II. Ярослав Мудрый.

1. После смерти Владимира власть в Киеве захватывает князь Святополк, старший из детей Владимира. Он захватывает престол, опасаясь, что Владимир передаст его своему любимому сыну Борису. Святополк отправляет к Борису наемных убийц и, покинутый дружинниками, Борис был убит, такая же участь постигла и Глеба. Убийство Бориса и Глеба потрясло русский народ, и они стали первыми русскими святыми. Убит также был и Святослав Владимирович. Опасаясь, участи своих братьев Ярослав,княживший в Новгороде, начинает в 1016 г. войну со Святополком. В битве под Любечем возглавляемые им новгородцы и наемные варяги разбили Святополка, который бежит в Польшу под защиту тестя польского короля Болеслава Храброго. В 1018г. Болеслав вернул престол Святополку, но захватил западные русские земли( с городами Перемышль и Червень – эти территории были возвращены Ярославом в 1031 г.) Ярослав бежит в Новгород, где вновь собирает войско и нанимает норманскую дружину. Ярослав захватывает Киев, киевляне возмущенные тем, что Святополк привел иноземцев не поддерживают его. Бежавший Святополк приводит печенегов, но Ярослав вновь одерживает победу становится великим киевским князем. Время правления Ярослава характеризуется:

- обширным строительством. Так в Киеве он стоит Ярославов город, который значительно расширил границы города, укрепляются стены города, строятся знаменитые и «золотые ворота», строит Ярослав не только в Киеве, но и по всей русской земле. Так на северо-востоке был построен город Ярославль, на западе – Юрьев.

- Большое внимание Ярослав уделяет образованию: по всей Руси стали строиться многочисленные соборы и церкви, был построен собор святой Софьи, который по своим масштабам и украшениям конкурировал с Софийским собором в Константинополе. По княжескому церковному уставу при открывшихся церквях открывались школы и библиотеки. В соборах и монастырях монахи занимались переводческой деятельностью. На славянский язык было переведено множество византийских книг.

- Как его предшественники Ярослав занимался активной внешней политикой. В 1036г. он разбивает печенегов и укрепляет южные границы (см. предыдущую лекцию). Он вступает в союзнические отношения с Польшей, оказывает ей помощь в борьбе с Чехией и германским императором. Деятельность Ярослава направлена на укрепление государства, борьбу с кочевниками, распространение христианства укрепили его авторитет, и способствовали росту авторитета Руси на международной арене. Некоторые из норвежских королей находили убежище в Киеве, например Олов и Гарольд. Свои связи с западом Ярослав укреплял с помощью династических браков. Сам он был женат на дочери шведского короля. Старшую дочь Анну Ярославовнуон отдал в жены французскому королю Генриху I, а Елизавету в жены шведскому королю Гарольду.

- Ярослав стремился к обособлению русской метрополии от Византии, старался, чтобы церковь стала самостоятельная, действовала в интересах русского государства, киевского князя и в 1039 г. вопреки воли константинопольского патриарха он ставит киевским митрополитом русского человека Иллариона.

- При Ярославе происходит одно из важнейших событий Древней истории: на смену племени приходит иное более крупное объединение людей – народность. В древнерусскую народность сменились все племенные и территориальные объединения восточных славян. В основе народности лежит общность языка. Вместе с созданием единой русской государственности, с развитие торговли, с расширением связей и ростом сношений различных земель, складывается единый язык. Постепенно на всем протяжении Руси начинает формируется единство материально-духовной культуры, быта, нравов, обычаев. Единства всего жизненного уклада, проявляются во всем: от эпоса до зодчества, от обрядов до одежды и утвари. Крепнет сознание единства Руси и всех русских людей.

- При Ярославе происходит создание письменных законов. При Ярославе в 1019 г. появляется «Русская Правда», правда Ярослава или древнейшая правда, которая состояла из 17 статей. Правда Ярослава ограничивала пережиток первобытного общества – кровную месть кругом самых близких родственников и устанавливала ей альтернативу в виде штрафа за убийство свободного человека в размере 40 гривен (8 кг серебра). На ряду с этим правда Ярослава узаконила социальное расслоение в государстве, в ней упоминается на ряду со свободными людьми (смердами) и зависимое население (закупы, рядовичи, челядь, холопы). За помощь, которую Новгород оказал Ярославу, он предоставил ему льготы. Ярослав издал «Церковный устав» и «Покой вирный», устанавливающий нормы повинности населения в пользу вирника, княжеского дружинника собирающего дань.

- Дальнейшее развитие законодательной деятельности Ярослава получило в «Русской правде» сыновей Ярослава в 1072 г. В этом законе окончательно подтверждается феодальное землевладение. В «Русской правде Ярославичей» выступает высокоразвитая княжеская феодальная вотчина, управляемая тиунами,сельскими и ротайными старо-стами и другими княжескими людьми. Документ подчеркивает, что существовало уже много черт рабства, такие как: обельные холопы, полные холопы.

Выделяются следующее население:

а) основной массой населения в русской правде Ярославичей выступают смерды, но их положение отличается от смердов образования Киевской Руси (свободных, платящих дань, участвующих в походах). Землю смердам дают князья. Таким образом, они целиком зависят от князя. Штраф за убийство смерда идет князю. Смерд дарится вместе с землей. Изменить свое положение смерд мог только убежав от хозяина. Князь может дарить смердов, и тогда они зависят от новых владельцев и дань перерастает в оброк;

б) другой зависимой категорией были изгои– это люди, изгнанные из общины, жили на земле феодалов, подлежали суду своих господ;

в) следующая группа зависимых – рядовичи;

г) закуп– купа бралась землями, скотом и в 11-12 вв. по положению был близок к рабу.

 

 

Литература

1. Гломозда К. Е. «Крещение Руси» в концепциях современной буржуазной историографии. Киев, 1988.

2. Каргер М.К. Древний Киев. Т.1 М.;Л.,1958.

3. Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1.М., 1991.

4. Кузьмин А.Г. Начальные этапы древнерусского летописания. М.,1977.

5. Кузьмин А.Г. История России с древнейших времен до 1618г. М.,2004г.

6. Мавродин В.В. Происхождение русского народа. Л., 1978.

7. Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М., 1968.

8. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М., 1987.

9. Сахаров А.Н. Дипломатия Древней Руси: 1Х – первая половина Х в. М., 1980.

10. Сахаров А.Н. История России. Т.1. М., 1998.

11. Третьяков П.Н. У истоков древнерусской народности. Л., 1970.

12. Трубачев О.Н. К истокам Руси. М., 1993.

13.