Регулирование информационных отношений в Гражданском и Уголовном кодексах РФ.

Регулирование информационных отношений в Конституции Российской Федерации.

В статье 29,ч.4 закреплен комплексный принцип свободного поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом. Права, указанные в статье, могут быть ограничены только законом.

Ст.33 Конституции конкретизирует одно из прав – право на получение информации от органов власти, что также подкрепляется другой конституционной нормой об обязанности органов власти обеспечивать возможность ознакомления с информацией, непосредственно затрагивающей интересы конкретного лица (ст. 24,ч.2).

Свобода творческой деятельности, права на интелектуальную собственность, гарантии свободы массовой информации с запрещением цензуры (ст.29,44 Конституции) подкрепляют информационные права физических и юридических лиц в Российской Федерации. Кроме того, закрепляются права на личную тайну, конфиденциальность персональных данных (ст. 23,24). Особый статус в Конституции придается экологической информации, обусловливающий её обязательную открытость (ст. 42).

8.3. Федеральный закон № 24-ФЗ “Об информации, информатизации и защите информации”от 20.02.95г. является системообразующим нормативно-правовым актом и содержит базовые юридические принципы, применяемые к информационным отношениям в Российской Федерации. Закон состоит из двадцати пяти статей, объединенных в пять глав: “Общие положения”, “Информационные ресурсы”, “Пользование информационными ресурсами”, “Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения” и “ Защита информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации”.

Сфера действия закона, описанная в ст.1, определяет отношения, возникающие при:

- формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения,поиска, распространения и предоставления потребителю документированной информации;

- создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

- защите информации и прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

По положениям закона государство осуществляет свою информационную политику по следующим направлениям:

- обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

- формирование и защита государственных информационных ресурсов;

- создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

- создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе государственных информационных ресурсов;

- обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан и организаций в условиях информатизации ;

- содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, информационных систем, технологий, средств их обеспечения;

- формирование и осуществление единой научно-технической и промышленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирового уровня развития информационных технологий;

- создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и механизма стимулирования разработки и реализации проектов информатизации;

- развитие законодательства в сфере информационных процессов, информатизации и защиты информации.

Закон вводит понятие правового режима информационных ресурсов, которое включает в себя определение порядка документирования информации, право собственности на отдельные документы и массивы документов, классификацию информации по уровню доступа к ней, а также комплекс норм, связанных с правовой защитой информации. Первая составяющая правового режима информационных ресурсов – документирование информации (ст. 5 закона), является обязательным условием включения информации в информационные ресурсы.

Определенная в Гражданском кодексе РФ норма ст. 128, относящая информацию к видам объектов гражданских прав, нашла свое развитие и в законе, в котором информационные ресурсы рассматриваются как элемент состава имущества и объект права собственности. По своему характеру «информационные ресурсы могут быть государственными и негосударственными и как элемент состава имущества находиться в собственности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права собственности на информационные ресурсы регулируются гражданским законодательством Российской Федерации» (ст. 6 закона). Права собственности на них возникают у государства и лиц гражданского оборота в зависимости от источников финансирования, на которых они создаются или приобретаются.

Государственные информационные ресурсы в соответствии с данным законом делятся на федеральные, совместного ведения Федерации и её субъектов, и ресурсы субъектов Федерации. В ряде случаев, возможно отнесение информационных ресурсов к общероссийскому национальному достоянию, что придает им специальный статус и определяет особые условия пользования. Государственные ресурсы могут быть двух видов: открытыми и ограниченного доступа. Последняя группа может являться государственной тайной или конфиденциальной информацией, работа с которыми изложена в законе «О государственной тайне» от 21.07.1993 г. № 5485-1 (ред.30.06.2003), Указе Президента РФ «О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне» от 24.01.1998 г. № 61, Указе Президента РФ «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне» от 30.11.1995 г. № 1203 (ред. 29.05.02.).

В отдельный вид информационных ресурсов с самостоятельным режимом использования выделены персональные данные, регламентация и статус которых должны найти отражение в создаваемом в настоящее время законе о персональных данных.

Закон устанавливает, что при использовании информационных ресурсов порядок получения пользователем информации определяет собственник или владелец информационных ресурсов, а также раскрывает конституционные нормы о гарантиях предоставления информации и доступе граждан и организаций к информации о них.

В ст.15 закона содержатся чрезвычайно важные принципы ответственности владельца информационных ресурсов, по которым:

- владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение режима обработки и правил предоставления информации пользователю, установленных законодательством РФ или собственником этих информационных ресурсов;

- владелец информационных ресурсов несет юридическую ответственность за нарушение правил работы с информацией.

В главе четвертой «Информатизация, информационные системы, технологии и средства их обеспечения» говорится о разработке и производстве информационных систем, технологий и средств их обеспечения, праве собственности на них, соотношении права авторства и права собственности, сертификации информационных систем , технологий и средств их обеспечения, а также о лицензировании деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов.

Согласно закону, Правительство РФ определяет приоритетные направления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирования. При этом государственные и негосударственные организации, а также граждане имеют равные права на разработку и производство информационных систем и технологий. Государственные расходы на указанные нужды финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов «Информатика».

Для информационных систем органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ, других государственных организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также для средств защиты этих систем, устанавливается режим обязательной сертификации . Вопросами сертификации и лицензирования в сфере информатизации занимаются Министерство РФ по связи и информатизации, Государственная техническая комиссия.

Заключительная глава закона посвящена вопросам защиты информации и прав субъектов в области информационных процессов и информатизации. Сама защита информации производится в целях:

- предотвращения утечки, хищения, утраты, искажения, подделки информации;

- предотвращения угрозы безопасности личности, общества, государства;

- предотвращения несанкционированных действий по уничтожению, модификации, искажению, копированию, блокированию информации;

- предотвращения других форм незаконного вмешательства в информационные ресурсы и информационные системы;

- обеспечения правового режима документированной информации, как объекта собственности;

- защиты конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

- сохранения государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством;

- обеспечения прав субъектов в информационных процессах и при разработке, производстве и применении информационных систем, технологий и средств их обеспечения.

Обязанности субъектов в области защиты информации заключаются для собственника документов, массива документов, информационных ресурсов в установлении порядка предоставления пользователю информации, для владельца документов, массива документов, информационных систем – в обеспечении уровня защиты информации. При этом риск, связанный с использованием несертифицированных информационных систем и средств их обеспечения, лежит на их собственнике (владельце) этих систем и средств; риск же, связанный с использованием информации, полученной из несертифицированной системы, лежит на потребителе информации. По закону собственник может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для проведения анализа достаточности мер защиты.

Защита прав субъектов в сфере информационных процессов и информатизации осуществляется судом, арбитражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и размера нанесенного ущерба. Однако, необходимо отметить, что указанная норма, содержащаяся в ст.23 закона, еще не привела к возникновению сколько-нибудь серьезной судебной практики, ввиду практического отсутствия в суде дел указанной категории. На суд также возложены дела, связанные с отказом в доступе к открытой информации или предоставлением пользователям заведомо недостоверной информации, а также необоснованным отнесением информации к категории информации с ограниченным доступом.

8.4. Федеральный закон РФ «Об участии в международном информационном обмене» от 04.07.1996г. № 85-ФЗ.

Данный закон является вторым базовым законом в сфере информатизации. Он призван служить эффективному участию России в международном информационном обмене в рамках единого мирового информационного пространства, защите интересов Российской Федерации, её субъектов и муниципальных образований, а также защите интересов, прав и свобод физических и юридических лиц при международном информационном обмене (ст.1 закона). Закон определяет международный информационный обмен как передачу и получение информационных продуктов, а также оказание информационных услуг через государственную границу РФ. Поэтому этот закон можно считать прообразом будущих российских нормативно-правовых актов, которые будут регулировать информационные отношения в сети Интернет. Закон содержит ряд важных определений, таких как: массовая информация, информационные ресурсы, информационные продукты и услуги, средства международного обмена, информационная сфера и информационная безопасность.

В качестве объектов международного информационного обмена выделены : документированная информация, информационные ресурсы, информационные продукты, информационные услуги, средства международного информационного обмена; в качестве субъектов – Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государ-ственной власти и органы местного самоуправления, физические и юридические лица РФ, физические и юридические лица иностранных государств, лица без гражданства.

Статья 4 закона регламентирует обязанности государства в сфере международного информационного обмена, которые заключаются в следующем:

- создании условий для обеспечения Российской Федерации, субъектов РФ, муници пальных образований, физических и юридических лиц Российской Федерации иностранными информационными продуктами и услугами ;

- обеспечение своевременного и достаточного пополнения государственных информационных ресурсов РФ иностранными информационными продуктами;

- содействии внедрению современных информационных технологий, обеспечивающих эффективное участие РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, физических и юридических лиц РФ в международном информационном обмене;

- обеспечение защиты государственных информационных ресурсов Российской Федерации, муниципальных и частных информационных ресурсов, российских средств международного информационного обмена и соблюдения правового режима информации ;

- способствованию развития товарных отношений при международном информационном обмене и др.

Основной функциональной нагрузкой закона является определение правового режима участия в международном информационном обмене, контроль, а также установление ответственности при его осуществлении. Определяется право собственности на информационные продукты и средства международного информационного обмена, при этом декларируется важная норма о том, что отношения, связанные с правом собственности и возникающие в результате оказания или получения информационной услуги, определяются договором между собственником или владельцем информационных продуктов и пользователем. Оказание информационной услуги не создает для пользователя права авторства на полученную документированную информацию (ст.6, ч.2 закона).

Указывается открытый перечень ограничений при осуществлении международного информационного обмена, согласно которому ограничению подлежат:

- государственная тайна или иная конфиденциальная информация;

- общероссийское национальное достояние;

- архивный фонд;

- иные категории документированной информации, вывоз которой может быть ограничен законодательством РФ.

Как и в предыдущем законе, часть отношений в сфере международного информационного обмена подлежат лицензированию и сертификации. Защита же конфиденциальной информации государством распространяется только на ту деятельность по международному информационному обмену, которую осуществляют физические или юридические лица, обладающие лицензией на работу с конфиденциальной информацией и использующие сертифицированные средства международного информационного обмена.

Включение информационных систем, сетей в состав средств международного обмена осуществляется при наличии международного кода. Порядок получения международного кода устанавливается Правительством РФ. Включение в состав средств международного информационного обмена государственных информационных систем, сетей, для которых установлены особые правила доступа к информационным ресурсам, осуществляется с разрешения Государственной технической комиссии при Президенте РФ и ФАПСИ.

Доступ физических и юридических лиц в Российской Федерации к средствам международного информационного обмена и иностранным информационным продуктам осуществляется по правилам, установленным собственником этих средств и продуктов. Доступ к сетям связи осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О связи».

Впервые декларируется принцип защиты граждан, юридических лиц в Российской Федерации и государства от недостоверной, ложной иностранной документированной информации, ответственность за распространение которой возлагается на субъекты международного информационного обмена, получившего такую информацию и (или) распространяющего её на территории РФ.