Тема 9. Европейская культура XIX – нач. XX вв.

XIX в. — век буржуазных революций во многих странах Европы, приведших к утверждению капиталистической системы хозяйства, основанной на свободе предпринимательства, применении наемной рабочей силы во всех отраслях экономики, изменению форм государственного устройства.

XIX в. стал веком непрерывных революционных переворотов в науке. Великие сдвиги, происшедшие в XIX в. в экономическом базисе, развитии философии, науке и технике оказали огромное влияние на развитие литературы и искусства Европы.

Особенностью развития европейской культуры XIX в. было исключительное разнообразие видов, направлений и жанров художественного творчества. Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, символизм, натурализм, импрессионизм, постимпрессионизм — таковы основные направления, охватившие практически все виды искусства — литературу, живопись, музыку Европы XIX в.

Классицизм (от лат. classicus — образцовый) начал складываться еще в XVIII в., главным образом во французской культуре и отражал идеи французского абсолютизма. В XVIII в. классицизм был связан с буржуазным просвещением и выражал буржуазно-революционные устремления общества. Стиль классицизма, основанный на идеях рационализма, стремился к выражению возвышенных, героических и нравственных идеалов, к созданию ясных, органичных образов. Вместе с тем классицизму были присущи черты утопизма, идеализации, отвлеченности, академизма, нараставшие в период его кризиса. В литературе классицизм представлен в творчестве основоположников немецкой классической литературы И.В. Гёте и И.Ф. Шиллера. Великий Иоганн Вольфганг Гёте прошел через период так называемого веймарского классицизма.

В этот период он создал драму «Эгмонт», трагедию «Фауст».

Иоганн Фридрих Шиллер — немецкий поэт, драматург, теоретик искусства Просвещения. Основная часть жизни приходится на XVIII в. (драма «Разбойники», пьеса «Коварство и любовь», трагедии «Дон Карлос», «Мария Стюарт, «Орлеанская дева», народную драму «Вильгельм Телль»).

Влияние Великой французской революции отразилось в литературе Франции, где появился революционный классицизм. Его представители — братья Шенье.

В живописи классический стиль представлен творчеством французских художников Жана Луи Давида («Клятва Горациев», «Смерть Марата») и Жана Огюста Энгра ( «Апофеоз Гомера» и др.).

Самым ярким представителем немецкого классицизма был скульптор Готфрид Шадов. Реализм в его произведениях сочетается с идеальной красотой формы. Самая значительная его работа — квадрига с фигурой Победы на Бранденбургских воротах в Берлине.

Пластическая завершенность, холодная сдержанность, идеализация образов («Янсон», «Меркурий со свирелью») свойственны работам датчанина Б. Торвальдсена. На простоту и сдержанность греческой и римской античности ориентировался итальянский скульптор А. Канова Амур и Психея»).

К середине XIX в. классицизм переродился в буржуазный академизм и утратил свое значение.

Романтизм это идейно-художественное направление, (фр. romantisme, от ср.-век. romant — роман) развившееся во всех странах Европы и в Северной Америке, получило отражение в различных

областях науки, литературы и искусства. Представители романтического движения проявляли значительный интерес к национальному прошлому, традициям фольклора и культуры своего и других народов, стремились создать универсальную картину мира (прежде его в области истории и литературы). Своего расцвета романтизм достиг в 20—30-е годы XIX в.

Истинной родиной романтизма была Германия. Вершин романтизма достиг Эрнст Теодор Амадей Гофман Эликсир дьявола», «Золотой горшок», сказки «Крошка Цахес», «Повелитель блох»).Гофман — один из основоположников немецкой романтической эстетики и критики, автор одной из первых романтических опер «Ундина». Поэтические образы Гофмана вдохновили композиторов Р. Шумана (балет «Крейслериана»), Ж. Оффенбаха опера «Сказки Гофмана»), П.И. Чайковского (балет «Щелкунчик»). В первой половине XIX в. творил Генрих Гейн, великий поэт Германии (поэма «Германия. Зимняя сказка» и др.).

В Англии огромным было воздействие лирического романтизма Джорджа Ноэля Гордона Байрона. (поэма «Паломничество Чайльд Гарольда», драмы «Манфред» и «Каин», роман в стихах «Дон Жуан»).

