основателем Симеоном Полоцким. Учредительная грамота определяла задачи, содержание, формы обучения и права академии.

В 1701 году Московская эллино-греческая академия была переименована в Славяно-латинскую и подверглась существенной реорганизации Стефаном Яворским. В итоге реорганизации увеличилось число слушателей со 100 до 600 человек. С 1775 года это высшее учебное заведение получило новое название - Славяно-греко-латинская академия, где значительный акцент делался на преподавании российского законодательства. В 1731-1735 годах в академии учился М.В. Ломоносов.

Значительный вклад в развитие системы образования, и юридического в частности, внёс Пётр I. Он обратил своё внимание на систему образования после первого путешествия в Европу. В европейских странах в конце XVII начале XVIII веков уже имелась довольно чёткая, сложившееся система образования, в отличие от России, в которой образование находилось лишь на начальном этапе развития. В стране наблюдался дефицит квалифицированных специалистов, который негативно сказывался на развитии экономики, военного дела, государственного аппарата управления. Тем не менее, Россия постепенно складывалась в мировую империю, что порождало значительный по численности слой государственных служащих - чиновников, которым были необходимы юридические знания. За период правления Петра I в стране было принято более трех тысяч правовых актов. Положение усугублялось тем, что многие нормативные акты не публиковались. В начале XVIII века чиновничий аппарат действовал на основе предписаний специальных регламентов, которые были подчинены Генеральному регламенту. Чтобы вести дела в соответствии с законом, чиновник должен был быть хорошо подготовлен. Пётр I требовал от своего, ближайшего окружения организовывать подготовку грамотных в правовом аспекте чиновников. Работа большинства дьяков не удовлетворяла уже европейским требованиям, которые предъявлялись к государственным служащим.

Реформирование системы образования началось с основания в 1703 году в Москве специального училища для подготовки чиновников нового типа. Это училище было названо Нарышкинским, в честь сего основателя, начальника Посольского приказа Л.К. Нарышкина. Училище просуществовало до 1715 года и подготовило несколько десятков высоко квалифицированных специалистов для государственной службы. В этом учебном заведении, наряду с другими дисциплинами, преподавалась этика с элементами политики и юриспруденции. Практически все ученики происходили из знатных родов, имели хорошее семейное образование, поэтому оказались востребованными на государственной службе.

Новые, юридически грамотные, чиновники потребовались для реформированных органов власти и управления России. В 1710-1719 годах проходила ликвидация прежних центральных государственных органов, которые заменялись новыми, вершиной которых стал Сенат. Наряду с этим петровская эпоха законодательно определила государственную службу. В 1722 году был принят Табель о рангах, юридически закрепивший систему чинов и государственных должностей Российской империи.

В соответствие с Генеральным регламентом в 1720 году была основана Коллегия юнкеров, которая функционировала до 1763 года. Она сыграла важную роль в подготовке квалифицированных чиновников, изучавших юриспруденцию непосредственно на службе под руководством своих начальников. Поскольку продвижение по служебной лестнице стало зависеть от уровня квалификации, многие молодые чиновники с усердием изучали юриспруденцию.

Табель о рангах гарантировал государственному чиновнику личное дворянство, а при достижении по службе восьмого классного чина - титул потомственного дворянина. В связи с этим большим интересом изучение юридических наук пользовалось у молодых людей недворянского происхождения. Обучение же дворянских детей часто осуществлялось в принудительном порядке, а за уклонение от учебы на них налагались строгие взыскания. Особой популярностью среди молодежи пользовалась Школа для обучения подьячих, учрежденная указом Петра I от 10 ноября 1721 года. Здесь будущие чиновники изучали арифметику, письмоводство и основные нормативные документы.

Для подготовки и повышения квалификации государственных чиновников важнейшее значение имела учебная литература, которая определяла содержание образования, а также методы обучения в учебных заведениях и на службе. В первой четверти XVIII века в России было издано более 500 названий переводных и оригинальных книг. Наряду с этим, постоянно издавались нормативные законодательные акты, которые использовались как учебные пособия при подготовке будущих чиновников в школах, и в коллегиях при обучении подьячих.

Первая четверть XVIII века был ознаменована работой по кодификации нормативных актов, для которой требовалось значительное число чиновников-юристов. С 1720 года кодификационной работой занималась Палата об уложении, а в период с 1720 по 1725 годы - Уложенная комиссия. В 1728 году была создана кодификационная комиссия Верховного Тайного Совета, а в 1730 году - кодификационная комиссия Сената.

Важным итогом кодификационной работы явилось принятие в 1714 году Воинских Артикулов и в 1725 году Пунктов о вотчинных делах. Тексты этих документов изучались в учебных заведениях, где готовили чиновников.

Ещё одним важным детищем Петра I было создание Академии Наук. Он составил план устройства Академии наук. Данный план предусматривал создание при Академии университета и гимназии. Гимназия, согласно проекту Петра I, рассматривалась как подготовительная школа для поступления в Академический университет. В свою очередь Академический университет подразделялся на три факультета: медицинский, философский и юридический. Смерть не позволила Петру I осуществить задуманное. Академия наук была открыта уже при его преемнице императрице Екатерине I 27 декабря 1725 года. Первыми лекторами Академии наук стали приглашённые профессора-иностранцы. В период с 1726 по 1733 годы в Академическом университете обучалось лишь 38 студентов, поэтому деление вуза на факультеты не проводилось. К профессорам-юристам прикреплялись по два академических студента, которые слушали общие для всех лекции, самостоятельно изучали нормативные документы и выполняли индивидуальные задания своих учителей в области права.

