ЗЕМЕЛЬНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

7.1 Определение, функции, задачи и объекты земельной информационной системы

 

Одно из определений ЗИС дано в толковом словаре по геоиформатике: земельная информационная система (land information system) — географическая информационная система земельно-ресурсной и земельно-кадастровой специализации.

Основные функции современной земельной информационной системы – это формирование информационной основы управления земельными ресурсами любого уровня, обеспечение процессов принятия эффективных управленческих решений достоверной информацией с необходимой степенью детализации.

Средствами формирования информационной основы являются:

- программные комплексы;

- средства вычислительной техники и передачи информации;

- инструкции и методические руководства, положения и уставы, схемы и их описания.

 

Основные задачи создания и ведения земельной информационной системы:

- предоставление юридически обоснованных и достоверных данных о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость для органов управления, судов, банков, юридических и физических лиц;

- обеспечение защиты прав собственников, владельцев и пользователей земли и прочно связанной с ней недвижимости;

- обеспечение установления и регистрации правового режима пользования земельными участками, зданиями и помещениями;

- информационное обеспечение сбора земельного налога и налога на недвижимость; пополнение бюджета за счет пошлин и сбо­ров с земельных сделок и операций с недвижимостью; информа­ционная и правовая поддержка функционирования рынка земли и другой недвижимости;

- поддержка установления залоговой стоимости земли и недвижимости;

- установление ставок земельного налога и нормативов платежей;

- учет количества и качества земли, создание банка данных о наличии и состоянии земельных ресурсов;

- информационное обеспечение и поддержка программ по рациональному использованию земельных ресурсов, оптимальному планированию развития территорий;

- создание условий для установления территорий с особым правовым режимом (природоохранным, заповедным, рекреационным);

- учет технической информации о зданиях и сооружениях, расположенных на территории городов и других муниципальных образований;

- информационная поддержка разграничения полномочий по управлению землями между управленческими структурами Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований.

Земельный кадастр – это сложная земельно-информационная система, позволяющая решать задачи в области земельных отношений на всех административно-территориальных уровнях. Обработка огромных массивов количественных, качественных, ценовых и правовых данных о каждом кадастровом участке, контуре земельных угодий, хозяйственной и административной единице, их динамике под силу лишь современным компьютерным системам с набором автоматизированных рабочих мест

Объектами ЗИС являются земельные ресурсы, земельные участки, права на них и все процессы, связанные с ними. ЗИС может создаваться на базе какой-либо одной ГИС либо на базе нескольких ГИС. Последний вариант создания ЗИС в наибольшей степени подходит для ведения земельного кадастра в современных условиях, так как позволяет осуществлять конвертацию данных между разными геоинформационными системами. В то же время ЗИС может создаваться и без использования ГИС-технологий и самих ГИС.

Основа формирования базы данных ЗИС — данные Государственного земельного кадастра. ЗИС отвечают требованиям ведения кадастрового учета, позволяя выполнять не обобщенный, а более конкретный анализ данных, решать специфические задачи кадастрового учета земель.

К специализированным кадастровым ЗИС относятся:

- Кадастровый офис;

- Геополис;

- Геокад и др.).

 

8.2 Программный комплекс «Автоматизированный Кадастровый офис»

 

8.2 1 Общие сведения о программе

 

Назначение

Автоматизированный Кадастровый Офис – программный продукт, работает в среде ГИС MapInfo и продуктов Microsoft Office, и предназначен для автоматизации комплекса землеустроительных и кадастровых работ, создания муниципальных геоинформационных и кадастровых систем.

Разработчик ООО «Геотехнологии» г. Екатеринбург.

Области применения:

- обработка геодезической информации;

- землеустройство и межевание;

- создание геоинформационных систем управления земельно-имущественным комплексом;

- создание информационных систем обеспечения градостроительной деятельности;

- создание автоматизированных рабочих мест маркшейдерских служб.

