Судебная система

1.

Развитие государственно-политической системы славянских стран между двумя мировыми войнами.

Государство и право славянских народов Центральной и Юго-Восточной Европы после Первой Мировой войны (Болгария, Польша, Чехословакия, Югославия).

2. Государство и право в славянских стран в послевоенный период (1945 – начало XXI века)

 

Болгария.

В 1876 г. вспыхнуло восстание в Болгарии. По итогам русско-турецкой войны, длившейся с июня 1877 г. по март 1878 г. был подписан Сан-Стефанский мирный договор Его условия вызвали недовольство западноевропейских государств. Они обязали Россию подписать Берлинский трактат 1878 г. По нему Сербия, Черногория и Румыния получали независимость. Однако их территории были сокращены по сравнению с намечавшимися ранее. Болгария делилась на две части. Северная часть должна была представлять автономное княжество, южная часть - турецкую территорию с широкой административной автономией. Австро-Венгрия оккупировала Боснию и Герцоговину, Англия - остров Кипр. Бессарабия возвращалась России.

В последней трети XIX в. Сербия выбрала проавтрийский курс внешней политики. Во внутренней жизни государства шла борьба между консерваторами и либералами. Она приводила к частой смене Конституций. В 1894 г. победила консервативная Конституция, дававшая князю широкие права, по сравнению со Скупщиной - народным собранием.

В Болгарии еще до начала русско-турецкой войны 1877 -1878 гг. при русском главном командовании на Балканах было образовано гражданское управление. Его задачей ставилось создание с помощью русских нового болгарского государственно-административного аппарата.

По мере освобождения Болгарии создавались губернии. Во главе них были поставлены русские губернаторы. Вице-губернаторами являлись болгары.

В апреле 1879 г. в Тырново открылось Учредительное собрание. Оно приняло Тырновскую конституцию. По ней Болгария объявлялась наследственной монархией с народным представительством. Устанавливалось однопалатное Народное собрание, избираемое путем всеобщей, равной и тайной подачи голосов Для решения наиболее важных вопросов созывалось Великое Народное собрание. Конституция провозглашала основные буржуазные права и свободы - свободу слова, печати, собраний и т.д.

В апреле 1879 г. на первом Великом Народном собрании князем Болгарии был избран Александр Баттенберг Воспользовавшись тем, что 1 марта 1881 г. был убит российский император Александр II, он отменил Конституцию и распустил Народное собрание В дальнейшем Конституция была восстановлена, А. Баттенберг ушел в отставку.

В 1885 г. произошло воссоединение Северной Болгарии с ее южными территориями. Это вызвало болгаро-сербскую войну. После вмешательства Австро-Венгрии границы Болгарского государства были восстановлены.

В дальнейшем Болгария, как Сербия, выбрала проавстрийский курс своего развития. Отношения с Россией обострились вплоть до разрыва дипломатических отношений. В Первой мировой войне Болгария выступала против России. В межвоенное время 1918 - 1941 гг. государство оставалось монархией и из-за сельскохозяйственной специализации - "огородом Европы".

 

Югославия.

Осенью 1918 г. распалась Австро-Венгерская империя. В Словении, Боснии и Герцеговине, Хорватии и других ее южнославянских провинциях стали создаваться временные правительства - народные веча. 1 декабря 1918 г. в Белграде их представители объявили о создании объединенного Королевства Сербов, Хорватов и Словенцев - СХС.

В июне 1921 г. была принята Видованская Конституция. Она провозглашала парламентскую монархию, законодательная власть в Королевстве СХС принадлежала королю и скупщине. Конституция полностью игнорировала национальные права народов, входивших в состав нового государства.

В 1920-е гг. Королевство СХС оставалось аграрной страной. Тем больнее ударил по ней мировой экономический кризис 1929 г. В январе 1929 г. король всю полноту власти взял в свои руки.

Чтобы укрепить государственное единство и решить наиболее актуальный национальный вопрос, король изменил название страны - Королевство Югославия. Утверждалось, что в государстве проживает единой югославский народ, внутри которого не должно быть противоречий. В сентябре 1932 г. была принята новая Конституция, вводившая двухпалатный парламент.

