Основные стороны спортивной тренировки

ЧАСТЬ

Под подготовкой спортсмена понимается педагогический процесс, обеспечивающий приобретение и повышение готовности к спортивным достижениям.

Физическая подготовка - это процесс воспитания физических качеств, способностей, необходимых в спортивной деятельности.

По характеру и направленности воздействия применяемых средств физической подготовки принято делить на общую физическую подготовку (ОФП) и спе­циальную физическую подготовку (СФП).

Общая физическая подготовка обусловливает общий подъем функциональных возможностей организма спортсмена, всестороннее воспитание физических качеств, способствующих совершенствованию в избранном виде спорта.

Общая, так же как и специальная, физическая подготовка нужна на любом этапе спортивного совершенствования, хотя они меняются на различных этапах по своим частным задачам, содержанию и формам. При этом общая физическая подготовка не является одинаковой для различных видов спорта. Наряду с некоторыми общими признаками она имеет особенность в каждом конкретном случае спортивной специализации.

Основными средствами общей физической подготовки являются упражнений "своего" вида спорта, а также общеразвивающие упражнения из других видов спорта. Наиболее распространенными упражнениями, применяемыми в качестве средств общей физической подготовки буквально во всех видах спорта, являются кроссовый бег, упражнения с отягощениями, общеразвивающие гимнастические упражнения и спортивные игры. Кроме того, в целях общей физической подго­товки используются естественные факторы закаливания и оздоровления, режим и другие гигиенические условия. При этом основную роль играют специально подобранные физические упражнения.

Специальная физическая подготовка представляет процесс воспитания фи­зических способностей, специфических для избранного вида спорта. Специаль­ная физическая подготовка спортсмена направлена на овладение наиболее совре­менными навыками в избранном виде спорта и воспитание физических способ­ностей, специфических для данного вида спорта. Иначе говоря, осуществление специальной физической подготовки непосредственно сказывается на достиже­ниях спортсмена в избранном виде спорта.

 

Основными средствами специальной физической подготовки спортсмена являются:

а) соревновательные упражнения "своего" вида спорта (в виде специальных упражнений). Чтобы, например, приобрести способности пловца, необходимо, прежде всего, плавать; чтобы развивать способности бегуна, нужно бегать и т.д. Поэтому в процессе специальной физической подготовки спорт смена специальные средства не могут быть полностью заменены другими упражнениями;

б) дополнительные упражнения, сходные по своей двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с движениями соревновательного упражнения (так называемые специально-подготовительные упражнения). Наиболее яркий пример подбора средств специальной физической подготовки представляет собой использование в летней тренировке конькобецами роликовых коньков, лыжниками -лыжероллеров.

Физическая подготовка необходима спортсмену любого уровня подготовленности и любого вида спорта. С повышением спортивной квалификации роль фи­зической подготовки ни в коей мере не снижается. Однако следует иметь в виду важность общего и специального в спортивной тренировке. Если в начальный период спортивной тренировки включение широкого круга упражнений преиму­щественно общего влияния является желательным и необходимым, то в период спортивного расцвета надо избегать дополнительных физических упражнений. Квалифицированные спортсмены используют упражнения, взятые из других до­полнительных видов спорта, главным образом, только в переходном и частично в подготовительном периоде тренировке. Техническая подготовка спортсмена яв­ляется процессом формирования техники движений и действий, служащих сред­ством ведения спортивной борьбы или средством тренировки.

В технической подготовке выделяют общетехническую и специальную под­готовку.

 

Задачами общей технической подготовки являются:

а) систематически расширять общее физическое образование спортсмена, его знания в области общих основ техники физических упражнений и попол­нить фонд двигательных умений и навыков в жизни и спортивной практике;

б) овладение техникой общеобразовательных упражнений и упражнений из других видов спорта, применяемых в тренировке, главным образом, как средство общей физической подготовки.

