Деловая информация
Структура информационного рынка России
Инфраструктура информационного рынка – это совокупность секторов, каждый из которых объединяет группу людей или организаций, предлагающих однородные информационные продукты и услуги.
В литературе встречаются различные данные по структуре информационного рынка России, но в общем виде его можно представить в виде 5 секторов:
Состоит из следующих частей:
· Биржевая и финансовая информация, котировки ценных бумаг, валютные курсы, учетные ставки банков, рынок товаров и капиталов, инвестиции, цены. Поставщиками являются – специальные службы биржевой и финансовой информации, информационные брокеры, банки.
· Статистическая информация – статистические данные, прогнозные модели и оценки по экономической, социальной, демографической областям. Поставщиками являются – органы госстатистики, консалтинговые фирмы.
· Коммерческая информация, по компаниям, фирмам, предприятиям – производителям товаров, работы и услуг; их продукции, ценах, финансовом состоянии и пр.; общая информация о новостях в области экономики и бизнеса. Поставщики – информационные консалтинговые фирмы.
2. Информация для специалистов, содержит следующие части:
· Профессиональная информация – специальные данные и информация для юристов, врачей, преподавателей, инженеров и пр. Например: СПС типа Консультант плюс - для юристов; биржевая информация для биржевых брокеров.
· Научно-техническая информация – документальная, реферативная, справочная информация в области естественных, технических, общественных наук, по отраслям производства и сферам человеческой деятельности;
· Доступ к первоисточникам – организация доступа к источникам информации через библиотеки и информационные службы или через дистанционный доступ с помощью телекоммуникационных систем.
3. Потребительская информация, состоит из следующих частей:
· Новости и литература – информация служб новостей и агентств прессы, электронные журналы, справочники;
· Потребительская информация – расписание транспорта, резервирование билетов и мест в гостиницах, заказ товаров и услуг, банковские операции и пр.;
· Развлекательная информация – игры, телетекст, видеотекст и пр.
4. Услуги образования, так называемое дистанционное образование, включает все ступени образования: дошкольное, школьное, среднее профессиональное, высшее, повышение квалификации и переподготовку. Информационная продукция может быть представлена в компьютерном виде или на бумажном носителе: учебники, методические разработки, компьютерные и контролирующие системы и пр.
Телекоммуникационные информационные рынки | |||||||||||||||||||||||||||
Рынок электронной Информации | Рынок электронных сделок | Рынок электронных Услуг | Рынок сетевых коммуникаций | Рынок программного обеспечения | |||||||||||||||||||||||
Банковские и межбанковские операции | Трудоустройство | Электронная почта | Системное Программное обеспечение | ||||||||||||||||||||||||
Электронные торги | Обучение и консультации | Телеконференции | Системы организации данных | ||||||||||||||||||||||||
Резервирование (билетов, мест в гостинницах,...) | Поиск информации в глобальных сетях | Электронные доски объявлений | Программное обеспечение для делопроизводства | ||||||||||||||||||||||||
Заказ товаров | Создание информационных Систем | Провайдерские услуги (ISP) | Медицинские системы | ||||||||||||||||||||||||
... | Расчеты на ЭВМ | Обучающие программы | |||||||||||||||||||||||||
Провайдерские услуги (IPP, PCP) | Игры | ||||||||||||||||||||||||||
... | ... | ||||||||||||||||||||||||||
Деловая Инфорация | Юридическая информация | Информация для специалистов | Массовая потребительская информация | ||||||||||||||||||||||||
Биржевая и Финансовая | Указы | Научно-техническая | Новости, пресса | ||||||||||||||||||||||||
Экономическая и статистическая | Постановления | Справочная (физика техника, информа- тика) | Потребительская информация | ||||||||||||||||||||||||
Коммерческая | Законы | Профессиональная | Погода | ||||||||||||||||||||||||
Справочные данные Предприятий | Инструкции | Спец.информация из области разных Наук | Программы радио и телепередач | ||||||||||||||||||||||||
Деловые Новости | Библиографическая и реферативная информация | Расписание транспорта | |||||||||||||||||||||||||
Полнотекстные электронные данные | Отели, рестораны | ||||||||||||||||||||||||||
Прокат | |||||||||||||||||||||||||||
... | |||||||||||||||||||||||||||
Рис.9.1. Структура телекоммуникационных информационных рынков. | |||||||||||||||||||||||||||
5. Обеспечивающие информационные системы и средства. Состоит из следующих частей:
· Программные продукты, т.е. программные комплексы разного назначения от системного ПО до прикладного ПО, позволяющего решать конкретные задачи пользователя.
· Технические средства, компьютеры, телекоммуникационное оборудование, оргтехника, различные системы ввода информации периферийного оборудования.
· Разработка и сопровождение информационных систем и технологий – разработка концептуальных информационных моделей, разработка структуры программного комплекса, создание и сопровождение ПО.
· Подготовка источников информации – создание баз данных различной направленности (по различным областям знаний), поддержание их актуальности (дополнения, редактирования и пр.).
Если существует информационный рынок, то можно говорить и об электронном бизнесе, который охватывает не только посредничество и торговлю, но и производство, финансы и пр.
Приведем некоторые основные направления электронного бизнеса:
· Управление финансами и ведение бух. учета;
· Управление кадрами;
· Материально-техническое снабжение;
· Организация производства;
· Маркетинговые исследования;
· Лизинговые операции;
· Консультационное обслуживание;
· Страхование имущества и информации;
· Банковская деятельность;
· Организация службы информационной безопасности;
· Информационное обслуживание.
С точки зрения потребителя вся информация в Internet может быть разделена на телекоммуникационные информационные рынки (рис. 9.1.)