Вронский.

Толстой изображает глубокую любовь. Тема самоубийства сопровождает Вронского. 1. В моент гибели лошади. 2. Во время ожидания гибели Анны в послеродовой характер. Ситуация самоубийства носят более общий характер. После гибели Анны уходит добровольцем на войну. Последняя сцена с ним – на перроне. Уход на войну – форма самоубийства, он уходит, чтобы умереть.

Константин Дмитриевич Левин.

Это автобиографический герой Толстого. Продолжает героев трилогии, «Казаков». Путь «простого народа». С его образом входят интенсивные интеллектуальные искания 1870-ых гг. Роман о «мысли семейной». Входит в роман со стремлением создать семью. Любовь к Китти Щербацкой. Этап естественной жизни. Толстой дает свои ответы на актуальные проблемы эпохи. Выход не в современных идеях, а в том, что Россия по-прежнему аграрная страна, нужно пахать.

Брак с Китти состоялся. Сцена признания в любви. Идеал взаимопонимания без слов. Так он сам пытался объясниться в любви с Софьей. Не получилось. Нет гармоничных браков. После женитьбы у Левина начинаются глубокие искания после смерти брата Николая. Левин размышляет о смерти. На этой основе брак становится дисгармоничным. Китти непонятны его искания. Круг ее сознания ограничен домом, детьми. Входит мысль о самоубийстве.

На этом фоне серьезно присушивается к своим крестьянам. Обнаруживает искреннюю веру в Бога. Находит духовную опору.

Вронский и Каренин. Примирение у постели Анны. Многие современники Толстого считали эту сцену кульминацией романа. Для всех очевидно, что Анна умирает. Они прощают друг друга. Ключевая роль отведена Каренину: «Я простил совершенно. Я хочу подставить другую щеку».

Схожесть героев – дисгармоничный брак, мысли о самоубийстве. Идея тотального одиночества.

Воскресение (1891-1899)

Роман создается на фоне того, что толстой не считает себя писателем. 90-е годы – расцвет концепции «непротивления злу насилием». В основе философии убеждение о том, что современный мир – мир насилия, цепь насилия, конус насилия. Единственный способ – остановить насилие на самом себе. Фактической основой романа стала реальная история, рассказанная адвокатом А.Ф.Кони. Был введен институт присяжных заседателей. Молодой, состоятельный человек узнал в подсудимой проститутке соблазненную им девушку. Он взял ответственность, хотел жениться, но она умерла в тюрьме. Роман-проповедь его философии. Роман-сатира. Он изображает реальный мир. Эпиграфы – евангельские тексты, о прощении. Роман начинается картиной весенней природы. На этом фоне тема власти, насилия.

В начале – два утра, Катерины Масловой и князи Дмитрия Нехлюдова. Изменилась авторская позиция Толстого. Либо это осуждение-сатира, либо проповедь. Все героев он судит, даже тех, кто симпатичен.

Начинается судом.

Предыстория.

Нехлюдов отправляется в Сибирь. Посвящает свою жизнь спасению Катюши. Мир Катюши – Россия тюрем и ссыльных. Это движение этапов. По многогеройности приближается к войне и миру.

Входят образы революционеров. Все заключенные делятся на уголовных и политических. Среду революционеров Толстой рисует с симпатией. Ведущее место занимают религиозные революционеры, духа. Среди арестованных преобладали в то время толстовцы.

Владимир Иванович Симонсон (философия Н.Ф.Федорова). Он любит Катюшу возвышенной любовью. Остается с Симонсоном. Нехлюдов переживает странное состояние. Засыпает сном, подобным смерти. Решение Катюши перекрывает все его жизненные планы. Читает Евангелие. Несколько страниц текста. Сюда входят пять заповедей Нагорной проповеди.