Структура программного обеспечения:

1) основные приложения, которые находятся на рабочем столе;

2) модули геодезия и геомастер - программы, работающие с геодезическими данными для подготовки межевого дела, подготовки проекта границ ЗУ, для формирования описания ЗУ и формирования чертежа ЗУ;

3) служебные утилиты;

4) настройки интерфейса (т.е. может выбрать состав колонок в окне «список»);

5) шаблоны, файлы для формирования отчетных документов, документы типа таблиц, списков, сводных ведомостей готовятся в MS Excel, документы типа форм, например, договора аренды, межевые дела, формы ЕГРЗ, планы земельных участков и др. визуально проектируются и впоследствии выводятся в MS Word.

База данных Кадастрового Офиса может быть представлена непосредственно внутренней СУБД MapInfo (что обеспечивает очень простую инсталляцию и возможность работы в полевых условиях на ноутбуке), или при многопользовательской работе десятков пользователей внешними серверами СУБД – Microsoft SQL server или Oracle (с поддержкой Spatial Data).

Технология работы с "Кадастровый Офис" предполагает работу с двумя видами баз данных - постоянной и временной.

Постоянная база данных является конечным результатом работы пользователя и используется для подготовки выходных форм и дальнейшего дежурства.

Временная база данных используется только при первоначальном крупномасштабном вводе, например при инвентаризации.

Кадастровый Офис позволяет работать с растровой, векторной и смешанной информацией. Это могут быть обычные таблицы и рабочие наборы MapInfo и специальные тематические слои Кадастрового Офиса (например, Границы кадастрового деления, Участки, Здания и сооружения и др.)

Структура данных

При работе с пакетом «Кадастровый Офис» можно использовать любые стандартные таблицы MapInfo, но для ряда встроенных таблиц пакета предоставляется дополнительный сервис. Среди этих таблиц особо следует выделить следующие:

1. Слой Участков1_1 – границы землепользований, т.е. объектов, границы которых закреплены документально.

2. Слой Угодий1_2 – все прочие объекты, увязанные с границами землепользований, на территории которых они находятся. Пример - здания, площадки, огороды и др. В этом слое особо выделяются Объекты Недвижимости1_3.

3. Слой Границ – кадастровые (границы кварталов, массивов, зон), географические и прочие границы. Используется в задачах выборок (например, найти все в границах квартала), зонирования и др.

4. Слой Коммуникаций – линейные (водопровод, канализация и др.), точечные (колодцы, столбы и др.) и площадные (камеры) объекты, не связанные напрямую с землепользованиями и угодьями, на территории которых они находятся.

Временная база состоит из 4 слоев:

1) ввод границ;

2) ввод участков;

3) ввод угодий;

4) ввод коммуникаций.

Постоянная база данных включает основные таблицы: границы, участки, угодья, коммуникации.

Постоянная база является конечным результатом формирования землеустроительной БД, и только на основании этой базы формируется отчетный документ.

 

 

Обобщенная структура БД

Постоянная база включает в себя специальные блоки (базы) (рисунок 19).

 

 

Рисунок 19 – Обобщенная структура постоянной базы данных

 

Для ведения БД может быть использован один из двух классификаторов: Gorod,spr – для города, Selo,spr. – для села. Классификаторы имеют открытый формат – текстовый. Состав дополнительных слоев может быть заполнен в зависимости от сферы применения с учетом специфики организаций. Поля всех слоев прописаны в файле Tabgen.ini.

Кадастровый Офис предполагает введение новых слоев пользователя, кроме имеющихся. Добавление или ввод объекта осуществляется через Косметический слой.

 

Основные функциональные возможности «Кадастровый Офис»

1) Поддерживаются возможности изменения многоуровневых классификаторов и структуры используемых таблиц.

2) Поддерживается ввод графических и семантических характеристик кадастровых границ, земельных участков и находящихся на них строений.

3) Обеспечиваются возможности ведения данных о технических паспортах объектов недвижимости, включая описание помещений, конструктивные характеристики, планировки и т.д.

4) Поддерживается ввод графической и семантической информации об устанавливаемых сервитутах, описание сведений о сервитутных правах третьих лиц и документах, устанавливающих сервитуты.

5) Обеспечивается ввод информации о правах на земельные участки и объекты недвижимости, субъектах права (юридических и физических лицах), а также правоустанавливающих и правоподтверждающих документах.