В марте 1941 г. был подписан договор о присоединении Югославии к германскому блоку, в ходе которого к власти в Югославии пришли силы, подписавшие договор о ненападении с СССР. В ответ Германия напала на Югославию и в конце апреля 1941 г. оккупировала ее.

 

Польша.

Осенью 1918 г. польские земли были освобождены от германо-австрийской оккупации.

Вернувшийся из немецкого плена национальный лидер Польши Юзеф Пилсудский занял должность Временного начальника государства.

Собравшийся в феврале 1919 г. сейм подтвердил полномочия Пилсудского как начальника государства до момента принятия постоянной конституции и избрания на ее основе президента страны, а также принял закон о временной организации высшей власти, получивший название Малой конституции, который определял полномочия сейма, начальника государства и правительства.

Работа над постоянной конституцией заняла два года. Все это время в сейме и прессе шли горячие дискуссии о форме государственного устройства, полномочиях отдельных ветвей власти, принципах избирательного права. 17 марта 1921 г. сейм принял конституцию (она получила название «мартовской»). Это была одна из наиболее демократических конституций в мире на то время. Польша провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежит народу. Органами власти в области законодательной являлся парламент, состоящий из двух палат — сейма и сената, исполнительной — президент и правительство, в области судебной — независимые суды. Выборы в парламент были всеобщими, равными, прямыми.

Президент избирался парламентом. Он имел право выдвижения кандидатур премьера и министров, а также представлял государство на международной арене. Ю. Пилсудский отказался выдвигать свою кандидатуру на эту должность и ушел в отставку. Правительство было ответственно перед парламентом. Сейм, наделенный основными полномочиями в законодательной и контрольной областях, утверждал правительство и отдельных министров и имел право их смены. Особая позиция сейма в государстве закреплялась крайне сложной процедурой его досрочного роспуска.

Экономическое положение Польши после войны было тяжелым. Страна периодически переживала кризисы. В 1926 г. под лозунгом “санации” (оздоровления) общества к власти вернулся Ю. Пилсудский. Он занял пост генерального инспектора армии (военного министра). Президентом был избран его ставленник.

Реформы Ю. Пилсудского привели к установлению в Польше диктатуры. В апреле 1935 г. была принята новая Конституция. Она всю полноту власти передавала президенту, который был ответственным только перед “Богом и историей”. Президент избирался специально от-бранными выборщиками в количестве 80 человек. Сенат терял реальное значение.

Ю. Пилсудский умер через месяц после принятия Конституции. В Польше развернулась борьба за власть. 1 сентября 1939 г. начался захват польских земель гитлеровцами. 17 сентября 1939 г. советские войска приступили к освобождению Западной Беларуси и Западной Украины. Польское государство прекратило свое существование.

 

Чехословакия.

После распада Австро-Венгерской империи в ноябре 1918 г. была провозглашена Чехословацкая республика. Летом 1919 г. окончательно установились ее границы, включавшие Закарпатскую Украину. С сентября 1921 г. пост президента страны занимал Э. Бенеш.

С 1924 по 1929 г. Чехословакия переживала экономический подъем. В 1930 г. ее охватил мировой экономический кризис 1929 г. Наибольшего спада экономика Чехословакии достигла в 1933 г., а новый экономический кризис 1937 г. уже не позволил стране вернуться к прежнему благополучию.

29 - 30 сентября 1938 г. в Мюнхене состоялась конференция, в которой приняли участие Англия, Франция, Германия и Италия. На конференции без участия чехословацкой стороны было решено передать часть ее территории Германии. Чехословакия была вынуждена выполнить условия “мюнхенского сговора”. В марте 1939 г. Германия полностью оккупировала Чехословакию.

 

 

2. Государство славянских стран после Второй мировой войны.

Варшавский договор (Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи) от 14 мая 1955 года — документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза — Организации Варшавского договора (ОВД).

Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) — межправительственная экономическая организация социалистических стран, действовавшая с 1949 по 1991 годы. Штаб-квартира СЭВ находилась в Москве. По-настоящему активная деятельность СЭВ началась около 1960 года, когда руководство СССР пыталось сделать СЭВ своего рода социалистической альтернативой ЕЭС (Европейское экономическое сообщество или «общий рынок», предшественник Евросоюза). Его целью было экономическое и научно-техническое сотрудничество социалистических стран. Также разрабатывались единые стандарты и нормы для стран-участниц.

 

Польша.

В ходе Второй мировой войны на территории Польши боролось несколько сил за восстановление национальной независимости: Армия Крайова, созданная эмигрантским польским правительством, Гвардия Людова, организованная Польской рабочей партией, и сформированная в СССР дивизия им. Т. Костюшко. В июле 1944 г. после вступления советских войск на территорию Польши был создан Комитет национального освобождения. Он провозгласил Манифест к польскому народу, в котором говорилось также о необходимости социального освобождения трудящихся.

К весне 1945 г. все положения Манифеста были реализованы. Исчез класс помещиков, к государству перешли крупные предприятия. Попытка Запада выполнить решения Ялтинской международной конференции о создании в Польше правительства с участием эмиграции провалилась. Летом 1946 г. в стране прошел всенародный референдум, на котором большинство населения поддержало курс на социализм.

В 1952 г. в Польше была принята Конституция. Она утверждала название государства - Польская Народная Республика. Высшим законодательным органом объявлялся сейм. В промежутках между сессиями работал Государственный Совет. Исполнительная и распорядительная власть находилась у Совета Министров. Пост президента упразднялся.

ПНР развивалась по пятилеткам, превратилась в индустриально-аграрное государство. Страна пережила все реформы, проводившиеся в духе преобразований в СССР: создание однопартийной системы, борьбу с инакомыслием, “оттепель” после смерти И. Сталина. Однако уже к 1970-м гг. в польской экономике стали наблюдаться первые симптомы кризиса. Попытки выйти из него оказались безрезультатными.

В 1979 г. на волне рабочего протеста возник профсоюз “Солидарность”, главой которого был электрик Л. Валенса. Профсоюз начал борьбу за власть с председателем Совета Министров В. Ерузельским. В стране с декабря 1981 по декабрь 1982 г. было введено военное положение.

С 1982 г. в ПНР начались экономические реформы. На предприятиях вводилось самоуправление. С 1987 г. страна перешла к рыночной экономике. Для гарантии социальной стабильности кроме сейма был учрежден сенат. В июле 1989 г. на совместном заседании двух палат парламента был избран президент - В. Ерузельский.

30 декабря 1989 г. государство получило новое название - Республика Польша. Изменениям подверглись герб, гимн, статьи Конституции, в которых говорилось о социалистическом характере государства.

С 1 января 1990 г. страна перешла к “шоковой терапии” и крупномасштабной приватизации. Изменилась банковская система, появились законы о банкротстве.

В 1990 г. были внесены очередные изменения в Конституцию: президент должен был избираться на 5 лет путем прямых всеобщих выборов. В. Ерузельского стали упрекать в незаконности его власти и он был вынужден уйти в отставку. В январе 1992 г. президентом Республики Польша стал Л. Валенса, а в 1995 г. - А. Квасьневский.

В августе 2010 года пост президента занял Бронислав Коморовский, премьер-министра — Дональд Туск.

Ныне действующая Конституция Польши вступила в силу 17 октября 1997 г. В ее составе тринадцать глав и двести сорок три статьи. Поправки к Конституции принимаются парламентом: абсолютным большинством голосов Сената и двумя третями голосов Сейма. Не исключается также проведение референдума. До 1997 г. в качестве Основного закона государства выступала так называемая Малая конституция, которая представляла собой существенно измененный акт 1952 г.

Согласно Конституции, главой государства является президент, избираемый на всеобщих выборах в два тура. Срок президентских полномочий — пять лет, допускается одно повторное переизбрание. Участвуя в законотворческом процессе, президент может использовать право вето. Однако президентское вето может быть отклонено тремя пятыми голосов депутатов Сейма, присутствующих на заседании (при этом в зале должно быть не менее половины от общего числа депутатов). До подписания закона президент вправе обратиться в Конституционный трибунал с целью проверки конституционности принимаемого документа. По важнейшим для государства вопросам президент может объявить всенародный референдум. В аппарате президента действуют Канцелярии, Бюро национальной безопасности и Группа советников.