Английский романтизм представляют также Дж. Ките и Б. Шелли.

В первой трети XIX в. романтизм стал основным направлением в литературе Франции. На первом этапе его представлял Франсуа Рене де Шатобриа ( «Дух христианства»). Принципы романтизма обосновала Жермена де Сталь, сторонница либеральных идей, защитница прав женщин на свободу чувства (романы «Дельфина», «Корина, или Италия»). Романтиком консервативного направления считают Альфреда де Виньи (роман «Сен-Map»).

Двух крупнейших писателей Франции XIX в. считают представителями прогрессивного романтизма — Гюго и Жорж Санд.

Виктор Гюго сформулировал принципы новой романтической драматургии в 1827 г. («Собор Парижской Богоматери», «Труженики моря, «Отверженные» и др.). Жорд Санд (наст, имя Аврора Дюдеван, 1804—1876) поднимала в своих романах («Индиана», «Консуэло», «Мельник из Анжибо») важные вопросы — положение женщины в семье и обществе, буржуазной морали, эгоизма собственников.

В музыке романтическое направление оказалось на редкость выдающимися дарованиями, особенно в Германии. Это немецкий композитор, музыкальный критик, выразитель эстетики романтизма Роберт Шуман — создатель программных фортепианных циклов («Бабочки», «Карнавал», «Фантастические пьесы»), лирико-драматических вокальных циклов и др.

Романтическое направление представлено и в творчестве немецкого композитора, дирижера, музыкального писателя, реформатора оперного искусства Рихарда Вагнера. Знамениты и широко известны его оперы «Риенци», «Летучий голландец», «Тангейзер», «Лоэнгрин», «Тристан и Изольда» и многие другие музыкальныепроизведения.

Во Франции представитель романтического направления в музыкальном искусстве — композитор и дирижер Гектор Берлиоз, автор «Фантастической симфонии», «Траурно-триумфальнойсимфонии», оперы-дилогии «Троянцы» (по Вергилию), Реквиема,драматической симфонии «Ромеои Джульетта» и др.

Идеи романтизма нашли отражение и в творчестве венгерского композитора, пианиста, дирижера Ференца Листа. Им созданы оратория «Фауст-симфония», 13 программных симфонических поэм, 19 рапсодий, этюдов, вальсов и около 70 других музыкальных произведений. Среди его работ много программных произведений. Он также основоположник жанра симфонической поэмы.

Представителем романтического направления был польский композитор и пианист Фридерик Шопен. Его фортепианные произведения характеризуются изменчивостью настроений, плавностью переходов гармоний и ритмов.

Манифест романтизма в живописи — картина «Плот Медузы» французского художника Теодора Жерико.

Замечательнейшее явление романтизма — творчество другого французского живописца Эжена Делакруа ( «Свобода, ведущая народ»).

В архитектуре XIX в. романтизм не создал собственной школы, однако в индустриальных странах, особенно в Англии, начинает быстро развиваться промышленная архитектура. Построенные в 30—40-х годах XIX в. вокзалы, мосты, фабрики подчас предвосхищали решения, характерные для конца XIX столетия.

Яркое выражение романтизм получил в балете (сформировался во Франции на рубеже второй трети XIX в.). С утверждением романтизма в балетном спектакле главенствующее положение заняла танцовщица, получила развитие прыжковая техника, возникла техника танца на пальцах, что открыло новые выразительные возможности. Первой начала использовать танец на пуантах в балете итальянская танцовщица Мария Тальони.

Таким образом, в целом романтизм обогатил мировую культуру непреходящими по своему значению духовными ценностями и проложил новые пути для ее развития.

Реализм (от ср.-век. лат. realis — вещественный, действительный) утверждается в 30—40-е гг. XIX в. наряду с романтизмом в художественной литературе и изобразительном искусстве и к середине XIX в. становится господствующим направлением в европейской культуре.

Реализм в литературе и искусстве — это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества.

Реализм возник во Франции и Англии в условиях торжества буржуазных порядков. Социальные антагонизмы и недостатки капиталистического строя определили резко критическое отношение к нему писателей-реалистов. По своей идейной целенаправленности он становится критическим реализмом. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости.

Во Франции в 30—40-е годы создают свои лучшие реалистические произведения писатели, пользующиеся мировой известностью — Бальзак, Мериме, Стендаль, Мопассан, Флобер.

В 30—40-е годы XIX в. реализм становится ведущим направлением в английской литературе. Вершина английского критического реализма — романы Чарльза Диккенса, создателя так называемых «воспитательных романов» («Домби и сын», «Оливер Твист», «Тяжелые времена», «Большие ожидания»и др.).

Его современник Уильям Мейкпис Теккерей в романе «Ярмарка тщеславия», в историческом произведении «ИсторияГенри Эсмонда», сборнике сатирических эссе «Книга снобов», цикле пародий «Романы прославленных сочинителей» образно показал пороки,присущие буржуазному обществу.

В конце XIX в. реалистическое направление английской литературы было представлено творчеством, главным образом, трех писателей, получивших мировую известность: Голсуорси (трилогия «Сага о Форсайтах» и«Современная комедия»), Д.Б.Шоу («Дома вдовца», «Профессия госпожи Уоррен», «Тележка с яблоками») и Уэллса (романы «Машина времени», «Человек-невидимка», «Войнамиров»). В их произведениях реализм получил дальнейшее развитие.

Вершин реализма в музыкальном оперном искусстве XIX в. достигло творчество великого итальянского композитора Джузеппе Верди. Его блестящие историко-героические оперы «Сицилийская вечерня», «Бал-маскарад», «Сила судьбы»,«Трубадур» посвящены национально-освободительному движению Италии. В знаменитых операх «Риголето» и «Травиата» простой выразительностью музыкального языка Верди удалось глубоко постичь внутренний мир героев. Наиболее значительные творения Верди — оперы «Дон Карлос» (по драме Шиллера) и «Аида» (опера написана по заказу египетского правительства ко дню открытия Суэцкого канала). К шедеврам оперного реализма относятся музыкальная драма «Отелло» и комическая опера «Фальстаф», созданные Верди на сюжеты Шекспира.

На исходе XIX в. в итальянской опере сложилось новое направление — веризм (итал. verismo от vero — истинный, правдивый). К нему принадлежали Руджеро Леонкавалло, Пьетро Масканьи, Умберто Джордано, Джакомо Пуччин. Эстетика веризма — показать «жизнь как она есть».

Высшим достижением музыкального и оперного искусства во Франции стало творчество Жоржа Бизе — создателя опер«Кармен», «Искатели жемчуга», «Пертская красавица», «Джамиле».

В живописи Франции реалистическое направление укрепило свои позиции в середине XIX в. в творчестве Ж. Ф. Милле, создавшего цикл реалистических полотен, изображавших жизнь крестьян («Сборщицы колосьев», и др.), и выдающегося мастера жанровой живописи Гюстава Курбе, отображавшего жизненные явления без прикрас («Похороны в Орнане»).

С удивительной зоркостью и свежестью передана правдивая характеристика обитателей Парижа в произведениях Эдуарда Мане («Завтрак в мастерской», «Чаепитие», «В лодке», «Олимпия»).

Глубоко реалистичным было искусство величайшего художника Англии Джона Констебля. Оно правдиво, родственно гуманистической лирике природы, он первым в истории живописи ввел этюды. Художник прославлял человека, его созидательный труд, привлекательность природы («Телега для сена, переезжающая брод», «Прыгающая лошадь», «Хлебное поле» и др.).

Искусство гениального испанского живописца и гравера Франсиско Гойи отличалось смелым новаторством, страстной эмоциональностью, фантазией и социально направленным гротеском («Расстрел повстанцев», «Женщина с желтым шарфом», «Маха обнаженная», «Маха одетая»). Бессмертным созданием великого испанца стали офорты «Каприччос» (80 листов с комментариями художника).

Натурализм (фр. naturalisrae, от лат. naturalis — природный, естественный). Представители натуралистического направления в искусстве исходили из представления о полной предопределенности судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе. Наиболее крупный представитель и теоретик этого течения Эмиль Золя. В своем главном труде — двадцатитомной серии романов «Ругон Маккары» Золя на основе собственной романной теории изобразил период 1852— 1870 гг. в жизни Франции. Золя воспринимает человека как продукт наследственности, среды и исторической ситуации. Последовательно отстаивал бескомпромиссный натурализм в театре немецкий драматург Герхард Гауптман ( «Ткачи», «Перед заходом солнца», «Перед восходом солнца» и др.)

В театральном искусстве натурализмом была проникнута режиссерская деятельность Андре Антуана. Он основал «Свободный театр».

Натурализм нашел свое отражение в творчестве немецкой художницы, скульптора Кете Кольвиц. Созданная ею серия гравюр запечатлела рабочих и их окружение в выразительных четких композициях. Натуралистическое направление в искусстве было неоднородным.

Наряду с реалистическими, демократическими чертами нередко проступали тенденции декадентства, со свойственными ему безнадежностью, аморализмом, упадком духа. Понятие «декадентство» часто связывают с искусством конца XIX в. — символизмом.

В конце XIX — начале XX вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве - символизм (от гр. symbolon — знак, опознаватель). Поэты-символисты использовали слова в символическом, а не конкретном значении. Признанные лидеры поэтов-символистов французы Поль Верлен и Артюр Рембо.

Символизм получил распространение и в других странах. Сильное влияние французского символизма испытал немецкий поэт Стефан Георге. Его концепция о себе как носителе германского духа появилась в книге «Гобелен жизни», а затем в сборнике «Седьмое кольцо».

Представители этого направления в искусстве сосредоточивали свое внимание на художественном выражении посредством символов «вещей в себе» и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия человека.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) в 1874 г. появилось новое направление во французском искусстве — импрессионизм (от франц. - впечатление). Импрессионисты Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камиль Писсаро и др. объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма в художественном творчестве, и с этой целью провели восемь выставок. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки эта группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи. Стили импрессионистов различались, но свежесть, разнообразие красок, зыбкость очертаний объединяет художников этого направления.

Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден («Граждане Кале», «Поцелуй», «Мыслитель» и др.).

В музыке понятие «импрессионизм» впервые было применено к творчеству французского композитора Клода Дебюсси, музыка которого воплотила мимолетные впечатления, мельчайшие оттенки человеческих эмоций и явлений природы (прелюдия к «Послеполуденному отдыху фавна»,три симфонических эскиза «Море»).Искания в области импрессионизма в музыке продолжил французский композитор и пианист Морис Равель — автор балета «Дафнис и Хлоя», знаменитого Болеро для оркестра.

В архитектуре в последней трети XIX в. новый тип инженерных конструкций нашел свое выражение в таких сооружениях, как знаменитая 300-метровая железная башня, построенная инженером А.Г. Эйфелем в Париже для Всемирной выставки 1889 г. (Эйфелева башня).

Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме (от лат. post — после). Яркими представителями этого направления были французские художники П.Сезанн, Ван Гог и голландец П.Гоген. Начав работать одновременно с импрессионистами, они испытали в своем творчестве их влияние. Но каждый из них представлял собой яркую творческую индивидуальность и оставил свой собственный след в искусстве.

Под влиянием импрессиониста Писсаро Поль Сезанн начал рисовать на пленэре. Очарованный возможностями цвета и света, он строил свою живопись (портреты, натюрморты, пейзажи) на чистых тонах и цветовых контрастах, устойчивых композиционных построениях, неизмененных качествах предметного мира, его пластическом богатстве, логике структуры, величии природы и органическом единстве ее форм («Берега Марны», «Персики и груша» и др.).

Поль Гоген, являвшийся одним из главных представителей постимпрессионизма, близкий к символизму и стилю модерн, использовал синтетические обобщения цвета и линий (контрастные тона, контуры, свет без теней, абстракция рисунка и цвета) («Брод», «А, ты ревнуешь?» и др.).

Своеобразным было изобразительное искусство Винсента Ван Гога. Для живописи, выполненной в темных, мрачных тонах, первого периода характерны эмоциональность, остродраматическое восприятие жизни, социальный протест, сочувствие людям труда («Крестьянка», «Едоки картофеля»). С 1888 г. в творчестве художника преобладают болезненно экспрессивный стиль, контрасты цвета, порывистый ритм, свободная динамика мазка («Ночное кафе», «Пейзаж в Овере после дождя»).

Постимпрессионисты П.Сезанн, Ван Гог и П.Гоген оказали большое влияние на развитие художественной культуры рубежа XIX— XX вв.