Типы базовых потребностей.

Классификация базовых человеческих потребностей

 

Изучая вопрос формирования мотивационной сферы личности обнажился момент, что все новые мотивационные формирования личности строятся на основе уже существующих мотивационных отношений (процессы обуславливания, опосредования). Вопрос: откуда берутся самые первые мотивационные отношения? Базовые потребности – потребности, свойственные человеку как представителю вида, а не как социальному существу (генотипически заложенные). Первая точка зрения: человек наделен теми же биологическими потребностями, что и животные, т.е. в смысле потребностей мы от животных не отличаемся, а отличаемся возможностью дальнейшего научения. Например пищевая потребность становится опосредованной у человека различными моментами. Другая точка зрения: нужна базовая потребность, которая служит основой развития человека как личности, она биологически природна. При этом замечается, что все, предусмотренное природой для реализации, может быть искажено какими-то особенностями жизни (от условий жизни зависит проявление тех или иных особенностей человека). Вопрос: почему люди различаются своими базовыми мотивациями? – вид не должен быть однотипичен, не выгодно выпускать в мир одинаковых индивидов, особенности индивида - заготовки вида, патология – вариант нормы, заготовленной природой.

1. Познавательная потребность, эволюционирует в филогенезе, обуславливает приобретение опыта. Изначально ребенок и детеныш обезьяны не очень различаются, потом детеныш более активно развивается (объяснение в физическом превосходстве). Но затем у ребенка качественное изменение: открывается мир значений, человек устремлен в мир абстракций. Ребенок видит нечто, что расположено за предметами. Условия госпитализма – при хорошем уходе дети вырастают психическими уродами (причина: не было постоянного эмоционального контакта). Значит познавательная потребность вторична.

2. Потребность в общении. Ее развитие зависит от наличия взрослого. Комплекс оживления и т.д. (развитие общения в онтогенезе). Лисина: именно общение является катализатором познания, условие развития всех других линий человека. Типы отклонения, описанные в связи с общением. Шизоидный тип – замкнутость, невыраженность потребности общения, независимое развитие. Конформный тип – подражание, как механизм развития своей мотивационной сферы, источник эволюционного развития перенимает опыт других. Истероидный тип – жажда внимания, удовлетворение потребности в общении.

3. Сексуальность. Потребности в сексуальной сфере у ребенка вытесняются общепринятыми нормами.

4. Тревожность (Неофрейдизм) - потребность в защищенности, безопасности – индикатор тревожности. Тревожность – целесообразная реакция, защитная реакция от внешних условий, от мира. Функции тревожности: блокировка других потребностей (старается быть более незаметным); поиск опасности (опасность существует потенциально, ее надо найти). Степень выраженности тревожности: тревожный (сензитивный) тип – самая выраженная тревожность. Последствия: низкий уровень мотивов, комплекс неполноценности, чувство вины, способность к подлинным чувствам, повышенные моральные требования к себе. Неустойчивый тип: - низкая тревожность. Последствия: склонность к праздности, удовольствию, отсутствие ориентиров в будущем. Эти два типа в рамках тревоги, направленной на мир. Есть еще два типа, которые отражают уровень тревожности по отношению к своим ошибкам (действиям). Психостенический тип: высокая тревожность, боится своих ошибок, нерешительность, защита – педантизм. Гипертивный тип: низкая тревожность, отсутствие каких-либо колебаний при действии, состояние тревоги, потребность в защищенности вносит вклад в формирование мотивации избегания (определяет уровень мотивации, уровень притязаний).

5. Игровая потребность. Обеспечивает мотивационное развитие человека (Эльконин). Игра – среда, в которой формируется будущее человека. Функция: развитие, упражнение навыков. Такая потребность служит катализатором развития человека, создает возможности.

6. Эстетическая потребность. Эта потребность отрывает человека от всего остального животного мира. а) эстетическая потребность – производная игровой потребности, эстетическая деятельность – игра взрослых; б) эстетическая деятельность сводится к общению.

Существует ли подлинно базовое эстетическое? Чувство красоты прекрасного. Теплов: музыкальные способности: способность эмоционально воспринимать, чувство меры, ритма.

Как правило базовые потребности имеют биологические корни. Специфика их проявления, состоит в том, что они проявляются в особых человеческих условиях (в отличии от потребностей животного).

Потребности распадаются на отдельные составляющие: механизмы, реализующие их. (общение: экспрессия, переживание, подражание и т.д.). Возможности социального управления мотивационным развитием: норма – больше возможностей, патология – возможности ограничены. Базовая потребность определяет общую картину личности, при разнообразном содержании (базовая мотивация создает стиль, а затем эта форма наполняется содержанием).

Наряду с данной классификацией выделяют классификацию А. Маслоу. Он разделил все базовые потребности человека на пять групп (типов) и расположил их в виде пирамиды. В основании пирамиды находятся физиологические (физические потребности) – они доминируют над всеми остальными и если не удовлетворены, то блокируют все остальные потребности – потребность в пище воде, комфорте, оптимальной окружающей температуре, сексуальная потребность, потребность в отдыхе (сне). Далее, на следующей ступени пирамиды располагается потребность в безопасности – человеку необходимо чувство защищенности, отсутствия угрозы. Далее располагаются социальные потребности – в общении, нахождении в группе, причастности к группе, принятии группой, потребность в понимании. Далее – потребность в признании – потребность в признании умений, навыков, знаний, которыми обладает человек, стремление выделиться. Потребность в самоактуализации – потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, развитии своих навыков и умений, целеустремленность.