Орган законодательной власти — польский парламент — состоит из двух палат. Верхняя палата называется Сенат, а нижняя — Сейм. В Сенат входят сто человек, в Сейме заседают четыреста шестьдесят депутатов. Депутатом может стать любой гражданин Польши, без ограничений пользующийся общественными правами, которому к моменту проведения выборов исполнится двадцать один год. Возраст кандидата в сенаторы выше — от тридцати лет. Депутаты в Сейм выбираются на четырехлетний срок по системе пропорционального представительства. Шестьдесят девять из них избираются по партийным спискам. Партиям надо пройти пятипроцентный барьер, альянсам — восьмипроцентный; премиальные места получают партии, набравшие более 7 % голосов. Распоряжение в отношении проведения выборов в Сейм и Сенат отдает президент. В отдельных случаях президент имеет право сократить срок полномочий парламента текущего созыва. Во время голосования в парламенте депутаты не связаны наказами избирателей, а руководствуются интересами Республики Польша в целом. Депутаты создают в Сейме и Сенате парламентские фракции по партийному принципу. Новые законопроекты рождаются именно во фракциях. В Сейме и Сенате работают постоянные и временные комиссии, назначение которых — обсуждать законопроекты. Парламент на совместном заседании палат может сместить президента, объявив ему импичмент.

Органом исполнительной власти является правительство — Совет министров. Правом назначения премьер-министра (официальное название должности — председатель Совета министров) обладает президент, однако на практике кандидатуру премьера выдвигает Сейм (обычно это лидер партии парламентского большинства). Премьер определяет кадровый состав правительства и предоставляет список на утверждение президенту.

В обязанности премьера входит руководство деятельностью Совета министров и аппаратом правительственной администрации, а также осуществление контроля над органами местного самоуправления в объеме и порядке, предусмотренными Конституцией и рядом других законодательных актов. Одновременно он может исполнять функции главы какого-либо ведомства (министерства) или комитета (исключение составляют Верховная контрольная палата, Национальный банк и Комиссия правительства по гражданским правам). Премьер-министр может выступить с предложением о расширении кабинета путем включения в его состав так называемых министров без портфеля; в его власти создавать, объединять или ликвидировать ведомства, а также менять вектор их деятельности.

Совет министров утверждает проект бюджета и руководит его исполнением, издает распоряжения, координирует и контролирует деятельность правительственной администрации, обеспечивает внутреннюю и внешнюю безопасность государства и проч. Члены Совета министров несут перед Сеймом коллективную ответственность за деятельность правительства, но могут также нести и индивидуальную ответственность за решения, принимаемые во вверенных им областях. Сейм может распустить Совет министров, выступив с «неконфиденциальным предложением», которое поддержат не менее половины депутатов. При этом Сейм должен выдвинуть кандидата на пост нового премьер-министра. Премьер-министр отправляет действующее правительство в отставку на первом заседании Сейма нового созыва, а также в случаях, когда Сейм выражает правительству вотум недоверия либо не утверждает вотум доверия (при назначении кабинета). Президент Республики Польша, принимая отставку правительства, уполномочивает его к дальнейшему исполнению обязанностей до момента назначения нового состава.

Представителями Совета министров в административно-территориальных единицах являются воеводы.

Первичными единицами самоуправления являются выборные Советы общин в гминах.

Судебную систему Польши возглавляет Верховный суд, которому подчинены воеводские и районные (повятские и тминные) суды. Отдельную ветвь системы представляют специальные и административные суды.

Судей назначает президент страны по предложению Национального совета юстиции; заседатели судов избираются.

На страже конституционности стоит Конституционный трибунал. В состав трибунала входят пятнадцать судей, избираемых Сеймом на девятилетний срок.

Высших должностных лиц, в том числе министров, нарушающих законодательство, может судить Государственный трибунал — специальный суд, назначенный Сеймом.

По Конституции, президент обладает правом помилования осужденных. Однако, отклоняя решение суда любого уровня, он должен предварительно про-консультироваться с министром юстиции.