6) Обеспечивается управление статусом объектов недвижимости.

7) В пакете присутствуют ориентированные на MS Office редакторы шаблонов выходных документов (редактор форм типа свидетельств, договоров аренды, выкопировок и др. для MS Word и генератор списков типа форм 22, списков налогоплательщиков и др. для MS Excel). Обеспечен механизм формирования отчетов и соответствия их утвержденным формам. В состав пакета включены шаблоны для автоматизированного заполнения форм ЕГРЗ.

8) Обеспечивается возможность формирования графических документов (карт, планов и др.) стандартного оформления.

9) Предусмотрен набор операций трансформации объектов недвижимости (добавления, разделения, объединения, изменения и ликвидации объектов) с возможностью топологических изменений границ смежных объектов и архивации старого состояния.

10) Возможно графическое и безграфическое хранение информации в базе данных с прикреплением графической информации по мере необходимости.

11) Предусмотрен набор средств, для обработки результатов наземной съемки и геодезических построений.

12) Имеются средства ведения архива изменений, содержащего информацию об изменении объектов, прав, документов и субъектов права.

13) Обеспечивается возможность ведения графической и семантической информации о территориальных зонах.

14) Предусмотрены средства для выполнения оверлейных операций с территориальными зонами и формирования сервитутов, а также расчетов платежей на основе этих операций.

15) Поддерживаются возможности тематической закраски кадастровых планов.

16) Имеется графическая система, позволяющая работать с векторной, растровой и гибридной информацией. Поддерживается работа с большими растровыми слоями (тысячи и десятки тысяч растров).

17) Возможно ведение в графической системе слоев кадастровой информации и пользовательских слоев. Возможны комбинированные запросы по графике и семантике.

18) Обеспечиваются запросы любой сложности по базе данных, объединяющие группы связанных баз данных.

19) Возможно выделение в графической системе объектов, удовлетворяющих любому условию запроса.SQL-запросы.

20) Возможно определение соседей любого выделенного земельного участка.

21) Обеспечивается определение площадей, периметров и каталогов координат (включая дирекционные углы, румбы и меры линий) любого выделенного объекта. Для линейных объектов типа автомобильных и железных дорог, возможно определение длин по дорогам, пикетаж и построение полос отвода.

22) Обеспечивается возможность отображения графических и семантических сведений о границах кадастрового зонирования, возможно изменение кадастрового зонирования.

23) Поддерживаются библиотеки типовых элементов, например стандартных строений.

24) Обеспечивается работа с любыми принятыми на территории России государственными системами координат и пересчет между ними.

 

7.2.2 Структура окна «Кадастровый Офис»

 

Рисунок 20 – Формат окна «Кадастровый Офис»

 

Структура окна пакета "Кадастровый Офис" соответствует структуре окон стандартного MapInfo за исключением того, что некоторые объекты этого окна убраны, а некоторые функции добавлены.

В окне условно выделены четыре основные области:

- Меню;

- Панели инструментов;

- Рабочая область;

- Область сообщений.

 


Пункты меню «Кадастровый Офис»

Администратор

Включает функции по идентификации пользователя (создание имени карты и пароль каждого пользователя), созданию и объединению карт и не часто повторяющиеся функции подготовки постоянной базы, отрисовки и редактирования условных знаков и др.

Ввод данных

Включает функции для заполнения временной базы, описания данных и ввода геометрии объектов. Включает часто выполняемые операции с постоянной базой данных - выборки, вывод каталогов координат и вывод часто употребляемых документов, типа свидетельства, договора аренды и др.

Отчеты

Включает средства подготовки кадастровых планов, выходных форм табличного типа, а также сопутствующие средства проверки и контроля площадей.

Участки

Включает функции изменения границ землепользований и ведения архива изменений (отображения истории изменений)

Временные меню, возникающие при выполнении специальных групп функций

Формирование кадастровой карты

Включает функции подготовки кадастровых планов.

Растры

Включает функции, облегчающие работу с растровым материалом.

