IV. эпоха Нового времени

III. эпоха Возрождения

Философия основывается на принципе антропоцентризма. Позиция человека в мире оказывается центральной, и человек оказывается в центре внимания философа, учёного и художника. Принцип антропоцентризма конкретизируется в титанизме. Титанизм провозглашает, что человек в своих творческих проявлениях почти равен Богу (он могуч и универсален в своих творческих проявлениях). Достоинство человека заключается в его способности быть творцом самого себя.

Рене Декарт считал, что единственное достоверное свидетельство человеческого существования - это мышление, акт мысли. Сущность человека состоит в разуме, а тело является автоматом, или механизмом (общим у человека с животными). Может показаться, что Декарт повторяет Аристотеля, но это не так.

Блез Паскаль человека считал чудом и полем противоречий, человек есть парадокс для самого себя. С одной стороны, человек есть самое беззащитное существо во Вселенной, которое приходит в трепет от осознания окружающей его неведомой бесконечности («Меня ужасает вечное безмолвие этих пространств»). Существование человека трагично, т.к. человеку открылись 2 бездны:

1. бесконечность мира, который к человеку равнодушен

2. собственный смертный удел (неизбежность смерти).

Человек не может до конца постичь эти вопросы.

Человек не просто самое беззащитное существо во Вселенной, но и самое совершенное. «Человек - это мыслящий тростник» (т.е. считается, что человек возвышается над Вселенной, т.к. знает, что умрёт, и что Вселенная в конце концов его подавит, погубит; в то время как Вселенная не знает ничего).

V. немецкая классическая философия:

1 немецкий идеализм

2 немецкий материализм

Немецкий идеализм представлен работами Канта, Фихте, Гегеля; материализм - Фейербаха.

Заслуга немецкого идеализма состоит в провозглашении того, что

1. человек - это духовно-нравственное существо (Кант, Гегель)

2. идея субъектности, творческой активности человека (Гегель): человек есть субъект духовной деятельности, изучающий мир культуры, человек - это носитель общезначимого сознания, так называемого «духа».

3. идея историчности человека: человеческий род имеет историю, и каждый человек в своём развитии её повторяет.

Немецкий классический идеализм рассматривает человека через две категории:

1) категорию самосознания

2) категорию деятельности.

Согласно немецкому классическому материализму, человек - это чувственно-телесное существо; это конкретное «я», обретающее свою человечность в общении со столь же конкретным «ты».