Тема 1. Предмет политологии
ПОЛИТОЛОГИЯ
1. Сущность и происхождение политики
2. Структура и функции политологического знания
Сущность и происхождение политики
Объектом политологии как науки в широком смысле слова является политическая жизнь общества, в узком – политика. Термин «политика» возник еще в Древней Греции и обозначал первоначально различные формы государственного правления. В современной науке нет единства мнений по поводу определения этой категории. Можно выделить некоторые наиболее общие подходы. Во-первых, политика рассматривается как деятельность по разрешению конфликтов в обществе; во-вторых, политика определяется как средство достижения коллективных идей; в-третьих, политика – это форма реализации власти. Названные подходы не являются взаимоисключающими и отражают многозначность самого термина.
При этом можно выделить главные характеристики политики: 1) она всегда затрагивает интересы больших групп людей; 2) это сфера, где задействована политическая власть, которая выстраивает социальные приоритеты и добивается их реализации различными методами и формами; 3) политика всегда имеет идеологическое, институциональное и нормативное оформление. В целом можно сказать, что политика – это сфера общественных отношений, в которых отражаются интересы больших групп людей, и эти интересы реализуются через использование политической власти.
Политика – явление историческое. Примитивные общества не знали политики. Регуляция отношений и целостность общества поддерживались при помощи естественных связей, обычаев, религии и т.д. По мере развития материального производства, социальной и демографической мобильности усиливалась социальная, этническая, религиозная дифференциация общества. В человеческих отношениях возник своеобразный блок непримиримых интересов и конфликтов, способных разрушить сообщество. Возникает потребность сохранения целостности общества при условии удовлетворения групповых интересов. Эта потребность была реализована в процессе появления механизмов публичной власти (что свидетельствовало о возникновении государства), обеспечивающей за счет использования средств принуждения необходимые общеобязательные формы социального поведения всех слоев населения.
Политика представляет собой одну из разновидностей межгрупповых отношений, имеющую надперсональный характер. Потребность в использовании государственной власти возникает там, где крупные социальные общности, стремясь к достижению своих интересов, вызывают изменения в социальных возможностях других слоев населения.
Таким образом, политика является важнейшим регулятором жизни людей. Это позволяет сравнить ее с другим регулятивным механизмом - моралью. Объединяет их то, что и политика, и мораль являются нормативными регуляторами, которые используют нормы, правила и стандарты, обязательные для всех. Политика, как и мораль, исторически изменчива, ее содержание обусловлено множеством самых разнообразных факторов (несмотря на ее относительную автономность, независимость). Среди этих факторов можно выделить следующие: экономические, культурно-исторические, социально-психологические, демографические, природные и прочие, вплоть до случайных. Принципиальные различия политических и моральных норм кроются в способах формирования и средствах реализации. Если моральные нормы складываются на основе этнических представлений и становятся обязательными по мере признания их людьми, то политические нормы устанавливаются государством и финансируются официально.
В отличие от нравственных норм, которые выступают обобщенными правилами индивидуального поведения во всех ситуациях, политические нормы более детализированы и специализированы для конкретных участников политической жизни и формируются политико-властными институтами.
Содержание политики невозможно раскрыть без уточнения правовых, социально-экономических и иных ресурсов и источников власти, изучения властного поведения, установления критериев легитимности и легальности власти и т.д. Следовательно, предметом политологии является ядро политики – политическая власть. Политология изучает: 1) законы становления, функционирования и развития политической власти; 2) объективные и субъективные факторы, воздействующие на реализацию этих законов; 3) механизм и результаты действия этих законов.
Структура и функции политологического знания
Многозначность и многофункциональность политической подсистемы общества приводят к дифференциации и интеграции наук о политической жизни. Каждая из них имеет свой специфический предмет изучения.
Так, история политических учений нацелена на изучение становления политической науки, на эволюцию политических идей и воззрений. Политическая психология акцентирует внимание на эмоциональных, психологических факторах политической динамики, субъективной мотивации политического поведения и участия. Политическая история анализирует изменение политических норм, институтов и процессов в ходе эволюции общества. Политическая социология сосредоточивает внимание на социальных факторах политики, взаимодействии политической и социальной подсистем. Политическая география связана с познанием влияния климато-географических, природных факторов на политическую жизнь. Теория государства и права изучает историю и закономерности возникновения государства и права.
Политология среди этих научных дисциплин имеет интегрирующее значение, она синтезирует выводы других наук о политике через ее центральные, базовые категории.
К функциям политологии можно отнести:
1) познавательную функцию, призванную познавать политическую реальность, давать фундаментальные знания о природе и источниках властных отношений;
2) функцию политической социализации, которая направлена на формирование политической культуры людей, на интеграцию индивидов в политическое сообщество;
3) диагностическую функцию, которая выражается в определении соответствия политических курсов и программ тенденциям, потребностям и реальному состоянию развития конкретного общества;
4) прогностическую функцию, связанную с разработкой вариантов развития политических процессов;
5) инструменталистскую функцию, позволяющую выявлять эффективные способы преобразования политической сферы на основе учета интересов субъектов политики, различных социальных групп.