Панели инструментов «Кадастровый Офис»

Панель редактирования базы (рисунок 21)

 
 

 

 


Рисунок 21 – Панель редактирования базы «Кадастровый Офис»

 

 

1- описать семантику для выбранной записи активного слоя; 2 - отмена последнего изменения (работает только в режиме первичного ввода данных); 3-ортогонализация объекта из косметического слоя (для объекта из двух отрезков – построение замкнутого прямоугольника или параллелограмма); 4-параллельное построение по полилинии и точке; 5-создать каталог координат для выбранного объекта; 6-создать объект в косметическом слое по каталогу координат; 7- запустить встроенный модуль решения геодезических задач; 8-запустить встроенный модуль Геомастер; 9-добавить объект или новую запись, не содержащую графического объекта в активный слой; 10-присоединить графику из косметического слоя к выбранной записи; 11-описать данные технического паспорта для выбранного сооружения; 12-показать список ограничений (обременений) для выбранной записи;

13-включение/выключение синхронизации окон карты и списка при выборе объекта или записи; 14-добавить новый графический шаблон в библиотеку шаблонов; 15-разместить по двум точкам створа шаблон из библиотеки шаблонов; 16-Копировать семантику (или и графику тоже) между слоями.

 

Панель подготовки документов (рисунок 22)

 
 

 


Рисунок 22 – Панель подготовки документов

 

1-определить участки, смежные выбранному. Результат – выборка смежных участков; 2-подготовить договор аренды (предварительно необходимо выбрать смежников); 3-расчет арендных платежей для выбранного участка (настраивается индивидуально для клиентов); 4-подготовка акта о нормативной цене земли для выбранного участка; 5 -подготовка свидетельства о праве собственности на землю для выбранного участка; 6-присоединить ссылку на связанную с ним вложенную карту для выбранного объекта; 7-перейти к работе с вложенной картой для выбранного объекта; 8-вернуться к работе с картой верхнего уровня; 9- Создать выборку (сформировать запрос к базе данных).

 

7.2.3 Технология формирования инвентаризационного плана (карты) в «Кадастровый Офис»

 

Основные этапы:

1) Сбор топографической, кадастровой, градостроительной и землеустроительной документации.

2) Определение параметров плана.

3) Ввод границ кадастровых кварталов и территориальных зон

4) Ввод границ участков.

5) Ввод границ угодий.

6) Ввод линий коммуникаций.

7) Передача информации в постоянную базу данных.

8) Контроль ввода семантики и топологии.

9) Формирование кадастрового плана

Рассмотрим выше перечисленные пункты.

 

2) Определение параметров плана

Перед созданием новой карты предварительно определяются следующие параметры:

- имя и пароль пользователя

- имя и путь к папке, где будет располагаться БД;

- проекция и экстремумы плана

- ресурсы карты;

- по какому принципу будет строиться кадастровый номер (шаблон);

- классификатор.

После запуска программы в диалоге «Выбор карты» выбираем кнопку «Изменить» и в окне «Регистрация» вводим имя регистрации и пароль пользователя. Но перед этим необходимо создать пустую папку, где будет находиться БД карты. В диалоге «Новая карта» задать имя карты, путь карты, экстремумы карты (минимальное и максимальное значение координат для графических объектов), выбрать проекцию для определения системы координат план – схема (метры), ресурсы карты (утилита позволяет назначать пользователей для карты, ресурсы самой карты – таблицы и справочные наборы), шаблон кадастрового номера, классификатор.

Представление кадастрового номера можно разделить на две части – постоянную и переменную. Это позволяет не заполнять каждый раз кадастровый номер полностью, а вводить только необходимую часть,

Все символы в шаблоне кадастрового номера, отличающиеся от «#» считаются постоянными, а символы «#»слева направо подменяются цифрами из введенного числа.

Шаблон Что вводится Результат

54:19:0#:## ## ## 72351 54:19:07:23: 51 00

54:19:0#:## ## ## 3400103 54:19:03:40 01 03

#:##: ## 25600 2:56:00

 

3) Ввод границ кадастровых кварталов и территориальных зон

Начальный ввод данных производится во временной БД. Пользователю необходимо выбрать временную таблицу – слой, с которым будет работать в данный момент.