В 1748 года деятельность Академического университета была подвергнута реорганизации. Учебный процесс с тридцатью студентами стали осуществлять шесть профессоров, в том числе правовед. Согласно “Регламенту Академии наук и художеств”, в число студентов университета принимались только молодые люди свободных сословий, кроме положенных в подушный оклад -сыновей цеховых ремесленников, фабричных рабочих и всех категорий крестьян. Крепостной крестьянин мог учиться только с письменного разрешения помещика.

В 1758 году на должность ректора Академического университета был назначен академик М.В. Ломоносов, который сразу взялся за составление нового регламента (устава) вуза. Благодаря усилиям ректора в начале 60-х годов XVIII века обновились и улучшились учебные планы и программы университета, значительно повысился научно-методический уровень профессорско-преподавательского состава, возросло и усилилось материальное стимулирование учащихся по результатам их труда. В число учебных дисциплин, подлежащих изучению в те годы, входили следующие: история, древность, философия, физика, высшая математика, анатомия, химия, астрономия, красноречие и юриспруденция.

После смерти 4 апреля 1765 года ректора, М.В. Ломоносова, Академический университет начал быстро угасать и вскоре прекратил своё существование. Однако, опыт работы академического вуза пригодился позже, при организации в России классического высшего юридического образования.

В XVIII веке юридические знания выдвигаются на первый план в получении военного образования. 29 июня 1731 года императрица Анна Иоанновна в своем указе повелела: “Учредить корпус кадетов, состоящий из 200 человек шляхетских детей от 13 до 18 лет”. Новое привилегированное учебное заведение повышенного типа начало функционировать с 1732 года в Петербурге под названием Сухопутного шляхетского кадетского корпуса. В стенах кадетского корпуса обучали не только военным, но и общеобразовательным предметам. Это учебное заведение имело двойное назначение: выпускало как профессиональных военнослужащих, так и гражданских чиновников. Большое внимание уделялось преподаванию теоретической юриспруденции, как российской, так и зарубежной. Теория права существенно дополнялась практическими занятиями по изучению нормативных актов, составлению различных юридических документов.

15 декабря 1752 года создаётся Морской кадетский корпус,

в состав которого включили лучших воспитанников Морской академии и Морской артиллерийской школы. При изучении юриспруденции основной акцент в обучении кадетов делался на российское и зарубежное морское законодательство.

Военное законодательство основательно изучалось также в объединенной Артиллерийской и инженерной дворянской школе, которая была образована в Петербурге в 1758 году на базе имевшихся там артиллерийской и инженерной школ. В программу обучения входили, наряду с военными дисциплинами, гуманитарные и правовые курсы. Воспитанники школы, в частности, изучали: основные императорские указы, воинские уставы, уголовные законы и другие нормативные акты.

В 1759 году в Российской империи был основан Пажеский корпус. Это специальное учебное заведение повышенного типа считалось самым привилегированным и престижным, поскольку в нем могли обучаться только представители аристократии, знатных дворянских фамилий или дети полных генералов. Кандидатов для зачисления в Пажеский корпус отбирали с личного благоволения монарха. В этом учебном заведении изучение юриспруденции находилось на весьма высоком уровне. Его выпускники со временем, так как его выпускники со временем занимали ключевые государственные посты.

Несмотря на бурное развитие военного образования, деятельность Петербургского Академического университета, в стране ощущалась нехватка квалифицированных специалистов. Среди наиболее просвещенных людей России зрело убеждение в необходимости создания государственного классического университета с юридическим факультетом. В частности, данную идею высказывал фаворит императрицы Елизаветы Петровны камерюнкер И.И. Шувалов. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова родилась мысль о создании Московского университета. Эта идея была воплощена в проекте И.И. Шувалова, который императрица утвердила 24 января 1755 года именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. Первоначально в Московском университете было образовано три факультета со штатом десять профессоров. Штат юридического факультета предполагал трех профессоров: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Однако, несколько лет две должности оставались вакантными. Систематические занятия на юридическом факультете по полной программе начались только в 1764 году. Кроме чтения лекций, профессора-юристы организовывали для студентов ежемесячные дискуссии по актуальным юридическим вопросам.

Начало XIX века было ознаменовано бурными процессами создания университетов. В частности, в 1802 году основан университет в Дерпте, в дальнейшем Юрьевский университет. В 1804 году открыл свои двери университет в Казани. 1805 год – дата основания Харьковского университета. В 1810 году основан закрытый Александровский лицей в Царском селе, который с 1844 года переехал в Санкт-Петербург. Учиться в данном учебном заведении могли только дети привилегированных сословий. В 1817 году в Одессе открылся «Ришельевский лицей», который в 1865 году был преобразован в Новороссийский университет. В 1834 году создан университет Святого Владимира в Киеве.

Во второй половине XIX века продолжилась тенденция активного создания и распространения университетского образования. В частности, в 1864 году был открыт Варшавский университет, в 1888 году – Томский университет, в 1899 - Восточный государственный университет (1899г, далее Дальневосточный государственный университет). Активный подъём наметился и в военном образовании (в частности, Александровская военно–юридическая академия выпускала военных юристов). В указанный временной период наблюдался настоящий ажиотаж к получению юридических знаний. К 1869 году более 50% студентов в России учились на юридических факультетах. Работа юридических факультетов осуществлялась по таким кафедрам как: энциклопедия права, история философии права история важнейших иностранных законодательств древних и новых, история русского права, история славянского законодательства, римское право, государственное прав, гражданское право и гражданское судоустройство и судопроизводство, уголовное право и уголовное судоустройство и судопроизводство, полицейское право, финансовое право, международное право, церковное законоведение, статистика.

После 1905–1907 годов возрос авторитет студенческих организаций, введена выборность ректоров и деканов факультетов. После 1917 года в стране продолжилась тенденция к увеличению юридических учебных заведений. В данный период создаётся и получает широкое развитие заочное юридическое обучение. Что касается особенностей организации юридического образования в советский период, то следует отметить расширение сети учебных заведений в отдалённых от центра регионах Сибири, Дальнего Востока. В так называемый советский период, юридическое образование, как и образование в целом носило ярко выраженный идеологизированный характер.

СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В настоящее время профессия юриста принадлежит к числу наиболее востребованных. Работать юристом считается престижным. В последние годы значительно расширилась сфера применения юридических знаний и навыков. Юридическая подготовка требуется для занятия различных должностей, подчас даже напрямую и не связанных с правом. В связи с возрастанием роли и значимости юридической профессии существенно повысились требования к уровню юридического образования. У работодателя, который берёт на работу выпускника юридического факультета, нет времени и средств чему–то его учить. Прежде всего, он хочет видеть перед собой специалиста, который прекрасно ориентируется в правовом пространстве, обладает, пусть даже небольшим опытом работы по специальности, готов к быстрым изменениям обстановки. Задача современного юридического образования состоит в том, чтобы подготовить высококвалифицированного, конкурентоспособного специалиста, который был бы востребован на рынке юридических услуг. Конечно, профессиональный успех зависит не только от качественного образования, есть много других факторов, но без указанной составляющей он просто невозможен.

Образование, в том числе и юридическое, складывается из двух составных частей: обучения и воспитания. Указанные составляющие дополняют друг друга. Формирование личности любого человека (воспитание) в условиях современной действительности должно быть направлено на становление его как деятеля, что возможно только при получении знаний, привитии навыков и умений (обучение). Обучение и воспитание должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. В случае если этого не будет, можно подготовить специалиста, прекрасно разбирающегося в юридических тонкостях, но совершенного не умеющего себя подать, либо наоборот, человека воспитанного, приятного, но не обладающего фундаментальными юридическими знаниями. Кроме того, одной из важнейших задач современного юридического образования является выработка у обучающихся способности брать на себя ответственность за собственное развитие. Уже с первого курса обучения студент должен иметь перед собой ясную картину того, чему он обучается, зачем ему это нужно, где могут быть востребованы его знания и умения.

Современное юридическое образование представляет собой процесс непрерывного личностно–профессионального становления юриста в рамках учебного заведения, результатом которого является достижение им определённого уровня профессиональной компетенции, позволяющего ему работать в сфере юриспруденции. Юридическое образование, предоставляемое высшими учебными заведениями, регулируется Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании».

Согласно указанному закону высшее и послевузовское юридическое образование имеют определённую структуру. Данная структура представляет собой совокупность:

- государственных образовательных стандартов высшего и послевузовского профессионального образования и образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования;

- имеющих лицензии высших учебных заведений и образовательных учреждений соответствующего дополнительного профессионального образования независимо от их организационно–правовых форм;

- научных, проектных, производственных, клинических, медико-профилактических, фармацевтических, культурно-просветительских учреждений, организаций и предприятий, ведущих научные исследования и обеспечивающих функционирование и развитие высшего и послевузовского профессионального образования;

- органов управления образованием, а также подведомственных им учреждений, организаций и предприятий;

- общественных и государственно-общественных объединений (творческих союзов, профессиональных ассоциаций, обществ, научных и методических советов и иных объединений).

В рамках данного параграфа мы будем рассматривать только высшее юридическое образование. Послевузовское образование будет освещено далее.

Важную роль в структуре высшего юридического образование играют государственные стандарты высшего профессионального образования (далее государственные стандарты). В соответствие с законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» они предназначены для обеспечения: качества высшего профессионального образования, единства образовательного пространства Российской Федерации, основы для объективной оценки образовательных учреждений, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования, признания и установления эквивалентности документов иностранных государств о высшем профессиональном образовании. Государственные стандарты состоят из федеральных и национально–региональных компонентов. Федеральные компоненты включает в себя: общие требования к основным образовательным программам высшего профессионального образования, требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, сроки их освоения, максимальный объём учебной нагрузки обучающихся. Национально–региональные компоненты отражают национально–региональные особенности подготовки специалистов. Содержание национально–региональных компонентов устанавливается вузом самостоятельно.

Государственный стандарт по специальности юриспруденция устанавливает нормативный срок освоения основной образовательной программы полготовки юриста при очной форме обучения – 5 лет. Кроме очной формы обучения существуют очно–заочная (вечерняя), заочная, в форме экстерната.

Государственный стандарт предъявляет определённые требования к абитуриентам высших учебных заведений. В частности, абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном) общем образовании или среднем профессиональном образовании, или начальном профессиональном образовании, если в нём есть запись о получении предъявителем среднего (полного) общего образования, или высшем профессиональном образовании.

Основная образовательная программа подготовки юриста формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин национально–регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студента, а также факультативных дисциплин. Основная образовательная программа подготовки юриста должна предусматривать изучение студентами следующих циклов дисциплин:

- общие гуманитарные дисциплины и социально–экономические дисциплины (иностранный язык, физкультура, отечественная история, культурология, политология, логика, русский язык и культура речи, социология, философия, экономика);

- общие математические и естественнонаучные дисциплины (концепции современного естествознания, информатика и математика);

- общепрофессиональные дисциплины (теория государства и права, история политических и правовых учений, история отечественного государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное (государственное) право России, конституционное (государственное) право зарубежных стран, гражданское право, гражданско–процессуальное право (гражданский процесс), административное право, трудовое право, уголовное право, уголовно–процессуальное право (уголовный процесс), криминалистика, международное право, экологическое право, земельное право, римское право, международное частное право, финансовое право, муниципальное право России, семейное право, криминология, правоохранительные органы, юридическая психология, уголовно–исполнительное право, прокурорский надзор, российское предпринимательское право, коммерческое право, дисциплины по выбору студента, устанавливаемые вузом);

- дисциплины специализации (государственно–правовая, гражданско-правовая, уголовно-правовая, международно-правовая);

- факультативы;

- итоговая государственная аттестация (выпускная квалификационная работа (диплом) и не менее двух государственных экзаменов).

