Преподавания истории.

Понятие о методах

Эффективность обучения определяется многими факторами: теоретическими и методическими знаниями учителя, его умениями и педагогическими способностями, качеством учебников, правильностью организации учебного процесса и др. Но среди них наибольшее значение имеют методы обучения предмету, в данном случае истории. Метод обучения, прежде всего складывается из логических и психологических операций в отношении материала изучаемой науки и определяется задачами обучения.

Методикой преподавания истории накоплен достаточно богатый опыт классификации (систематизации) методов обучения. Интересна классификация методов предложенная А.И. Стражевым.

Методы познания диалектики исторического процесса: методы изучения исторических фактов, методы изучения хронологии, методы изучения локальности исторических явлений, методы формирования основных исторических понятий, методы изучения причинно-следственных связей и отношений, методы раскрытия закономерностей исторического развития.

Логические приёмы обучения истории: анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство, сравнение и др.

Психологические приёмы обучения истории: Приёмы, обеспечивающие чувственное, эмоциональное восприятие, психологические приёмы перехода от единичных представлений к историческим понятиям, приёмы развития памяти, воображения, внимания и речи, приёмы активизации восприятия. Работа с учебником, книгой. Демонстрация наглядных пособий

Дидактические приёмы обучения истории: изложение, рассказ и лекция, беседа и опрос, письменные работы.

Наиболее распространённой классификацией методов обучения истории считается классификация Алексея Алексеевича Вагина. Он писал, что практика работы учителя знает лишь три пути познания - познание исторических явлений путём восприятия живого слова учителя, познание путём восприятия наглядного материала и путём чтения. Предложенная А.А.Вагиным классификация включает следующие методы обучения истории:

1. Методы устного сообщения исторического материала.

2. Методы наглядного обучения истории.

3. Методы работы с текстом.

По мнению А.А.Вагина методы обучения не безразличны к содержанию той или иной науки. В преподавании истории они модифицируются. В этом и состоит суть метода с самой сущностью преподаваемого предмета. Так, методы сообщения исторического материала в «живом слове» учителя несут тройную нагрузку, выполняя логическую, живописательную и эмоциональную функции. В силу особенностей исторического материала огромное значение в преподавании истории приобретают методы повествования (в частности, рассказа, картинного описания, живого изображения); своеобразные приёмы конкретизации – характеристика времени исторического события, персонификация, введение прямой речи; специфические конкретизирующие средства – бытовой, документальный, литературно-художественный материал; краеведческий материал.

Специфичны и методы наглядного обучения истории. В силу особенностей самого предмета изучения исторического прошлого, неповторимого и недоступного непосредственному восприятию учащимися, приобретает иное, чем в преподавании естественных наук, содержание.

Иной характер получает в обучении истории и изобразительная наглядность. Историческая картина (учебная или репродукция художественного полотна), как правило, является реконструкцией исторического явления или события. Трудно назвать другой предмет, где бы мы встречались с таким широким использованием исторической карты, схематических планов сражений, исторического пейзажа и исторического портрета.