После открытия карты, по команде Начать Ввод выбираем слой Ввод Границ. Появятся два окна: таблица список Ввод границ, где будут указаны поля для заполнения (кадастровый номер, название, вид границ) и таблица карта. Графические объекты буду создаваться в косметическом слое, т. е, данный слой следует поставить редактируемым. После создания объекта (полигона) в меню выбрать команду Ввод данных, затем кнопка Добавить объект, которая позволяет перенести объект из косметики во временную базу (ту, которая была установлена функцией Начать Ввод).

Для линейных и площадных объектов реализованы функции обрезки другими объектами слоя. Этими функциями можно управлять, используя флажки Обрезать новое по старому и Обрезать старое по новому.

- флажок «Обрезать новое по старому» позволяет посадить новый объект точно по границам ранее построенных объектов, если они находятся внутри нового объекта – вырезать их из него;

- флажок «Обрезать старое по - новому» позволяет посадить старые объекты по границам вновь введенного или сделать из него остров внутри старых объектов;

- возможна комбинация этих флажков.

После ввода графической части с помощью классификатора определяются основные характеристики объекта. В диалоге Реквизиты границы по предложенным кнопкам полей границ двойным кликом мыши задаются их характеристики из справочника. При работе со справочниками предусмотрен набор стандартных действий:

- Выбор строки – двойной щелчок левой кнопкой мыши или <ENTER>

- Возврат на предыдущий уровень справочника (справочники многоуровневые) – щелчок правой кнопкой мыши или <BACKSPACE>

- Выход без выбора - <ESCAPE>

- Поиск - <F3>

Далее слой будет перенесен в постоянную БД и в диалоге «Управлении слоями» появится слой Ввод границ.

 

4,5,6) Ввод Участков, Ввод Угодий, Ввод Коммуникаций

Формируются графические объекты в косметическом слое. Это можно сделать и после описания семантических характеристик.

При работе с временной БД, после переноса объекта в указанный слой по команде Добавить объект программа автоматически предложит внести семантические данные для объекта. В зависимости от включенного слоя, набор справочников и семантических данных будет различен.

Например, в семантическую часть Ввод Участков входят основные характеристики:

- кадастровый номер

- землепользователь (субъект права)

- адрес земельного участка

- вид права

- категория земель

- определение и статус

Семантика Ввод Коммуникаций:

- кадастровый номер

- владелец

- местоположение

- вид права

- категория земель

- вид коммуникаций

Семантика Ввод Угодий:

- вид угодья

- примечание

Пример формы для описания семантики базы «Ввод Участков» показан на рисунке 23.

 

 

Рисунок 23 – Формы для описания семантики базы «Ввод Участков»

Вначале заполняем кадастровый номер, затем в поле землепользователь выбираем «+» добавление субъекта права к выбранному участку;

Примечание кнопки:

правка – изменение атрибутов выбранного субъекта права;

% - описание права и документов для выбранного из списка субъекта;

«- » удаление субъекта права из выбранного участка.

При определении землепользователя, последний может быть определен или выбран с помощью поиска (фильтра), при их отсутствии в БД (рисунок 24).

 

 

Рисунок 24 – Диалоговое окно фильтр для списка землепользователей

 

выбор кнопки ОК, появится Панель субъектов (рисунок 25).

 
 

 


Рисунок 25 - Панель субъектов

 

1-поиск; 2 – выбор; 3 – отмена; 4 – добавление; 5 – удаление; 6 – правка; 7- справка

 

Выбираем кнопку «Добавление»: на экране откроется окно «Землепользователи».

 

Кнопка «Добавление»

Кнопка добавляет в таблицу Субъектов новую запись и позволяет редактировать семантическую информацию по новому субъекту. В диалоге Землепользователи определяется тип субъекта (юридическое или физическое лицо) рисунок 26, а далее заполняются экранные формы для редактирования Субъекта.

 

 

 
 

 


Рисунок 26 – Редактирование форм Субъекта для физических и юридических лиц

 

В диалоге Описание права выполняется описание прав и документов (рисунок 27).

