Критика чистого разума»: рационализм + эмпиризм

Жизнь и труды

Философские взгляды И. Канта

 

Творчество Канта может быть разделено на 2 периода: докритический(до начала 70-х гг. XVIII в.) и критический (начало 70-х XVIII в. – 1804 г.).

Термин «критический период» возник из-за названий основных работ Канта – «Критика чистого разума», «Критика практического разума», Критика способности суждения».

В этих работах Кант обращается к устройству человеческого ума, в противоположность устройству внешнего по отношению к человеку материального мира,которым он занимался до написания «Критик» - т.е. в докритический период.

 

Создавая свое учение, Кант испытывал сильное влияние философии Д. Юма. И хотя Кант не принял его сомнений по поводу существования объективного мира, акцент его философии, как и философии Юма, - явно субъективистский.

 

 

Философия Канта лишний раз подчеркивает антропоцентристскуюориентацию философии Нового времени – Кант исследует не мир, а человеческий, а вернее свой собственный разум.

Основной в этом плане работой Канта является труд «Критика чистого разума»,в которойКант исследует познавательные возможности человека.

Эти возможности по Канту определяются наличием в человеческом сознании,

во-первых, врожденных понятийиливрожденных идей - априорныхзнаний,

во-вторых, хаотических образов внешнего мира, получаемых им из органов чувств - апостериорныхзнаний

(Кант использует здесь и методологию (учение о методе) рационализмаи методологию эмпиризма, соединяя их в рамках единой теории познания).

Используя врожденные понятия, разум человека переводит хаос чувственных образов в определенный логический порядок,в результате чего в уме человека возникает стройная, упорядоченная картина внешней реальности.

Естественные науки принимают этот порядок за отражение объективных законов природы. В действительности же это не законы природы, а законы человеческого ума, которому объективная природа открывается только в хаотическом образе. Подлинные законы, по которым существует объективный материальный мир или - в терминах Платона - мир вещей, как и само наличие этих законов, человеку неизвестно. Внешний мир доступен ему лишь в виде хаоса чувственных ощущений – Кант называет эту доступностьявлениями. Собственную же логику бытия мира вещей, равно как отдельно взятых его единиц, человек уловить не способен.

Вещь в её объективном (и скрытом от человека)состоянии Кант называет «вещью-в-себе».

Это понятие является ключевым в философии И. Канта. Оно синоним объективной реальности с её сущностью (т.е. субстанцией), которые в философии Канта оказываются в принципе непознаваемыми.