Задача специальной технической подготовки - овладение техникой соревно­вательного упражнения избранного вида спорта и постоянное совершенствова­ние в ней. Исходя из этой задачи, специальную техническую подготовку условно делят на два этапа: а) этап обучения, овладения спортивной техникой движений продолжается 1-2 года; б) этап совершенствования спортивной техники практи­чески бесконечен, поскольку спортсмен на протяжении всех лет тренировки со­вершенствует свое техническое мастерство.

В различных видах спорта понятие совершенной техники имеет разное со­держание. Там, где в основе лежит искусство движений (гимнастика, фигурное катание и др.), совершенная техника выражается в красоте и точности. В тех видах спорта, которые связаны с выносливостью, совершенство техники, прежде всего, заключается в экономичности движений (бег, лыжные гонки и др.).

Совершенная спортивная техника - это рациональные и эффективные способы выполнения спортивного упражнения с целью достижения наилучшего результата. Обучение спортивной технике и совершенствование ее составляет неотъемлемую Часть процесса спортивной тренировки. Методическую основу овладения техни­кой движения составляют этапы формирования двигательных навыков.

Между общей и специальной технической подготовкой спортсмена существует тесная связь. Если специальная подготовка вооружает спортсмена знаниями, уме­ниями и навыками в области техники и избранного вида спорта, то общая подготовка дает знания, составляющие общетеоретическую основу спортивной дея­тельности, обогащает самыми разнообразными умениями и навыками. Тем самым общая подготовка, в силу взаимосвязи знаний, умений и навыков (так называемого переноса навыков), создает предпосылки для наибольшего технического совершенствования в избранном виде спорта.

Тактика - это искусство ведения борьбы. Спортивная тактика - это искусство ведения спортивной борьбы. Спортивно-техническая подготовка и тактическая настолько тесно взаимосвязаны, что между ними невозможно провести строгие границы. Если техническая подготовка вооружает средствами введения спортив­ной борьбы, то тактическая подготовка обеспечивает искусное применение их. Как в физической и технической, так и в тактической подготовке следует разли­чать общую и специальную подготовку спортсмена.

Общая техническая подготовка включает: а) изучение общетеоретических основ спортивной техники, тактики и практических способов их применения в разнообразных условиях; б) воспитание широкого тактического мышления (на основе приобретенных умений, знаний, навыков).

Специальная тактическая подготовка включает приобретение теоретических знаний и практическое овладение тактикой применительно к требованиям избран­ного вида спорта.

В целом тактическое мастерство основывается на богатом запасе знаний, уме­ний, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае ожи­даемых или непредвиденных отклонений - быстро оценивать ситуацию и нахо­дить наиболее эффективное решение и действие.

В процессе тактической подготовки необходимо предусмотреть:

1) изучение общих основ тактики спортивной борьбы применительно к из­бранному виду спорта;

2) изучение тактического опыта сильнейших спортсменов или лучших команд;

3) обучение практическому использованию элементов, способов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках и соревнованиях (практическое учение);

4) изучение сил спортсмена, его тактической, технической, физической и морально-волевой подготовки;

5) разработка тактического плана представляющего соревнование;

6) разбор и анализ проведенного соревнования, эффективности применяемой тактики, выводы на будущее.

Главное средство обучения тактике - повторное выполнение упражнений или действий по задуманному плану. Приобретение знаний в области тактики осуще­ствляется путем чтения специальной литературы, лекций, бесед, наблюдений на соревнованиях, а также в процессе практических занятий и разборов. Тактика может быть атакующей, защитной и смешанной. Формы тактики и ее значение

различны в разных видах спорта. В спортивных играх и спортивных единобор­ствах тактика больше влияет на спортивные результаты, чем скажем в спринтер­ском беге, в различных метаниях или гимнастике. Однако в любом случае она остается, при прочих равных условиях, решающим фактором победы.

Морально-волевая подготовка есть процесс нравственного воспитания и в частности волевого, применительно к условиям спортивной деятельности.