 

 

Рисунок 27 – Диалог Описание права

 

В поле Доля возможны две формы заполнения (или десятичным значением – процентами) или значением типа 1/3. Если введены числитель и знаменатель дроби, эти значения становятся предпочтительными и в дальнейшем доля отображается именно таким образом.

Здесь хранится описания списка документов, связанных с данным правом (правоустанавливающих или правоподтверждающих). Таких документов может храниться неограниченное количество. Управление списком документов происходит через окно списка и кнопки «Добавить», «Удалить», «Изменить», «Копировать», «Вставить». Операции «Копировать», «Вставить» позволяют оперативно вводить информацию по документам, общим для нескольких прав (долевая собственность и др.)

После заполнения всех полей в диалоге Землепользователи выбираем кнопку ОК и Субъект будет внесен в базу Субъекты (рисунок 28).

 

 

 

Рисунок 28 – База Субъектов

 

В отличие от стандартных справочников этот справочник - база Субъекты является постоянно пополняемым.

В панели субъектов выбирать кнопку добавление в описание, и в диалоге Описание объекта продолжить заполнение полей, которые из указанных программой справочников выбрать нельзя, далее кнопки: Сохранить и Закрыть. Все данные и сам объект будет перенесен в постоянную базу, а в диалоге «Управление слоями» появится слой, например Ввод Участков т.д.

 

7) Передача информации в постоянную базу данных

Передача данных из временной базы в постоянную базу выполняется однократно. Повторная передача может привести к потере постоянной БД. По завершению передачи выполняется контроль семантики. Передача информации постоянной базы данных выполняется с помощью команды «Создать угодья участков» пункт меню «Администратор».

При передаче информации можно выделить 2 режима:

1.Переписать полностью БД;

2.Дописать БД.

 

8) Контроль ввода семантики и топологии

Топология выполняется с помощью команды в меню Отчет/Проверка площадей. Здесь определяют типы объектов, между которыми необходимо проверить топологию. При этом формируется специальный слой «контроль ошибок» и текстовый файл «контроль площадей» по каждому объекту.

Семантика проверяется путем визуального сопоставления данных, приведенных в окне семантики в документах.

С помощью отчетных документов составляется список субъектов прав:

Отчеты – документы - список землепользователя.

 

9) Формирование кадастрового плана

 

Общий порядок:

1.Отключаем растр в диалоге «Управление слоями»;

2.В меню Ввод Данных/Нарисовать сетку и в диалоге Ввод параметров сетки выбрать геодезические координаты левого нижнего угла (х,у) в метрах, масштаб по которому будут создаваться трапеции, количество трапеций по Х и по У, оформление;

3.В меню команда Отчеты/Формирование кадастрового плана/Планы на бумаге, затем с помощью стрелки Выбор активизируем план, затем Фиксация планшета (создается новое окно карты, содержащее только один выбранный планшет) и Угловой штамп (создание зарамочного оформления планшета), далее.

4.Печатный лист – в отчете формируется результат для вывода на принтер или плоттер. Изменение размеров и расположение листа – пункт в меню Файл/Параметры страницы.

В Автоматизированном Кадастровом Офисе (АКО), начиная с версии 3.63, предусмотрены средства автоматического формирования межевых планов, в соответствии с приказом Минэкономразвития РФ № 412,от 24.11.2008 г.

Межевой план включает сведения о:

1) земельных участках, образуемых при разделе, объединении, перераспределении земельных участков (исходные земельные участки) или выделе из земельных участков;

2) земельных участках, образуемых из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности;

3) земельных участках, в отношении которых осуществляются кадастровые работы по уточнению сведений ГКН о местоположении границ и (или) площади (уточняемые земельные участки);

4) земельных участках, из которых в результате выдела в счет долей в праве общей собственности образованы новые земельные участки, а также земельных участках, которые после раздела сохраняются в измененных границах, и ранее учтенных (до 11 марта 2008 г.) земельных участках, представляющих собой единое землепользование.

В состав межевого плана входит: текстовая часть, титульный лист, содержание, разделы текстовой части, графическая часть, документы приложения.