Высшее учебное заведение самостоятельно разрабатывает и утверждает основную образовательную программу вуза на основе государственного стандарта. Дисциплины «по выбору студента» являются обязательными, а факультативные дисциплины, предусматриваемые учебном планом высшего учебного заведения, не являются обязательными для изучения студентами.

Завершает процесс обучения в вузе итоговая государственная аттестация. Итоговая государственная аттестация юриста включает выпускную квалификационную работу (диплом) и не менее двух государственных экзаменов. Диплом представляет собой теоретическое или экспериментальное исследование, посвящённое какой–либо актуальной теме в области юриспруденции, в котором выпускник демонстрирует уровень владения теоретическим и практическим инструментарием юридической науки. Государственный стандарт предъявляет ряд требований к выпускной квалификационной работе юриста. Она должна: носить творческий характер, с использованием актуальных статистических данных и действующих нормативных актов; отвечать требованиям логичного и чёткого изложения материала, доказательности и достоверности фактов; отражать умение студента пользоваться рациональными приёмами поиска, отбора, обработки и систематизации информации, способности работать с нормативными актами; быть правильно оформленной (чёткая структура, завершённость, правильное оформление библиографических ссылок, списка литературы).

Как уже отмечалось, выпускники юридических факультетов помимо защиты выпускной квалификационной работы (диплома) сдают не менее двух государственных экзаменов. Одним из указанных экзаменов всегда является теория государства и права. Что касается второго экзамена, то в качестве него обычно выступают дисциплины специализации. В частности, в рамках государственно–правовой специализации, как правило, сдаётся один комплексный государственный экзамен, который включает вопросы по конституционному, муниципальному и административному праву. В рамках гражданско–правовой специализации студенты сдают государственный экзамен, который состоит из вопросов гражданского права, гражданского процесса, арбитражного процесса.

Помимо различных циклов учебных дисциплин и итоговой государственной аттестации государственный стандарт предусматривает такую форму обучения студентов как организация практики. Высшие учебные заведения самостоятельно разрабатывают и утверждают документы, регламентирующие организацию практического обучения студентов. С учётом специфики подготовки специалистов. Основными видами практики студентов вузов, обучающихся по основным образовательным программам высшего профессионального образования, являются: учебная, производственная, включая преддипломную практику. Форма и вид отчётности (дневник, отчёт и т.п.) студентов о прохождении практики определяются высшим учебным заведением. Оценка по практике или зачёт приравнивается к оценкам (зачётам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студентов.

Что касается практики, то обычно в учебных планах юридических вузов она предусмотрена на старших курсах, когда студенты уже получили базовые знания по основным отраслям права. Основная цель практики заключается в том, чтобы студенты увидели «живую» юридическую работу, попробовали свои силы в реализации, получаемых в учебном заведении, знаний и навыков. Обычно студенческая практика организуется в суде и прокуратуре, налоговых органах, адвокатских коллегиях, в органах внутренних, в таможенных органах, в юридических отделах предприятий различных форм собственности, в органах исполнительной и законодательной власти. Студенческая юридическая практика играет значительную роль для подготовки специалиста, поскольку она создаёт условия для применения теоретических знаний в практической деятельности. Кроме того, практика, организуемая в рамках юридического обучения в вузе – это шанс, в будущем быть востребованным на рынке труда. Очень часто студенты старших курсов после прохождения практики в различных учреждениях, остаются там работать, и им не приходится «ломать голову» куда пойти работать после окончания вуза.

Обучение студентов в высшем учебном заведении также предусматривает самостоятельную научно–исследовательскую работу студентов. Данная работа заключается в подготовке студентами рефератов и курсовых работ. По всем дисциплинам, курсовым работам и практикам, включённым в учебный план высшего учебного заведения, должна выставляться итоговая оценка (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно или зачтено или незачтено).

Государственный стандарт устанавливает определённые требования к кадровому обеспечению учебного процесса. Педагогами высших юридических учебных заведений должны быть лица, имеющие, как правило, базовое образование, соответствующее профилю предполагаемой дисциплины, систематически занимающиеся научной и (или) научно–методической деятельностью. Высшее учебное заведение, которое готовит юристов по специальности юриспруденция должно иметь не менее трёх кафедр юридического профиля. Более 60% преподавателей общепрофессиональных дисциплин должны иметь учёную степень (звание).

Помимо сильного кадрового состава высшее учебное заведение, выпускающее юристов, должно обладать развитой учебно–методической базой, которая включает в себя библиотечные фонды, методические пособия по всем дисциплинам, изучаемым студентам в рамках учебного плана, аудио, видео и мультимедийные материалы, юридические базы информационно–справочных систем типа «Консультант плюс», «Кодекс», «Гарант».

