Информационная революция

 

Под информационной революцией подразумевается совокупность качественных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, произведенных в результате внедрения новых средств передачи информации.

Первой стало изобретение письменности пять-шесть тысяч лет назад в Месопотамии, затем - независимо, но несколько тысяч лет спустя - в Китае, и еще на 1.500 лет позднее - майя в Центральной Америке. Ее ранние примеры такие, как глиняные дощечки с клинописью самаритян и жителей Вавилона, представляют собой деловые расписки и правительственные документы, летописи или описания методов земледелия.

До изобретения письменности идеи могли передаваться только устно. Помимо прочего, это означало, что пока вы лично не встретитесь с конкретным человеком, которому принадлежат новая концепция или открытие, о его работе вы, в лучшем случае, узнаете из вторых рук, и поэтому ваши знания могут оказаться неточными. Хотя устные традиции человечества, несомненно, богаты, таким путем информацию никогда не удавалось распространить достаточно быстро, широко и точно. Изобретение письменности стало ключевым элементом экономической базы древней цивилизации.

Вторая информационная революция произошла в результате изобретения рукописной книги, сперва в Китае, вероятно, около 1300 г. до н.э., а затем, независимо и 800 лет спустя, в Греции, когда афинский тиран Песистрат распорядился записать в книгу поэмы Гомера, до этого передававшиеся изустно.

О первых двух революциях у нас нет практически никаких документов, хотя мы знаем, что эффект рукописной книги в Греции и Риме был огромным, равно как и в Китае. По сути, вся китайская цивилизация и система государственного устройства основаны именно на рукописной книге. Хотя известно, что тиражирования письменных материалов путем воспроизведения текста от руки - дорогостоящий и длительный процесс, резко ограничивавший круг людей, которым автор мог сообщить знания. Переписывание сказывалось и на точности передачи знаний, поскольку в ходе многократного копирования текста в него непременно вкрадывались ошибки

Третья информационная революция произошла после изобретения Гутенбергом печатного пресса и наборного шрифта между 1450 и 1455 годами, а также изобретением гравировки примерно в то же время. Хотя печатное дело впервые возникло в VIII в. в Китае, именно печатный станок Гутенберга и примененный им метод съемных шрифтов способствовали его распространению.

На момент изобретения печатного пресса Гутенбергом в Европе существовала мощная информационная индустрия. По числу занятых она, вероятно, была крупнейшей в Европе. Она состояла в основном из тысяч монастырей, во многих из которых жили сотни хорошо обученных монахов. Каждый такой монах трудился от рассвета до заката шесть дней в неделю, переписывая книги от руки. Умелый хорошо подготовленный монах мог переписать четыре страницы в день, или 25 страниц за шестидневную рабочую неделю; ежегодная производительность, таким образом, составляла 1.200-1.300 рукописных страниц. К 1505 г. тиражи книг в 500 экземпляров стали массовым явлением. Это означало, что группа печатников могла выпускать по 25 млн печатных страниц в год, переплетенных в 125.000 готовых к продаже книг – 2.500.000 страниц на одного работника против 1.200-1.300, которые мог изготовить монах-переписчик всего за 50 лет до этого.

В середине XV века - на момент изобретения пресса Гутенбергом - книги были роскошью, которую могли себе позволить только богатые и образованные. Но когда в 1522 году из печати вышла немецкая Библия Мартина Лютера (свыше 1.000 страниц), цена была настолько невысокой, что даже бедная крестьянская семья могла ее приобрести.

За очень незначительное время революция в книгопечатании изменила институты общества, включая и систему образования. Книгопечатание сделало возможной протестантскую Реформацию. Но не только ее. Именно печатный станок принес с собой массовое производство и стандартизацию процесса обработки информации, проложивших дорогу промышленной революции. В последовавшие за ней десятилетия по всей Европе были созданы новые университеты, однако, в отличие от ранее существовавших, они не были рассчитаны на священнослужителей и изучение теологии. Они были построены для изучения светских дисциплин: права, медицины, математики, натуральной философии (естественных наук). Революция в печати быстро сформировала новый класс специалистов по информационной технологии, точно так же, как сегодняшняя информационная революция создала множество информационных предприятий, специалистов по ИС и ИТ, разработчиков программного обеспечения и руководителей информационных служб.

Конец ХХ века называют новым информационным веком и связывают счетвертой информационной революцией – распространением компьютеров и Интернета. Стремление выразить сущность нового информационного века вылилось в череду научных и полунаучных определений.

