Виды и формы проверки знаний

Функции проверки и оценки знаний

ТЕМА 5. Контроль и коррекция учебной деятельности

Контроль – это проверка качества учебной деятельности учащихся по ее результатам: знаний, умений и навыков. Контроль или проверка результатов обучения, является обязательным компонентом процесса обучения.

1) контролирующая – ориентация учителя в достижениях ученика, позволяет целенаправленно планировать свою обучающую деятельность и вовремя корректировать ход ее осуществления

2) обучающая – требует такой организации проверки знаний, чтобы ее проведение было полезно для всего класса (учащиеся получают пользу от слушания хорошего ответа товарища или задавая вопросы, отвечая на вопросы, повторяя материал про себя). Учитель дополняет знания учеников по плохо усвоенным разделам.

3) воспитывающая – приучение учащихся к систематической работе, дисциплинирование их, выработка у них волевых усилий, формирование у них правильного представления о необходимом уровне овладения учебным материалом, что способствует осознанному самоопределению, воспитанию и развитию стойких интересов и ценностей. Ожидание проверки заставляет регулярно учить уроки, вызывает необходимость отказываться от развлечений и удовольствий, если они мешают приготовлению уроков.

4) развивающая – связана с обучающей и воспитывающей функцией. При правильной организации контроля имеет место развитие мышления, воспитание волевых и нравственных качеств, овладение учащимися приемами взаимо- и самоконтроля, что важно в любой будущей их деятельности.

Требования к организации и выбору методов проведения и оценки знаний:

а) систематичность и регулярность осуществления контроля знаний всего класса и отдельных учеников.

б) использование контроля в интересах всех учащихся и целях их обучения, воспитания и развития

в) всесторонность контроля

г) объективность при контроле равных для всех учащихся условий

д) оптимальность контроля (за минимальное время выявить знания у большинства учащихся)

Виды:

1) Текущая (устный опрос, проверка письменных дом. работ, контрольные работы, повседневное наблюдение) – проводится на каждом уроке

2) Итоговая (устный или письменный опрос, экзамены) – оценка достигнутых успехов ученика

3) Периодическая, тематическая (после крупных разделов программы)

 

Формы: *Устный опрос бывает: а) фронтальный – вызов многих учащихся для ответов на вопросы, требующие небольшого по объему ответа;

б) комбинированный – одновременно несколько человек, из которых один спрашивается устно, а остальные в это время выполняют какие-либо письменные или практические задания.

в) индивидуальный - 3-4 ученика отвечают – другие слушают. «-» данный контроль не дает возможности установит количество (сколько учеников подготовлено к уроку) и качество (уровень этой подготовки) усвоенного материала

*Контрольные работы – являются одной из форм итогового контроля и даются по завершении изучения крупной темы или раздела курса

Требования: 1. учитель имеет право проводить контрольную работу лишь тогда, когда у него есть уверенность, что контр. раб. будет успешной, т.к. материал усвоен большинством учащихся;

2. запрещается концентрация контр. раб. в конце четверти, семестра, в течении одной недели, тем более одного года (для этого составляется план – график проведения контрольных работ);

3. во избежании возможности списывания в классе дается несколько вариантов контр. раб.

4. контрольные работы должны быть посильными, слишком трудные к.р. лишают учащихся уверенности в своих силах, вызывают страх, создают напряженную обстановку

5. учитель должен ответить на все неясные вопросы до начала к.р.

*Зачеты – особая форма итогового контроля. Ставится в случае признания проверяемой темы усвоенной. Трудность такой проверки – ограниченность времени, отводимого на изучение и контроль каждой темы

*Экзамены – специальная форма итоговой проверки и оценки знаний учащихся, которая одновременно служит средством государственного контроля за работой каждого учителя и всей работы учебного заведения в целом. Экзамены проводятся под наблюдением и руководством органов народного образования (незаинтересованного лица). Билеты составляются одинаковой трудности. Содержание вопросов (кроме задач и практических заданий) известно учащимся заранее.

*Дидактические тесты – это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися.

*Поурочный балл – учитель наблюдает за активностью учащихся в течении всего урока и в конце оценивает его (можно таким образом оценить 4-10 учащихся)

Вопросы: 1) На каких дисциплинах какие формы и виды оценки проводятся?

2) Какие формы и виды больше нравятся вам?