В случае успешного окончания обучения в вузе, то есть при сдаче как минимум на удовлетворительную оценку государственных экзаменов и защиты выпускной квалификационной работы, выпускнику выдаётся диплом о получении им высшего профессионального образования. Диплом является своеобразной визитной карточкой молодого специалиста, его путёвкой в жизнь. В дипломе получают отражения дисциплины, изучаемые студентом в период обучения, оценки за них, которые позволяют объективно оценить уровень его знаний. В дипломе имеет место запись о специализации выпускника. Диплом с отличием выдаётся выпускнику вуза на основании оценок, вносимых в приложение к диплому, причём по результатам итоговой государственной аттестации должны быть только оценки «отлично». При этом оценок «отлично», включая оценки по итоговой государственной аттестации должно быть не менее 75%, а остальные оценки - «хорошо». Высшие учебные заведения, обладающие государственной аккредитацией, выдают выпускникам диплом государственного образца. Государственная аккредитация проводится федеральными и ведомственными государственными органами управления образованием. Аккредитуются те высшие учебные заведения, которые прошли специальную аттестацию. Аттестация, представляет собой периодически проводимую комплексную проверку высшего учебного заведения на предмет соответствия образовательного процесса государственным стандартам. Государственная аккредитация распространяется как на государственные, так и на негосударственные образовательные учреждения. Образовательные учреждения, не прошедшие государственную аккредитацию не вправе выдавать своим выпускникам диплом государственного образца. Как правило, они выдают своим выпускникам документ об образовании в соответствии с лицензией. Принципиальное отличие данного документа от диплома государственного образца состоит в том, что он не содержит официальной символики Российской Федерации и имеет более ограниченную сферу применения (только получение диплома государственного образца позволяет занимать определённые должности государственной и муниципальной службы). В настоящее время наличие государственной аккредитации является одним из важнейших параметров деятельности высшего учебного заведения. Качественное образование – это залог становления и интенсивного развития специалиста. Поэтому государство борется с некачественным образованием, прекращая лицензии, лишая аккредитации высшие учебные заведения.

Новой тенденцией российского высшего образования стало введение таких квалификаций (степеней) как бакалавр и магистр. Для получения указанных званий существует своя программа, имеющая много общего с описанной нами ранее программой подготовкой специалиста. Но есть и свои отличия. Но следует сказать, что, несмотря на то, что возможность подготовки бакалавров и специалистов в юриспруденции уже существовала с 1992 года, многие учебные заведения предпочитают готовить специалистов. Дело в том, что в 1992 году была введена многоуровневая система высшего образования. Данная система включает в себя, существовавшую и ранее подготовку дипломированного специалиста (5 - 6 лет), бакалавриат (4 года), магистратуру (6 лет). Введение квалификаций бакалавра и магистра обусловлено интеграцией российского и европейского образования. Однако, даже в зарубежных странах нет единой трактовки указанных званий. В каких–то странах, бакалавр – это выпускник обычной средней школы, в других – выпускник высшего учебного заведения, в третьих – обладатель учёной степени. То же самое можно сказать и относительно магистра.

Что касается Российской Федерации, то в рамках мноугоуровневнего высшего образования, студент может учиться по программе, выпускающей дипломированных специалистов (5 - 6 лет, с присвоением диплома специалиста), по программе, выпускающей бакалавров (4 года, с присвоением диплома об общем высшем образовании и возможностью продолжить обучение в магистратуре). Обучение в магистратуре длится два года. Набор в магистратуру осуществляется на конкурсной основе. В среднем в магистратуре обучается 1/5 выпущенных бакалавров. В магистратуру можно поступить только с дипломом бакалавра.

Как уже отмечалось, подготовка специалистов и бакалавров имеет определённые сходства и различия. Первые два года обучения и специалисты, и бакалавры получают одинаковое базовое образование. Различия в учебной подготовке начинаются на третьем курсе. В связи с этим при переходе с одной формы обучения на другую уже после третьего года обучения будет необходимо ликвидировать разницу в прослушанных и сданных дисциплинах.

Что касается разницы между специалистами и магистрами, то она заключается в том, что магистров готовят для научной работы, а специалистов – для профессиональной деятельности в рамках определённой отрасли.

Многоуровневая система высшего образования, безусловно, позволяет абитуриентам сделать свой выбор в отношении того, как, сколько, чему они будут учиться. Однако, в связи с реализацией многоуровневой системы высшего образования в нашей стране возникло множество проблем. Многие государственные вузы как готовили, так и готовят только специалистов. Какие-то вузы, кроме традиционной схемы, имеют и многоуровневую. Сохраняется ещё определённое недоверие к новым формам получения образования. Данное недоверие, в основном, наблюдается со стороны работодателей. Причин несколько. Одна из них – психологическая. А именно: современные работодатели чаще всего получали своё высшее образование в советское время, когда у нас были только специалисты, а слово «бакалавр» было западным. Кроме этого, играет роль разница в программах обучения — специалиста готовят по конкретной специальности, узкопрофильно, а программы подготовки бакалавров — широкопрофильные. Многие работодатели предпочитают брать на работу узкопрофильных специалистов.

Что касается положительных сторон бакалавриата то к ним можно отнести то, что указанный вид квалификации принят по международной классификации. Человек, получивший квалификацию бакалавра, может быть востребован во всех странах, подписавших Болонскую декларацию, которая предусматривает единые стандарты европейского образования (Россия подписала данную декларацию в 2003 году).

В связи с подписанием Болонской декларации нашей стране предстоит непростая работа по согласованию и соизмеримости квалификаций для системы высшего образования. Перед российской высшей школой стоит сложная задача: сохранить всё то лучшее, что у неё было и есть и в то же время приобщиться к мировым образовательным стандартам.

В завершение хотелось бы отметить, что юридическое образование на современном этапе развития России претерпевает серьёзные изменения. Абитуриенты, студенты, выпускники юридических вузов должны быть в курсе этих изменений, чтобы не нарушались их права и законные интересы, чтобы они смогли выбрать ту систему получения знаний и формирования профессиональных навыков, которая была бы наиболее приемлема для них.

Вопросы и задания для обсуждения:

1. Назовите первые юридические документы

2. Раскройте сущность современного юридического образования

 

 


Тема: «Юридическая наука»

Основные понятия:

  1. Предмет и параметры юридической науки.
  2. Классификация юридических наук.
  3. Послевузовское обучение. Аспирантура и докторантура как первичный способ получения ученой степени.
  4. Сообщества ученых-юристов.
  5. Система научных учреждений в СССР и в современной России.
  6. Ведущие научные учреждения юридического профиля. Видные ученые-юристы современности.