В структуре Автоматизированного Кадастрового Офиса (АКО) добавлен набор новых таблиц для ведения информации по межевым планам

- МежевыеПланыЗаголовки;

- МежевыеПланыУчастки;

- МежевыеПланыЧастиУчастков;

- МежевыеПланыЗдания.

В программе предусмотрена специальная панель инструментов Межевые планы, где сведены инструменты для выбора папки с оформлением межевого дела, рисования точек смежеств и абрисов, формирования окон абрисов, выбора стилей оформления и печати межевых дел.

7.2.4 Модуль «Геомастер»: назначение, структура окна, функциональные возможности

 

Назначение

Пакет Геомастер предназначен для расширения графических возможностей MapInfo и включает в себя математические алгоритмы для обработки результатов полевых измерений в среде MapInfo. Геомастер может поставляться, как самостоятельный программный продукт или в составе пакета Автоматизированный Кадастровый Офис, в который он входит в качестве одного из модулей.

Геомастер открывается, как отдельное окно карты, в котором доступны все меню и инструменты MapInfo.

 

Структура окна (рисунок 29)

 


Рисунок 29 – Структура окна Геомастер

 

Интерфейс Геомастера состоит из окна карты и расположенной над ним Панели инструментов. Функции Геомастера вызываются кнопками на Панели инструментов или через выпадающее меню, доступное при нажатии правой кнопки, находясь в Панели инструментов.

 

Панели инструментов (рисунок 30).

 

 
 

 

 


Рисунок 30 – Панели инструментов

 

1 – окна для отображения и ввода математических координат X и Y;

2 - окна предназначены для отображения и ввода углов и расстояний, по которым вычисляется прямая геодезическая задача;

3 – меню (контекстное и ниспадающее)

4 – инструмент сколка, предназначена для построения ломаных линий;

5 - инструмент направление, указывает направление линией.

 

Возможные варианты привязки выбираются во время сколки:

- привязка к узлу производится при включении привязки;

- привязка к линии возможна при выключенной привязке и нажатой клавиши Shift;

- при выключенном режиме привязки и нажатой клавише Shift возможна ортогональная (перпендикулярная) привязка к линии или продолжению линии.

 

Основные функциональные возможности модуля можно разделить на:

1) вспомогательные или сервисные команды;

2) геодезические команды;

3) топографические команды;

4) землеустроительные или кадастровые команды.

К вспомогательные или сервисные командам можно отнести:

- создание окна новой карты;

- преобразование координат из одной системы в другую, аффинные преобразования по ключу или по набору точек.

- трансформация и калибровка отсканированных растров, обрезка зарамочного оформления, сшивка мозаики.

- импорт данных из форматов накопителей внешних устройств – электронных тахеометров и систем спутниковой навигации (GPS-приемников);

К геодезическим командам:

- вычисление теодолитных ходов;

- обработка тахеометрической съемки;

- совместное уравнивание линейно-угловых сетей;

- вычисление площади полигона произвольной формы по координатам его вершин;

- вычисление координат и высот точек полярной съемки;

- решение обратной геодезической задачи;

- определение плановых координат методом засечек (прямой и обратной);

Топографические команды для оформления топографических планов:

- ведение классификатора условных знаков;

- возможность создания произвольных условных знаков, новых типов линий и заливок площадных объектов;

- построение линейных объектов и других коммуникаций, которые имеют сложный условный знак;

- построение трапеций;

- построение прямоугольной сетки;

- построение горизонталей, откосов;

- оформление площадных, линейных и точечных объектов, используя команду классификатор (из него выбирается условный знак и создается объект).

- построение круговых кривых и сглаживание углов полигонов;

Землеустроительные или кадастровые команды:

- построение прямоугольных участков, окружностей и многоугольников, трапеций;

- параллельное построение;

- построение полос отвода автомобильных и железных дорог, пикетаж;

- деление участка на части заданной площади или указанное число частей;

- построение прямоугольной сетки;

- сборка объектов из примитивов, например, импортированных из AutoCad;

-поиск объектов по стилю оформления, площади, длине, периметру и другим атрибутам геометрии.