Дж. Лихтхайм говорит о постбуржуазном обществе,

Р. Дарендорф - посткапиталистическом,

А. Этциони - постмодернистском.

К. Боулдинг - постцивилизационном,

Г. Кан- постэкономическом,

С. Алстром - постпротестантском,

Р. Сейденберг - постисторическом,

Р. Барнет – «постнефтяном» обществе.

Большинство этих эпитетов восходят к понятию «постиндустриальное общество», популяризированному десятилетие тому назад гарвардским социологом Д. Беллом. Оно описывает характерные черты информационного века.

В США, например, уже в 1985 г. в сфере информационной индустрии работало около 50% всех рабочих и служащих. А в материалах, распространявшихся в Конгрессе США при рассмотрении национальной информационной инфраструктуры, говорилось о том, что около 2/3 работающих в стране связаны с информационной деятельностью, а остальные заняты в производстве, сильно зависящем от информации.

К концу 80-х годов ХХ века обработка, передача информации и операции с нею были основным занятием каждого четвертого работающего в США, или даже каждого третьего, если считать учителей и других работников сферы образования. Аналогичным образом, с началом последнего десятилетия ХХ века более 40% всех новых капиталовложений в производство и оборудование были сделаны в сфере информационных технологий (компьютеры, фотокопировальные и факсимильные аппараты и тому подобное) - это в два раза больше, чем 10 лет назад. Бывший министр финансов США У. Майкл Блюменталь так резюмировал это в 1988 г. в статье, озаглавленной <Мировая экономика и изменения в технологии>: <Информация, - писал он, - стала рассматриваться как ключ к современной экономической деятельности - базовый ресурс, имеющий сегодня такое же значение, какое в прошлом имели капитал, земля и рабочая сила>. Объем имеющейся у нас информации с каждым днем увеличивается все быстрее. За последнее столетие мы добавили к общей сумме знаний больше, чем за всю предыдущую историю человечества.

Существующая в развитых странах информационная индустрия, по своим объемам производства и номенклатуре выпускаемой продукции сопоставимая с важнейшими отраслями хозяйства, потребовала создания соответствующего рынка. Мировой рынок средств информатизации уже к 1990 г. достиг 660 млрд долларов. Из них около 50% составляли компьютеры. Только за 1995 г. в мире было произведено около 60 млн персональных компьютеров. Информационная деятельность во всем мире стала одной из самых прибыльных сфер приложения капитала.

Под влиянием И.Р. в современном обществе формируется так называемая информационная экономика, которая прошла следующие три стадии:

а) становление основных экономических отраслей по производству и распределению информации,

б) расширение номенклатуры информационных услуг для других отраслей промышленности и для правительства,

в) создание широкой сети информационных средств на потребительском уровне.

Первая стадия воплотилась в том, что М. Порат в 1977 г. назвал <первичным информационным сектором>. В нем доминирует горстка громадных корпораций - производителей и менеджеров техники, составляющей национальную информационную и коммуникационную инфраструктуру. Их размеры и влияние колоссальны. Самая большая из них - <Америкэн телефон энд телеграф> - имела в конце 70-х годов валовой доход, превосходящий валовой национальный продукт 118 стран мира вместе взятых. Другие гиганты этого сектора - <Интернэшнл бизнес мэшинз>, <Интернэшнл телефон энд телеграф>, Радиокорпорация Америки, <Дженерал электрик> и др.

Вторая стадия, начавшаяся в 80-е годы, представлена частными и общественными отраслями и организациями, выступающими в качество основных пользователей новой информационной технологии. Универсальные системы <электронных денег> проникли в банковское дело. Национальная система здравоохранения США сегодня строится на технологии автоматизированных компьютерных баз данных. Индустрия образования с ее 100-миллиардным ежегодным бюджетом все шире осваивает производство и применение электронных учебных программ; обучение с помощью компьютера, которым пользуются десятки миллионов школьников и студентов. По масштабу капиталовложений автоматизация офисов и учреждений превращается в основное направление развития информационного сектора. Американское правительство сейчас - самый большой хранитель и распространитель информации.