Юридическая наука – часть науки. Главная отличительная черта ее и вместе с тем решающее начало, что позволяет представить ее как некое целостное образование, лежит в области объекта. В принципе юридическую науку в единстве и различии ее составных частей занимают три уникальных социальных феномена: правосознание, право, государство. Отсюда – особенности

юридической науки. Наука присутствует там, где установлены закономерности. Юридическая наука изучает различной степени сложности, закономерности, связанные с возникновением и развитием правосознания, права и государства во взаимодействии с их объективной действительностью. Одновременно в предмет юридической науки включаются идеи, факты, события не столь высокого уровня, как закономерности, но без них юридическая наука не может обойтись.

Факты – воздух ученого-юриста, фундамент юридической науки. Однако познавательная деятельность, ограниченная только работой с фактами, не озаренная должным и необходимым осмыслением опыта, малопродуктивна, а нередко и вовсе бесплодна. Поэтому, как и в любой другой науке, в юридической вычленяется уровень теоретического познания.

Теория – это не простое обобщение результатов эмпирических исследований. Теория – высшая форма организации знания, дающая целостное представление о закономерностях, действующих в определенной области, позволяющая ощутить объект в существенных связях, во всесторонних отношениях. В юридической науке функцию общетеоретической основы выполняет общая теория права и государства. Но это не значит, что отраслевые и другие юридические науки решают только эмпирические задачи; на определенный уровень теоретического осмысления своего предмета выходят и эти науки. Таким образом, в юридической науке достаточно выразительно проявляют себя эмпирические и теоретические начала.

Юридическая наука – сложное, многомерное образование. И многомерность ее представлена в первую очередь двуединством: знания и деятельности. То, что юридическая наука – система знаний, доказательств особых не требует. В нашей стране для решения практических задач по ее развитию принято ориентироваться на официальную классификацию юридических наук, утвержденную Высшей аттестационной комиссией (ВАК) Министерства образования и науки Российской Федерации. Эта классификация включает обширный список юридических наук:

• Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве;

• Конституционное право; муниципальное право;

• Гражданское право; предпринимательское право; семейное право;

международное частное право;

• Трудовое право; право социального обеспечения;

• Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право;

• Уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право;

• Уголовный процесс, криминалистика и судебная экспертиза; оперативно-розыскная деятельность;

• Международное право, европейское право;

• Судебная власть, прокурорский надзор, организация правоохранительной деятельности, адвокатура;

• Административное право, финансовое право, информационное право;

• Гражданский процесс; арбитражный процесс.

Ознакомившись со списком, можно убедиться, что составляющие юридической науки весьма разноплановы и группируются по нескольким конкретным направлениям: теоретические TT1 1 Tf0.2науки (теория права и государства), исторические (история права и государства), отраслевые (гражданское право, административное право, уголовное право) и прикладные (криминалистика).

Однако юридическая наука – это не только система знаний, но еще и деятельность, и отличительной чертой этой деятельности является то, что знания здесь и потребляются, и производятся. В процессе живой высокоинтеллектуальной, творческой деятельности ученых-юристов и организаторов юридической науки вырабатываются новые знания о различных

сторонах правосознания, права и государства, роли государственно-правовых реформ и изменений в общественном устройстве, что благоприятствует развитию правовой системы в соответствии с гуманистическими парадигмами, способствует совершенствованию законодательства и практики его применения, ведет к повышению общей и правовой культуры граждан, позволяет полнее

осуществлять контроль за состоянием правопорядка в обществе и государстве.

Кроме того, юридическая наука сегодня – это еще и научные учреждения, научные образования, научные ассоциации.

Юристы в России объединяются в различные сообщества, имеющие как профессиональный, так и в основном общественный характер (имеются в виду оформленные надлежащим образом государственные и негосударственные объединения). Профессиональный характер имеют коллегии адвокатов, судейские и прокурорские корпуса. На федеральном уровне функционируют Союз юристов России, Российская криминологическая ассоциация, Российская академия юридических наук и т.д. Существуют и региональные объединения юристов. Такого рода сообщества имеют своей целью распространение юридических знаний среди населения, оказание юридической помощи, издание юридической литературы и т.д., что, безусловно, способствует развитию правосознания в нашем обществе.

Честное служение обществу, высокий профессионализм – главное качество ученого любой области знаний. Поскольку мы живем в условиях коммерциализации правовой системы, прагматический настрой заметно снизил интерес к науке и привел к падению престижа научной деятельности, в том числе и юридической. В последнее время после некоторого перерыва в российскую науку вновь устремились аспиранты, докторанты, соискатели. Поток желающих

получить ученую степень и звание непрерывно пополняется новыми претендентами. Однако серьезной проблемой продолжает оставаться освоение современных форм подготовки преподавательских кадров, научных работников и юристов-профессионалов для работы в различных ведомствах и организационных структурах, для работы в вузах, организации и ведения мониторинга состояния дел в послевузовском обучении.

С позиции статистики ученым в праве называется любой гражданин, творчески работающий в науке. В нашем обществе звание ученого подтверждается дипломами и аттестатами, свидетельствующими о наличии ученой степени и звания. Ученая степень присуждается на основании результатов публичной защиты диссертации соискателем соответствующей степени, имеющим высшее профессиональное образование. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом, то есть специализированным советом, которому предоставлено право принимать к защите диссертации на соискание соответствующей ученой степени.

Ученая степень доктора наук присуждается президиумом Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, принятой по результатам публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, с учетом заключения соответствующего экспертного совета Высшей аттестационной комиссии. Наиболее простой и проверенный способ получения первичной ученой степени – поступление в аспирантуру. Есть альтернативный вариант – обратиться в высшее учебное заведение или научно-исследовательский институт, имеющий диссертационный совет, обладающий правом принимать к защите диссертации, с просьбой прикрепления в качестве соискателя. Научная организация, к которой прикреплен соискатель, назначает ему научного руководителя и утверждает тему диссертации.

