Исторических знаний.
Структура и функции
Принято выделять следующие виды исторических знаний:
- Исторические факты, локализованные в пространстве и во времени.
- Исторические представления.
- Исторические понятия.
- Закономерности исторического процесса.
- Способы действия с историческим материалом.
Исторические факты.Специфика исторических фактов заключается в их неповторимости и невозможности непосредственного их наблюдения. Отсюда основной путь формирования представлений об исторических фактах: установление ассоциативных связей с имеющимися у учеников. Исторические факты принято делить на две группы: факты, отражающие единичные события, произошедшие в истории однажды, в определённом времени, пространстве, с участием определённого круга лиц («Куликовская битва») и исторические явления, отражающие черты, характерные для определённого исторического периода, эпохи («оброк»). Исторические факты различаются по объёму, сложности и значимости. Основными критериями отбора исторических фактов для обучения истории учеников в специальной (коррекционной) школе (по Л.В.Петровой) являются:
· научная достоверность, важность для понимания развития истории (факты должны включаться в общую систему формируемых исторических знаний, отражающую процесс исторического развития России);
· конкретность и образность, высокая степень эмоционального воздействия;
· возможность воздействовать на развитие самостоятельной мыслительной деятельности и разнообразных умений учащихся;
· возрастные особенности учащихся.
Исторические представленияэто образ, созданный продуктивным воображением на основе знания об исторических фактах, высшая форма чувственного отражения в виде наглядно-образного знания.
Исторические понятия. Любое понятие, в том числе и историческое – это форма мышления, отражающая существенные свойства и отношения предметов и явлений. Основная логическая функция понятия – выделение общего, которое достигается посредством отвлечения от несущественных особенностей отдельных предметов, событий, явлений. Понятие – это мысль, в которой обобщаются и выделяются особенности явления в совокупности существенных для него признаков.
Овладение основами любой науки – усвоение системы её понятий. По мнению С.А.Ежова овладение историческим понятием означает усвоение существенных признаков исторического явления. Овладение системой исторических понятие в процессе их усвоения, сопоставления, противопоставления и обобщения – основа системы обучения истории в специальной (коррекционной) школе.
Исторические понятия формируются на основе исторических представлений. Школьный курс истории содержит множество самых разнообразных понятий, и не только исторических. Понятия географические (река, озеро, остров и т.д.), литературные, естественнонаучные, искусствоведческие, политико-экономические, военно-технические, политические формируются в школьном курсе истории и раскрываются не в логике и системе соответствующих наук, а в логике и системе истории как предмета обучения. Они выступают как понятия историко-географические, историко-искусствоведческие и т.д. Такого рода понятия используются:
· для характеристики качественного своеобразия изучаемых явлений данной эпохи;
· для элементарного понимания учащимися современных явлений, относящихся к данной области;
· для познания новых исторических явлений этого порядка.
Существует несколько классификаций исторических понятия.
Классификация исторических понятий
на основе степени и широте обобщения
(по Н.А. Андреевской)
Таблица 2.
Частноисторические понятия | Исторические понятия общественно-экономических формаций | Социологические понятия |
Отражают и обобщают конкретные исторические явления, характерные для определённого периода в истории страны: «опричнина», «боярская дума» | Исторические понятия отражающие и обобщающие явления, свойственные определённой общественно-экономической формации. | Социологические понятия, отражающие общие связи и закономерности исторического процесса: «государство», «общество» и др. |
Однако, данная классификация понятий условна и относительна. В ней не раскрыта историческая природа понятий, связь между тремя группами понятий, возможность перехода из одной группы в другую. Так, понятие «буржуазии» как класса капиталистов является историческим, так как оно обобщает явления и связи, присущие капиталистической формации. Но конкретизация этого понятия условиями места и времени – «русская буржуазия 1905 г.»- превращает его в частноисторическое понятие.
Более точно систему исторических понятий отражает их классификация предложенная Л.В.Петровой.
Классификация исторических понятий
на основе содержания исторического материала
(по Л.В.Петровой).
Таблица 3
Экономические понятия | Социально-исторические понятия | Историко-культурные понятия |
Понятия связанные с орудиями труда, видами хозяйственной деятельности в различные исторические периоды, экономическими процессами («земледелие», «капиталистическая фабрика» и др.). | Раскрывающие социальные отношения, политическое устройство государства, развитие классовой борьбы («помещики» и «крестьяне» и др.). | Отражающие достижения материальной и духовной культуры ( «архитектура», «живопись» и др.). |
Формирование исторических и обществоведческих понятий у учащихся и нарушениями интеллекта весьма специфично. Существует классификация исторических понятий с учётом сложности усвоения, разработанная Б.П. Пузановым.
Классификация исторических понятий
с учётом сложности их усвоения учениками
с проблемами в интеллектуальном развитии
Таблица 4
Понятия, отражающие конкретные события истории и имеющие опору на наглядно-чувственный опыт ребёнка | Понятия, отражающие имущественное и социальной положение людей и различные формы эксплуатации. | Понятия, характеризующие власть, политическое положение людей, общественные отношения. | Понятия обществоведческого характера. |
«Исторические памятники», «макеты», «картины» и др. | «Боярин», «оброк», «дань», «ремесленник» и др. | «Царизм», «капитализм», «самодержавие» и др. | «Класс», «государство», «общество» и др. |