Третья и наиболее важная фаза информационного века - массовая консумеризация высокотехнологичных информационных услуг. Она связана с массовым распространением домашних персональных компьютеров. Ее высшей фазой считается создание и расширение всемирной электронной паутины - Интернета. Норман Макрэ, главный редактор журнала <Экономист>, пишет в связи с этим: <В конце концов перед нами открывается перспектива вступления в век, в котором любой тупица, сидя за компьютерным терминалом в лаборатории, офисе, публичной библиотеке, сможет просматривать невообразимо колоссальные залежи информации, находящейся в разных банках данных. Эдисон говорил, что гений-это 99% потения и 1% вдохновения. Так вот, через четыре десятилетия после его смерти мы стали обладателями машин, которые могут сократить часть работы, требующей потения, гораздо больше, чем в 99 раз. Поскольку в результате намного больше, чем прежде, людей смогут с успехом заниматься исследовательской работой, это наверняка увеличит вероятность выявления людей со способностями Эдисона или Эйнштейна. До сих же пор, по моему мнению, лишь единицы потенциальных гениев человечества имели возможность заниматься исследовательской работой.

Широкое распространение домашних компьютерных уже произвела микрореволюцию в системе занятости.

Наиболее яркий пример –

надомная работа, связанная с компьютерной индустрией: написание программ для ЭВМ;

системный анализ;

дизайн с применением сложных методик, заложенных в памяти удаленных компьютеров;

анализ технической документации и т.д.

При наличии соответствующих телекоммуникационных средств практически любая «беловоротничковая» работа может выполняться дома. Секретарши могут печатать тексты и отвечать на телефонные звонки, находясь не в офисе, а дома. То же самое относится к бухгалтерской и другим умственным видам работы.

Контроль над работающими дома может осуществляться по телефону или через компьютерную связь; аналогичным образом им могут отдаваться распоряжения и инструкции.

Некоторые компании отказываются от центрального офиса. Значительно сократили свои издержки фирмы по производству компьютерных программ, переведя большую часть своего персонала на надомную работу. Работа дома чрезвычайно производительна, поскольку здесь нет вечных телефонных разговоров и всего того, что отвлекает людей от работы, когда она выполняется в учреждениях.

Компьютерная техника может использоваться в системах <телемагазина>. Покупатели просматривают каталоги товаров и их цен на домашнем терминале, а затем через него же заказывают товары. Доступ к банкам данных и компьютерам значительно изменяет тот круг знаний, который необходимо иметь инженерам, докторам и другим специалистам. Профессионалу не нужно будет загружать свою память фактами и методиками: все это он может получить у компьютера и со своей стороны может дать машине команду выполнить задания, прежде требовавшие длительной подготовки.

Спутниковая технология открывает перспективу всемирного телевидения и глобальной связи. Спутник выведен далеко в космос, так что в радиусе его действия находится почти половина Земли. Канал спутниковой связи из Лондона в Москву со временем будет очень дешевым и доступным людям с невысокими доходами. Новые информационные средства уже связаны воедино по всему миру. Почтовые и телеграфные сообщения, теле-и радиосигналы передаются на любые расстояния за доли секунды.

Говоря о компьютерах, мы чаще всего имеем в виду их быстродействие. В ХУ11 веке Иоганну Кеплеру понадобилось четыре года, чтобы рассчитать орбиту Марса. Сегодня микропроцессор делает это всего за четыре секунды!!!

Однако основное достоинство компьютера состоит не в том, что он может молниеносно производить вычисления. Какую бы ценность ни представляла собой эта способность, сама по себе она может стать как благословением, так и проклятием, поскольку, расширяя наши знания, она в то же время повергает нас в пучину новых информационных потоков.

Что делает компьютер поистине важным изобретением, так это его способность обрабатывать результаты вычислений под управлением человека, а именно сортировать и сопоставлять данные, связывать разные слои общества сложными коммуникационными сетями, осуществлять передачу информации по этим сетям в любое место на земном шаре, где она необходима

В результате этих свойств широкое внедрение компьютеров не только вызвало информационный бум, но и дало нам средства справиться с этим сокрушительным потоком. Тем не менее, нам по-прежнему лучше удается производить новую информацию, чем оценивать ее и обмениваться ею.

Развитие наукоемких технологий не только решает множество старых проблем, например, накопление и сохранение огромных массивов данных, но и порождает новые. Одна из них связана с информационной перегрузкой людей. В Японии специалисты ожидали, что ежегодный прирост производства информации в стране составит 10%. Реально он даже превысил запланированные цифры. Однако рост же ежегодного потребления информации, как было выяснено в результате исследований, составляет лишь 3%. Оказалось, что более половины производимой информации идет <в корзину>, потому что у людей не хватает времени на ее потребление.