Аспирантура бывает очной (с отрывом от основной работы) и заочной (без отрыва). В настоящее время повсеместно введена плата за обучение в очной аспирантуре. Срок обучения в аспирантуре три года. Соискатели ученой степени доктора наук могут быть зачислены в докторантуру, но таковая является в основном заочной. Докторанту предоставляется оплачиваемый отпуск для завершения работы над диссертацией. Докторант вправе иметь научного консультанта, а не научного руководителя, что по-своему правомерно, научный уровень кандидата в доктора должен быть достаточно высоким, чтобы не нуждаться в научном руководителе, а вот

консультирование со стороны специалиста в лице доктора наук допустимо и распространено.

Шансы стать академиком у аспирантов и докторантов в перспективе выше, ибо число академических вакансий в последние годы стало резко увеличиваться в связи с ростом числа самих академий.

Научные академии в России в настоящее время образуют целую пирамиду, на вершине которой находится созданная еще Петром Великим Российская академия наук, в состав которой входит около тысячи членов-корреспондентов и действительных членов (академиков). На втором уровне этой пирамиды находятся государственные отраслевые академии, такие, как Академия педагогических наук, Академия медицинских наук, Академия естественных наук (РАЕН) и др.

И на третьем уровне в так называемый переходный период в России возникло большое количество негосударственных общественных академий, академиков и членов-корреспондентов. Сложившаяся в советский период система научных учреждений претерпела значительные изменения в постсоветское время. Если раньше исследовательская работа в области юридической науки была полностью «огосударствлена» и велась главным образом в учреждениях АН СССР, в отраслевых институтах, образованных при министерствах и ведомствах, а также в высших юридических учебных заведениях, то ныне такая работа проводится в самых разнообразных

структурах – государственных и негосударственных, академических и вузовских, центральных и региональных.

Ведущим научным учреждением юридического профиля в стране является Институт государства и права Российской Академии наук (ИГП РАН), который имеет солидную «биографию». На заседании Совета народных комиссаров РСФСР 25 мая 1918 г. Было признано необходимым учредить в Москве Социалистическую академию общественных наук. Инициатива принадлежала профессорам М.А. Рейснеру и М.Н. Покровскому и была поддержана В.И. Лениным, который набросал проект постановления по этому вопросу. Ровно через месяц, 25 июня 1918 г., Положение о социалистической академии общественных наук было утверждено Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом. Планировалось создать комплексную академию, в состав которой вошли бы исследовательский центр и вуз. Работа должна была вестись разрядами

(отделами) академии по нескольким направлениям: политико-юридическое, социально-историческое, финансово-экономическое и др. Однако менее чем через

год – 15 апреля 1919 г. – с приходом нового состава ВЦИК название ее укоротилось до просто Социалистической академии и она получила статус чисто научного учреждения. В 1924 г. она вновь была переименована, уже в Коммунистическую академию, и передана из ведения РСФСР в ведение Союза ССР. На базе секции советского строительства Коммунистической академии в том же году был образован Институт советского строительства. 23 марта 1925 г. Президиум ВЦИК утвердил его состав, а чуть позже, 13 апреля, Положение о нем.

В первый состав института вошли 84 человека, в том числе известные юристы: Я.Л. Берман, В.И. Вегер, И.С. Войтинский, П.Н. Галанза, Г.С. Гурвич, Д.С. Магеровский, В.Н. Максимовский, Г.С. Михайлов, Е.Б. Паушканис, М.Н. Покровский, С.И. Раевич, М.А. Рейснер, П.И. Стучка, Н.И. Челяпов и другие.

В настоящее время ИГП РАН имеет статус государственного учреждения некоммерческой научной организации. Он представляет собой структурное звено РАН, научно-методическое и научно-организационное руководство которым осуществляет Отделение философии, социологии, психологии и права (ОФСПП) РАН. Основной целью института является выполнение фундаментальных научных исследований и прикладных разработок в области правоведения, изучение процессов правотворческой, правоприменительной деятельности, разработка на этой основе научных рекомендаций для использования в общественной практике, подготовка и повышение квалификации научных кадров.

В соответствии с этим основными направлениями научной деятельности института являются:

- проведение сравнительно-правовых исследований российского и зарубежного государства и права;

- разработка концептуальных проблем российской государственности; теории и истории государства и права;

- исследование проблем обеспечения прав и свобод гражданина;

- проведение фундаментальных исследований и прикладных разработок правового регулирования экономических отношений;

- исследование теоретических проблем борьбы с преступностью;

- анализ международно-правовых аспектов внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности Российской Федерации.

Основными научными подразделениями института являются центры и сектора. При необходимости могут создаваться временные творческие коллективы (группы) для выполнения работ по конкретным проектам, государственным заданиям или программам. Все научные подразделения руководствуются основными направлениями и общеинститутскими планами научно-исследовательских работ, но при этом они вполне самостоятельны в конкретизации тематики и выборе методов исследования. Институт имеет Саратовский филиал, действующий как обособленное научное подразделение.

Одним из крупнейших юридических центров страны является Институт законодательства и сравнительного правоведение (ИЗиСП) при Правительстве Российской Федерации, основанный в 1925 г. Это старейшее в стране научно- исследовательское учреждение юридического профиля. За 70-летнюю историю своего существования институт не раз менял наименование (Всесоюзный институт юридических наук, Институт законодательства), функциональное назначение, ведомственную принадлежность.

