Исторических знаний.

Структура и функции

Принято выделять следующие виды исторических знаний:

  1. Исторические факты, локализованные в пространстве и во времени.
  2. Исторические представления.
  3. Исторические понятия.
  4. Закономерности исторического процесса.
  5. Способы действия с историческим материалом.

Исторические факты.Специфика исторических фактов заключается в их неповторимости и невозможности непосредственного их наблюдения. Отсюда основной путь формирования представлений об исторических фактах: установление ассоциативных связей с имеющимися у учеников. Исторические факты принято делить на две группы: факты, отражающие единичные события, произошедшие в истории однажды, в определённом времени, пространстве, с участием определённого круга лиц («Куликовская битва») и исторические явления, отражающие черты, характерные для определённого исторического периода, эпохи («оброк»). Исторические факты различаются по объёму, сложности и значимости. Основными критериями отбора исторических фактов для обучения истории учеников в специальной (коррекционной) школе (по Л.В.Петровой) являются:

· научная достоверность, важность для понимания развития истории (факты должны включаться в общую систему формируемых исторических знаний, отражающую процесс исторического развития России);

· конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия;

· возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся;

· возрастные особенности учащихся.

Исторические представленияэто образ, созданный продуктивным воображением на основе знания об исторических фактах, высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.

Исторические понятия. Любое понятие, в том числе и историческое – это форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от несущественных особенностей отдельных предметов, событий, явлений. Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются особенности явления в совокупности существенных для него признаков.

Овладение основами любой науки – усвоение системы её понятий. По мнению С.А.Ежова овладение историческим понятием означает усвоение существенных признаков исторического явления. Овладение системой исторических понятие в процессе их усвоения, сопоставления, противопоставления и обобщения – основа системы обучения истории в специальной (коррекционной) школе.

Исторические понятия формируются на основе исторических представлений. Школьный курс истории содержит множество самых разнообразных понятий, и не только исторических. Понятия географические (река, озеро, остров и т.д.), литературные, естественнонаучные, искусствоведческие, политико-экономические, военно-технические, политические формируются в школьном курсе истории и раскрываются не в логике и системе соответствующих наук, а в логике и системе истории как предмета обучения. Они выступают как понятия историко-географические, историко-искусствоведческие и т.д. Такого рода понятия используются:

· для характеристики качественного своеобразия изучаемых явлений данной эпохи;

· для элементарного понимания учащимися современных явлений, относящихся к данной области;

· для познания новых исторических явлений этого порядка.

Существует несколько классификаций исторических понятия.

Классификация исторических понятий

на основе степени и широте обобщения

(по Н.А. Андреевской)

Таблица 2.

Частноисторические понятия Исторические понятия общественно-экономических формаций Социологические понятия
Отражают и обобщают конкретные исторические явления, характерные для определённого периода в истории страны: «опричнина», «боярская дума» Исторические понятия отражающие и обобщающие явления, свойственные определённой общественно-экономической формации. Социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического процесса: «государство», «общество» и др.

 

Однако, данная классификация понятий условна и относительна. В ней не раскрыта историческая природа понятий, связь между тремя группами понятий, возможность перехода из одной группы в другую. Так, понятие «буржуазии» как класса капиталистов является историческим, так как оно обобщает явления и связи, присущие капиталистической формации. Но конкретизация этого понятия условиями места и времени – «русская буржуазия 1905 г.»- превращает его в частноисторическое понятие.

Более точно систему исторических понятий отражает их классификация предложенная Л.В.Петровой.

 

Классификация исторических понятий

на основе содержания исторического материала

(по Л.В.Петровой).

Таблица 3

Экономические понятия Социально-исторические понятия Историко-культурные понятия
Понятия связанные с орудиями труда, видами хозяйственной деятельности в различные исторические периоды, экономическими процессами («земледелие», «капиталистическая фабрика» и др.). Раскрывающие социальные отношения, политическое устройство государства, развитие классовой борьбы («помещики» и «крестьяне» и др.). Отражающие достижения материальной и духовной культуры ( «архитектура», «живопись» и др.).

 

Формирование исторических и обществоведческих понятий у учащихся и нарушениями интеллекта весьма специфично. Существует классификация исторических понятий с учётом сложности усвоения, разработанная Б.П. Пузановым.

Классификация исторических понятий

с учётом сложности их усвоения учениками

с проблемами в интеллектуальном развитии

 

Таблица 4

Понятия, отражающие конкретные события истории и имеющие опору на наглядно-чувственный опыт ребёнка Понятия, отражающие имущественное и социальной положение людей и различные формы эксплуатации. Понятия, характеризующие власть, политическое положение людей, общественные отношения. Понятия обществоведческого характера.
«Исторические памятники», «макеты», «картины» и др. «Боярин», «оброк», «дань», «ремесленник» и др. «Царизм», «капитализм», «самодержавие» и др. «Класс», «государство», «общество» и др.