ТЕМА № 3: Киевская Русь IX – XIII веков.

Цель занятия:Познакомить слушателей с закономерностями, формами и этапами становления европейской системы государств в период раннего Средневековья. Представить этнокультурные и социально-политические процессы, сопровождавшие формирование древнерусской государственности. Выделить особенности феодального развития русского общества в IX – XII вв., этапы становления и развития Киевской Руси, подчеркнуть её европейскую ориентацию и политико-культурные связи с Византией.

Задачи: Дать систематизированные знания об основных закономерностях, движущих силах и путях политогенеза во всемирно-историческом процессе. Сформировать у студентов научные представления о роли в истории политической организации общества и отдельной личности. Обратить внимание на специфику государственного развития в разных типах цивилизаций, на особенности образования древнерусского государства, его европейскую ориентацию и политико-культурные связи с Византией.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- содержание понятия «государство» и общие сведения о путях политогенеза во

всемирно-историческом процессе;

- событийный фон, на котором происходило образование древнерусского государства –

Киевской Руси.

2. после изучения темы:

- место и роль Средневековья в мировой и отечественной истории;

- основные этапы и формы становления государственной власти в разных типах

цивилизационного развития человечества;

- этнокультурные и социально-политические процессы, сопровождавшие формирование

оформление государственной власти в Киевской Руси;

- общие и особенные черты политического устройства Киевской Руси в сравнении с

западноевропейскими раннефеодальными государствами, её международные связи;

- суть норманнской и антинорманнской теорий происхождения российского государства,

значение их противостояния в исторической науке, имена сторонников;

- предпосылки, время существования феодальной раздробленности на Руси, её

политические и экономические последствия.

 

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- аргументировано, с патриотических позиций применять полученные знания о генезисе

и эволюции восточнославянской государственности в публичных выступлениях и

дискуссиях.

 

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по второй теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятияс освещением следующих вопросов:

1. Закономерности, формы и этапы становления европейской системы государств в

период раннего Средневековья.

2. Этногенез восточных славян и дискуссии о формировании древнерусского

государства.

3. Политический строй, внешние связи, экономическое, социальное и духовное

развитие Киевской Руси в IX – XII вв.

4. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по

пройденному материалу:

1. Дайте определение понятию «государство». Когда и где возникли первые институты государственной власти в истории человечества?

2. Что вы знаете о формах и этапах становления государственности в странах Западной Европы в период раннего Средневековья? Какие прослеживаются закономерности в этом процессе?

3. Как современная историческая наука отвечает на вопрос о происхождении («этногенезе») восточных славян?

4. Какая проблематика Древнерусского государства является предметом дискуссий в научной среде? Кто такие «норманнисты» и «антинорманнисты»?

5. Какой политический строй существовал у восточных славян в догосударственный период? Назовите дату основания Древнерусского государства.

6. Определите историческое значение крещения Руси. Когда оно состоялось?

7. Кто считается первым законодателем в отечественной истории? Какой свод законов регламентировал мирскую жизнь древнерусского общества?

8. Расшифруйте значение понятия «феодальная раздробленность». Как долго действовали на русских землях центробежные тенденции, дезинтеграционные процессы? Назовите их причины, выявите их влияние на развитие последующих событий.

9. Составьте таблицу отличий политического устройства Киевской Руси от раннефеодальных монархий Западной Европы.

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1.- Прочитайте отрывок из древнейшего источника по русской истории – летописного свода «Повесть временных лет» (начало XII в.):

« В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде.»

- Ответьте на вопросы:

1). О каком событии идет речь в летописи? Укажите в современном летоисчислении год призвания в Великий Новгород князя Рюрика.

2). Исходя из данного повествования, сделайте вывод: в какой концепции происхождения государства восточных славян этот отрывок стал основополагающим и почему? Назовите авторов этой теории.

3). Можно ли признать варягов создателями государственности для восточных славян? Аргументируйте свой ответ.

 

4.2. На сегодняшний день большинство историков сходятся во мнении, что Древнерусское государство по форме правления представляло собой раннефеодальную монархию, где присутствовал как монархический элемент в правлении, так и аристократический, и демократический. Докажите этот факт, заполняя таблицу «Признаки раннефеодальной монархии в Киевской Руси»:

 

Монархический Аристократический Демократический
     

 

Для заполнения таблицы следует иметь в ввиду, что:

- раннефеодальная монархия представляла собой государство, в котором власть передавалась по наследству, а процесс формирования феодальных отношений происходил при пережитках первобытнообщинного строя (таких как вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и др.);

- монарх (от греч. monarchos - единовластитель) является единоличным главой государства, как правило, получающим власть в порядке наследования;

- аристократия (от греч. aristos – лучший и kratos – власть) означает форму государственного правления, при которой власть принадлежит родовой знати;

- демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) предусматривает участие народа в решении государственных дел;

- военная демократия означает форму государственности на стадии разложения первобытнообщинного строя, когда племенные вожди осуществляли военное руководство единолично, но согласовывали свои действия со старшей дружиной – княжеским советом, куда входили местные князья, старшины городов и приближённые дружинники; в дальнейшем из этого органа сформировалась Боярская дума.

 

4.3.Историк Н.М. Карамзин в качестве наиболее подходящей формы правления для России видел:

1) «свободное народовластие»; 2) «конституционную монархию»; 3) «мудрое самодержавие»; 4) «парламентскую республику».

Найти ответ с помощью электронных средств информации.

4.4. Вставьте пропущенное слово: «Славяне являются частью _____________культурно-исторической общности»:

1) тюркской; 2) угро-финской; 3) иберийско-кавказской; 4) индоевропейской.

- Расскажите, что вы знаете об этногенезе восточных славян.

4.5. Соотнесите имена Киевских князей с результатами их деятельности во внешней политике:

1) Олег; 2) Святослав; 3) Владимир Святой; 4) Ярослав Мудрый; 5) Владимир Мономах

А) отнял у поляков Восточную Галицию, подчинил своей власти литовское племя ятвягов и волжских булгар, заимствовал у Византии религию, породнился с Византийским императорским двором;

Б) окончательно разгромил печенегов, захватил землю прибалтийской чуди, установил широкие династические связи с европейскими и византийскими дворами;

В) нанёс сокрушительное поражение половцам, продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

Г) заключил с варягами договор о мире на северо-западных границах, совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стало заключение выгодного для Руси мирного договора с Византией;

Д) разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы в Волжскую и Дунайскую Болгарии, его завоеваниями был обеспечен выход Киевской Руси к важным торговым путям на Каспии, Чёрном море и Дунае.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

-Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.:

Юрайт, 2010.

- Кузнецов И.Н. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. М.: Издательский дом

«Дашков и К», 2010.

- История России. Учебник для вузов. Под ред. М.Н. Зуева и А.А. Чернобаева. М.:

«Высшая школа», 2009.

- Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. М.: Инфра-М, 2010.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

подготовки к семинарским занятиям. Киров: КГМА, 2007.

- Евсеенко В.И. Отечественная история. Учебно-методические рекомендации для

изучения курса студентами заочного отделения. Киров: КГМА, 2010.

Дополнительная:

- Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.:

ЭКСМО, 2006.

- Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,

В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

- Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.:

«Университет», 2008.

 

Методические указания подготовлены доцентом кафедры гуманитарных наук КГМА,

к.и.н. Евсеенко В.И.

 

Методические указания утверждены на заседании кафедры, протокол №___ от «_______»________________2011 г.

 

Зав. кафедрой: ____________________к.ф.н., доцент Михайлов А.Е.

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«КИРОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

 

Кафедра гуманитарных наук

Методические указания для студентов1 курса

Специальности: «Лечебное дело»

к семинарскому занятию

по дисциплине «История Отечества»