Согласно Уставу перед институтом стоит ряд серьезных задач. Он проводит исследования в области правового обеспечения деятельности Правительства и Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации. Другая задача заключается в проработке и научном обосновании законопроектов, вносимых в порядке законодательной инициативы Правительством Российской Федерации. Сотрудники института принимают также участие в разработке научных концепций развития законодательства, проводят сравнительное исследование законодательства субъектов Российской Федерации, государств-участников СНГ и других государств. Ведущие отделы института: отдел теории законотворчества и систематизации законодательства; конституционного права; правовых проблем национально-государственных отношений; гражданского законодательства; аграрного, экологического и природоресурсного законодательства; конституционного и административного законодательства иностранных государств; международного частного права; административного и финансового законодательства; законодательства о труде и социальном обеспечении.

Тематика научных исследований института тесно связана с проблемами становления и развития гражданского общества и правового государства, с проведением реформ во всех областях социальной жизни. В институте активно изучаются проблемы субъектов Российской Федерации, правовых основ межнациональных отношений. Важное направление в деятельности института составляет исследование состояния и перспектив совершенствования федерального и регионального законодательства в единстве, различии и взаимодействии их составных частей.

Наряду с обширной научной работой институт занимается активной издательской деятельностью, в которой большое место занимают обширные публикации по фундаментальным теоретическим проблемам. Другой крупный научный центр юридического профиля, образованный в 1945 году, − Научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Сотрудники института исследуют проблемы всех отраслей и направлений прокурорской деятельности, конституционной законности, криминологии, криминалистики, уголовного и гражданского права и процесса, уголовно-исправительного (пенитенциарного) права, юридической психологии, правовой информатики, законности в сфере экологии, на транспорте, а также законности применительно к несовершеннолетним.

Институт имеет весьма сложную структуру, разветвленные и устойчивые связи с различными научно-исследовательскими учреждениями и организациями, органами государственной власти разных уровней и разных ветвей власти. Здесь сложился большой творческий коллектив ученых-юристов и специалистов.

В разное время в работе коллектива принимали участие такие видные ученые- юристы, как А.Н. Васильев, А.И. Винберг, А.А. Герцензон, В.К. Звирбуль, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, Г.И. Кочаров, Г.И. Миньковский, А.Б. Сахаров, В.Г. Танасевич.

В последние годы институт разрабатывал концепцию развития прокуратуры Российской Федерации, суть которой заключается в том, что прокуратура признается самостоятельной правозащитной системой, в деятельности которой приоритетными направлениями являются зашита прав и свобод человека и гражданина, охрана законных интересов государства и общества. Вместе с тем получили развитие исследования по самым разным направлениям, связанным с обеспечением законности и правопорядка в стране. Значительный интерес представляет ежегодный фундаментальный аналитический доклад о состоянии законности в России.

В конце 1991 г. на основании Указа Президента Российской Федерации был образован Исследовательский центр частного права, который ставил своей целью проведение научно-профессиональной юридической разработки и экспертизы предложений и проектов правовых актов, направленных на установление общих правовых начал гражданского общества и развитие рыночных отношений. При центре действует Российская школа частного права, имеющая два отделения: Московское и Уральское (в Екатеринбурге). Центр объединяет сильнейших цивилистов страны, теоретиков и практиков, представителей различных школ. За сравнительно небольшой период Центром подготовлены две части Гражданского кодекса Российской Федерации, модельный Гражданский кодекс для государств-участников СНГ.

На основании постановления Межпарламентской Ассамблеи государств- участников СНГ от 17 февраля 1996 г. и Постановления Совета Межпарламентской Ассамблеи от 2 июня 1997 г. был сформирован Центр публичного права. Работа ЦПП ведется на общественных началах на базе одного из подразделений ИЗиСП – отдела по правовому обеспечению сотрудничества государств-участников СНГ. Главной целью образования такого Центра явилось стремление содействовать созданию общего правового пространства в системе СНГ путем разработки научных концепций и проектов модельных законодательных актов в сфере публичного права, координации публично-

правовых исследований в области межгосударственных отношений и подготовки соответствующих предложений.

Для решения задач, вытекающих из этой цели, Центр наделен широкими полномочиями. Так, он формирует творческие группы специалистов из государств-участников СНГ для выполнения исследовательских и законопроектных работ по вопросам публичного права; выполняет поручения соответствующих органов СНГ, а также сообщества Беларуси и России, государственных договоров и соглашений в рамках СНГ по разработке законодательных проектов и изучению проблем интеграционного развития стран СНГ и др.

Новым явлением в юридическом пространстве Росси стало учреждение 9 марта 1999 г. Российской академии юридических наук (РАЮН) – добровольной некоммерческой организации, призванной содействовать развитию юридической науки в соответствии с запросами правового государства и гражданского общества.

Согласно Уставу Академия призвана решать многие важные задачи, связанные с проблемами формирования правового пространства в России, в частности: содействовать правовой реформе, консолидации научных кадров, развитию юридического образования и юридической науки, проведению фундаментальных и прикладных исследований в области юриспруденции, организации правовоспитательной работы. Академия оказывает правовую помощь государственным и основанным на иных формах собственности некоммерческим и коммерческим предприятиям, учреждениям, участвует в законотворческой деятельности.

Членами РАЮН могут быть как физические, так и юридические лица. Физические лица – это граждане России и иностранных государств, как правило, имеющие ученую степень кандидата или доктора юридических наук. Установлено почетное членство РАЮН. В состав Академии входят региональные отделения, ею могут создаваться филиалы и представительства. Центральные руководящие органы РАЮН – съезд, координационный совет, ученый совет, исполнительный комитет. В целом юридическая наука Российской Федерации в условиях формирования гражданского общества и правового государства получает качественно новые основы для собственного развития. Впервые в истории России ей предоставляется возможность стать важнейшим институтом гражданского общества. Задача же ученых-юристов способствовать юридической науке реализовать эту миссию. Лишь дееспособная юридическая наука может создать оптимальные основы для развития юриспруденции, способной успешно выполнять возлагаемые на нее задачи.

Вопросы и задания для обсуждения: