Общая методика принятия информационных решений.

Реализация решения.

Корректировка решения.

Выбор предпочтительного варианта решения задачи.

Поиск процедур решения задачи.

На этом этапе определяется метод и алгоритм решения задачи.

§ При отсутствии формального метода решения задачи, все множество альтернатив "пропускается" через каждый частный критерий (профиль предпочтения). Получают подмножество частных ответов, из которых отбираются лучшие. Затем подмножества частных решений оцениваются по совокупному критерию (профилю предпочтений) и получают решение.

§ При наличии формального метода и алгоритма решения задачи, выбор реализуется по процедуре, указанной в вышестоящем п.10.

Необходимо учитывать, что стратегия оптимальная для модели, может оказаться неприемлемой для системы, поскольку модель не является точным отображением реального объекта. Все это может потребовать корректировки решения на основании выявленных противоречий.

Реализация решения включает в себя его содержательную интерпретацию и выбор различных способов осуществления решений.

 

Как следует из информации, приведенной в предыдущем разделе, алгоритм любой деятельности содержит составной частью процедуру принятия информационных решений, причем она носит не одноразовый, а многократный, многоуровневый характер. Информационное решение определяет, какая информация считается пригодной для решения тех или иных проблемных задач с приемлемой эффективностью и при допустимых уровнях риска.Принятие информационного решения означает не только отделение «правильной» информации от «неправильной», но и разумное обобщение и устранение излишних деталей.

Процесс принятия информационных решений сложен. Необходимо планомерное, последовательное, глубокое изучение функций оценки информации с тем, чтобы по мере накопления знаний и опыта формализовать эти функции и в таком виде передать для решения техническими средствами. Информационное решение реализуется в рамках конкретных предметных областей.

Предметная область –часть реального мира, информация о котором необходима при принятии решений. Это может быть: предприятие; его окружающая среда; его функциональная часть, процесс, система; его персонал; его оборудование, технология, продукция, сырье; организационные единицы, взаимодействующие между собой. Предметная область моделируется с использованием понятий информационных объектов и функций, выполняемых этими объектами.

Правильное принятие информационных решений требует учета отношений, возникающих между объектом, субъектом и информацией об объекте.

Субъект –категория теоретического познания, существо, обладающее сознанием и волей, способностью к целенапрвленной деятельности; человек, познающий и изменяющий мир. В нашем случае, в качестве субъекта выступает человек, принимающий решение и обладающий определенной информацией об объекте (ЛПР – лицо, принимающее решения).

Объект – предмет, на который направлена практическая или теоретическая деятельность человека. В качестве объекта выступают прежде всего предметы и явления окружающего реального мира. Но человек, принимающий решения (ЛПР), оперирует не объектами, а их информационными описаниями (информационными моделями объектов, информационными объектами).

Информационный объект (информационная модель объекта) – идентифицируемый объект реального мира, некоторое понятие или процесс, относящийся к конкретной предметной области, о которой хранит описательные данные (люди, изделия, счета, квалификацию и пр.). Информационный объект задается (описывается) информационной моделью –набором характеристик (показателей) объекта. Единичные показатели могут объединяться в группы, отражающие те или иные аспекты описания объекта. Между отдельными показателями и группами показателей могут задаваться различные виды связей.

Из изложенного следует, что принятие информационных решений затруднено следующими факторами:

· Различными информационными моделями, используемыми для описания «объекта- оригинала», каждая из которых точна только в рамках своих задач и точностных подходов к описанию объектов;

· В различные моменты врнмени одна и та же информация может оцениваться различно, в зависимости от степени информированности о внешней среде и ее возможных воздействий на результаты деятельности;

· Одну и ту же информацию различные пользователи оценивают неодинаково в зависимости от уровня профессиональной подготовки, принадлежности к различным научным школам, личностных отношений к носителям информации, воздействия мнения авторитетов, «общепринятых» методических подходов и пр.;

· Уровнем доступа к различным источникам информации;

· Полноты информационного потока, поступающего в процессе принятия решения;

· Степени изученности «объектов-оригиналов» и среды, в которой они функционируют, правильности определения границ, структуры и связей между объектами;

· Правильностью постановки задач и задания ограничений по точности, достоверности информации;

· Уровнем целенапраленных помех, вносимых в информационные ресурсы;

· Качественными характеристиками информации, используемой при принятии решений и т.д.

При принятии информационных решений необходимо придерживаться следующих основных принципов:

Ø Прежде чем начинать оценку информации, необходимо проверить и уточнить используемую терминологию для выявления многозначных терминов и понятий;

Ø При использовании любой информации необходимо исходить из предположения ее недостоверности и, следовательно, необходимости ее обязательного контроля на достоверность;

Ø Принятие информационного решения должно осуществляться применительно к заданной задаче и адекватной ей информационной модели объекта;

Ø Любое информационное решение об истинности (достоверности) информации должно рассматриваться только в рамках тех конкретных условий, которые были на момент принятия такого решения;

Ø Информация должна непрерывно переоцениваться, и по результатам этой переоценки необходимо оценивать ранее принятые информационные решения.

Пригодность информационных ресурсов для решения задачи не может сводиться только к определению ее достоверности.Если исходить только из этого требования, то в большинстве случаев лицо, проводящее анализ будет вынуждено просто отказаться от принятия информационных решений по той причине, что такой информации либо нет, либо она ему не доступна.

Более правильным будет такой подход, когда в результате принятия информационных решений пользователь может сделать вывод о возможных последствиях (уровнях риска) принятия решений на основе доступной ему информации. Ибо отсутствие полной, достоверной, актуальной и своевременной информации не может являться основанием для прекращения деятельности любой организационной единицы.

Оценка информации должна строиться на следующих посылках:

1. Информация оценивается применительно к конкретной задаче, принятой информационной модели объекта, и возможности достижения поставленной цели на заданном временном интервале.

2. Оценка информации проводится по основным параметрам, принятым для оценки состояния информационных ресурсов: содержанию, охвату, мере, времени, источникам, соответствию потребностям, способам фиксации, языку и стоимости.

3. Список параметров, по которым ведется оценка информации, должен быть задан в явном виде. Причины исключения тех или иных параметров из оценки должны быть оговорены.

4. Результаты оценки информации при изменении перечня или значений параметров, а также информационной модели объекта, должны пересматриваться.

5. Все ограничения и допущения, принятые при оценке информации необходимо задавать в явном виде, а не по умолчанию. Перечень ограничений и допущений должен быть представлен в письменном виде.