Тема войны.

В основе сюжета – военная тема, две войны с Наполеоном. Мы должны воспринимать концепцию войны Толстого. Толстовская версия войны 1812 года. Есть целые фрагменты, где толстой демонстрирует свою версию. Он хорошо изучил материалы.

В основе версии – его философии истории. Какой смысл имеет эта война по сути? Ситуация национального кризиса. Каковы способы выхода из кризиса?

1 том – войне 1805-1807 гг. Изображена первая война. Принципиальная позиция – Росси я принимает участие как союзник, война ведется на чужой территории. В сущности, нация в этой войне не заинтересована. Поэтому происходит поражение в войне. Толстой осмысляет войну в негативном смысле. Изображая войну, Толстой сосредоточен в изображении контактов, властных структур в войне. Они все изображены негативно. Главные герои – важна позиция Андрея Болконского. Он появляется с идеей сделать на войне карьеру. Для него идеалом является Наполеон. Светлым идеалом является момент, когда Наполеон впервые заявил о себе – в бое при Тулоне. Образ молодого Наполеона во главе атаки – символический образ. Тема военной карьеры.

Вторая тема изображения войны – смерть. Она связана с Николаем Ростовым. С ним связано изображение военного быта. Он впервые оказывается на войне. Принципиальным является повествование в битве при Браунау. Описание битвы предваряет эпизод из быта. Ростов обменивается словами уважения с малознакомым немцем. Они говорят о счастье, любви. В этой сцене отчетливо проявляется идея всемирной связи людей. Это нормальные естественные человеческие чувства.

С точки зрения Соловьева также как у каждого человека есть душа, так же есть единая душа каждой нации. Души всех людей на следующем уровне жизни сливаются в единую душу нации. Души всех наций на более высоком уровне сливаются в душу мира. То что произошло в эпизоде – проявление единой души мира, акт реализации. В конечном счете, война с Наполеоном будет оцениваться в парадигме души человека, нации, мира. Пока война идет на чужой территории душа нации не проснулась. Ей не нужна эта война. Поэтому война 1805 года оборачивается ужасом смерти. Сражение при Браунау – первый опыт участия в военных событиях. Смена впечатлений. Мост в сражении становится страшным переходом между жизнью и смертью. Одной из особенностей изображения – все важные события изображается не с авторской позиции, а в восприятии кого-либо из героев. Бахтин был не совсем прав, когда говорил, что позиция Толстого как автора монологическая. Закономерный финал – монолог князя Андрея. Тема смерти, военной карьеры, Наполеона заканчивается в 1 томе.

3,4 тома – только изображения войны. Это война на своей территории. Фиксирует этапы. Война начинается историей падения города Смоленска. Описывается мирный гражданский город в глубине России, в который входит французская армия. Это и есть описание национальной катастрофы. Люди чувствуют себя беззащитными, сжигают свои дома. «Нету Россеи». По мысли Толстого победить можно только пройдя через кризис. Национальная катастрофа пробуждает душу нации, так как она оказывается на грани жизни и смерти.

Бородинское сражение дается глазами Пьера. Он прибывает в войска. Это делается для того, чтобы изобразить битву как кровавый ужас. Тема крови, гибели людей. Но смысл этих смертей совершенно другой. Толстой вносит свой вклад в интерпретацию Бородинского сражения. Он специально выделяет: в сражении русские потеряли половину войска. Но русская армия не сдвинулась с места. Россия одержала нравственную победу. Русские почувствовали свою силу, остановив французов. Нравственная победа над собственным страхом. Кутузов принимает решение сдать Москву, так как он чувствует, что нужно делать (так как является частью души нации). Следующий момент не пожар Москвы, а оставление ее русскими людьми.

Далее – пожар, французы в москве, это следствие общепринятого решения.

4 том – «дубина народной войны», описание партизанской войны, которую ведет вся Россия. Народ – вся нация в целом. Это апофеоз души нации («дух войска»).

Концепция основана на психологическом состоянии русского войска.