Для успеха в спорте необходимы не только отличная физическая, техничес­кая, тактическая подготовка, но и исключительно высокие морально-волевые ка­чества. Известный американский спортсмен, олимпийский чемпион Р. Ричарде в книге "Сердце чемпиона" писал: "В спорте эти слова употребляются чаще, чем где-нибудь еще. Воля к победе. Когда я вспоминаю великих чемпионов, я начи­наю понимать что именно это и отличает их от других атлетов. Воля к победе, а не просто желание победить. Я знаю многих людей, которые имеют то, что я назвал бы желанием победить. Я видел много парней в раздевалках стадионов, мечтаю­щих, лежа на скамейках, говорящих о том, чего бы они добились, если бы только заплатили за это настоящую цену. А заплатить ее они не в состоянии. Для этого надо серьезно трудиться и отказывать себе во многом. Их воли на это не хватит, и мечта так и останется мечтой. Им не хватает главного, чтобы воля превратила мечту в реальность".

Основу морально-волевой подготовки спортсмена составляет развитие воле­вых качеств личности - целеустремленности, инициативности, решительности, смелости, силы воли (способности противостоять препятствиям и преодолевать трудности, встающие на пути к достижению поставленной цели), выдержки, са­мообладания и т.д. Морально-волевая подготовка спортсменов является первой и главнейшей задачей любого тренера. Только в процессе длительной и целенап­равленной работы у спортсменов вырабатываются устойчивые и сознательные мотивы для систематических занятий спортом.

Задача тренера состоит в том, чтобы побудить и развить эти устремления, превратить их в глубоко осознанную цель спортсмена. Важнейшей специальной задачей в процессе волевой подготовки является обеспечение возможности экст­ренного управления психическим состоянием спортсмена, что дает возможность Успешно бороться с "предстартовой лихорадкой", преодолевать отрицательные эмоции в ходе соревнований и т.д. Данная задача достигается, в основном, путем аутогенной (самовнушение) и идеомоторной тренировки, основанных на методах самовоспитания. Именно спорт с его непрерывно усложняющимися задачами, с непрерывным элементом острейшего состязания и необходимостью проявить уси­лия на грани человеческих возможностей призван и может выработать те черты характера, которые делают человека наиболее полезным членом общества.

Теоретическая подготовка означает овладение специальными знаниями, имеющими отношение к спортивной деятельности (теория и методика физического воспитания, история спорта, физиология спорта, гигиена, врачебный контроль, организация и судейство соревнований и др.).

Знание общих закономерностей спортивной тренировки, особенно психических процессов, четкое представление о строении и функциях организма человека позволяют спортсмену быстрее и глубже понимать существо тренировочного процесса, проявлять активность и помогать тренеру в решении общих задач. Все это обеспечит более полное использование имеющихся возможностей и успешный поиск скрытых резервов.

Особую категорию составляют глубокие знания тех требований и правил, с которыми спортсмен сталкивается ежедневно. Это, в первую очередь, относится к режиму дня и питания, правилам личной гигиены и самоконтролю.

В теоретическую подготовку входит постоянное и тщательное изучение пра­вил соревнований, особенно в тех видах спорта, где они весьма сложны (баскеnбол, фехтование, гимнастика). Теоретическая подготовка спортсмена проводится глав­ным образом в формах, характерных для умственного образования и самообразо­вания (лекции, семинары, самостоятельная работа с книгой и т.д.). Эффективной формой теоретической подготовки является также активное, творческое участие спортсмена в планировании и организации тренировочного процесса.

Разрабатывая план тренировки, переходя к использованию новых средств и методов, тренер должен стремиться к тому, чтобы спортсмен осмысливал и ана­лизировал свои действия, а не был бы лишь механически исполнителем его воли.

Формы теоретической подготовки и степень сложности изучаемого материа­ла, должны соответствовать подготовленности спортсменов.

Итак, подготовка спортсмена - многогранный разносторонний процесс. Все его стороны тесно взаимосвязаны, а отдельное рассмотрение сторон подготовки спортсмена является в известной мере условным приемом.