Н.С.Лесков.

В семье было несколько детей. Царила патриархальная религиозная обстановка.

41-46 – обучение в Орловской гимназии. Окончил только два гимназических класса. Компенсировалось самообразованием. В 50-е гг – поиск жизненного пути. Служит чиновником. Занимается купеческим делом. Его жизненный опыт расширяется. Ключевое – начало 60-ых гг. Связано с реформами – уровень гласности. Лесков переезжает в Петербург. Самоопределился как журналист. До конца жизни был журналистом. Писал яркие материалы. 63 г – первое художественное произведение «Житие одной бабы». Принципиально для Лескова. В центре один характер женщины из народа. Тема женской судьбы будет ярко представлено. Жизнь женщины освещается как житие святого. Сочетание в одной яркой судьбе. Известность как писатель получает во второй половине 60-ых гг через антинигилистические романы. Романы политического свойства. Жестко направлены против современных революционеров. Его позиция – опоры на традиционные русские ценности, их пропаганда. Они были не лучшими с художественной точки зрения. Позиция борьбы с нигилизмом останется, но позиция как художнка – не отрицания, а позиция утверждения тех же самых русских ценностоей. Первое крупное произведение – «Соборяне», роман-хроника. О внутрицерковной жизни людей, которые служат в соборе. Собор как соборная общая русская национальная жизнь.

Суть творчества Лескова. Задержался в русской литературе второй трети 19 века. Ключевая проблема – русский национальный характер. Творчество конца 19 века, продолжая проблематику, интерпретирует по-разному. Характерна острая постановка религиозной тематики. Специфическое отношение к религии. Он – канонический верующий. Русский человек – не каноническое православие, до сих пор сочетается с язычеством. Именно так изображает русского человека. В таком аспекте входит религиозная проблематика.

Историческая проблематика. Подобно Толстому изображает русского человека в фиксированной привязанности к эпохе. При этом толстовский масштаб изображения истории.

Журналистское отношение к дейстивтельности.

Лесковский сказ. Отсылка к Некрасову – нет голоса народа. Эту проблему решил Лесков. Сказ – слово народа о самом себе. Фактически в чистом виде Достоевский. По Бахтину, Лесков дает народу право высказаться своим голосом. Лесков в формате малой прозы по своему реализует тенденции в литературе, которые были в творчестве Толстого и Достоевского.

«Леди Макбет Мценского уезда» (1864).

В центре одна женская судьба. Фиксируется как рассказ. Сам Лесков называет очерком, настаивая на правдивости изображения. Рассказ начинается словами автора. В начале произведения поставил дистанцию между собой и самой историей. Лесков начинает организовывать особый сказ. Есть автор, а есть истории.

Название рассказа – своя история у типа названия. Отсылает к Тургеневу «Гамлет Щигровского уезда», «Степной король Лир». Тургенев привлекает шекспировские образы, чтобы показать что-то в русской действительности. С его точки зрения Шекспир это одно, а русская действительность – другое. Акценты Шекспир-Россия расставлены у Лескова по-другому. Приоритет национального характера. «Иной раз в наших местах задаются такие характеры..»

История Катерины Львовны Измайловой. Этот рассказ о сильной любви, о человеке – характере одной страсти.

С 70ых гг начинает соединять в циклы многочисленные произведения. Собирает значительное количество циклов. «Святочные рассказы», «Рассказы кстати».

«Праведники». Объединение по типу личности. Сюда относятся «Очарованный странник»(73), «Левша» (81).

Последняя главка Левши – высказывание от автора. Прямое лесковское слово об истории. В ней Лесков вводит тему, которая не очень характерна для русской литературы 18 века. Тема человека-профессионала.

История о Левше – их эпос. Миф о мастерстве. Эпос профессионализма. Он записывает этот миф. Жанровое определение – сказ выносит в название произведения.

Длинный рассказ вмещает в путешествие на корабле. Он рассказывает во время путешествия. Суть жизни определяет словами: «Всю жизнь погибал и никак не мог погибнуть». Важный момент – бывший крепостной. Отец – кучер. Тончайший знаток лошадей.